Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (924) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 62

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 62

№27 (924) / 19 июля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902), №7 (904) – №26 (923) 2017

– 62-й псалом имеет такое преднаписание: псалом Давиду, внегда быти ему в пустыни Иудейстей, 62. Этот псалом псалмопевец Давид написал, находясь в пустыне Иудейской. Там он оказался, когда бежал от Саула, преследовавшего его. В этом псалме Давид изливает свою любовь к Богу… Где любовь к Богу, говорят святые отцы, там побеждается всякое зло, там растворяются скорби, печали, трудности, и человек пребывает в благодушии. И мы с вами, дорогие братья и сестры, порой бываем в пустыне – в пустыне нашего внутреннего духовного состояния, когда чувствуем пустоту внутри, потерянность и незащищенность, когда враги окружают нас. И чтобы человек не унывал, не печалился, не страдал в эту минуту, нужно всегда понимать: если он сохраняет при этом любовь к Богу, то побеждается всякое зло, как победил всех врагов любовью и милосердием Божиим сам царь Давид.

Мы ни в коем случае не должны допускать даже малейшего ропота на Господа, тщедушия, слабости, но именно возгревать большую любовь к Богу, обращаться к Нему, беседовать с Ним, прославлять Его. И тогда Господь явит Свое великое милосердие, даст Свою державу, то есть силу, даст крепость и возможность преодолеть всякое зло, с которым мы очень часто сталкиваемся в нашей жизни, ведь наша жизнь – это крестоношение, а крестоношение – всегда испытания, всегда трудности, всегда боль, всегда раны, всегда такое состояние, когда мы проходим через смерть, но Господь дает нам возможность воскреснуть от этих переживаний Своею Божественною Силою через ту любовь, что хранится в нашем сердце.

«Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада Тебе душа моя». Здесь псалмопевец Давид говорит о себе: «Рано утром я встаю и всегда начинаю день свой с молитвы. И ничто не может отвлечь меня от молитвы, от этого внутреннего настроения, в котором я прославляю Тебя», потому и в нашей жизни существуют утренние и вечерние молитвы. Утренняя молитва дает нам возможность пребывать с Богом, испросить благословение у Бога на день грядущий, дает возможность сохранить любовь к Богу. В то же время она показывает, Кто есть Основа нашей жизни, Кому мы можем явить свою покорность, Кому мы признательны в нашей жизни и к Кому прилепилось наше сердце. Когда человек начинает с утренней молитвы свой день, тогда получает Божие благословение и в его жизни в этот день все спорится, все получается, он приносит огромную пользу, а если и встречаются искушения, то человек, опять-таки силою Божией, преодолевает их.

Поэтому Псалмопевец и говорит: «Каждое утро я встаю и в первую очередь обращаюсь к Тебе – у меня нет других мыслей, я ни о чем не хочу думать, ни о чем не хочу суетиться, я не хочу заботиться об этом дне, я не думаю о тех переживаниях, делах и проблемах, с которыми встречусь в этот день. Я не думаю даже о необходимых жизненных делах: они сами по себе устроятся». Самое главное – это память о Господе, и именно через утреннюю молитву, когда ты только встаешь, память о Боге возрождается и дает огромную пользу. Как любящий человек стремится к любимому и не может быть без него, так и любящий Бога всегда стремится к Нему, всегда найдет минуточку пообщаться с Богом, выделит время для молитвы.

И только человек, который еще не проникся любовью к Богу, говорит: «Не могу найти время – у меня не хватает времени: утром встаю – надо убрать, приготовить, кофе попить, на автобус не опоздать, нужно глазки подкрасить, носик попудрить», и так далее. То есть мы всегда находим себе множество каких-то дел, препятствующих вспомнить о Боге и помолиться Ему. Но любящий человек всегда найдет время, ведь душа его горит любовью к Богу...

Дальше псалмопевец Давид так и говорит: «Возжада Тебе душа моя» – душа моя не может быть без Тебя, Господи. Возжада: мы с вами, разбирая предыдущий псалом, говорили, что, когда появляется внутренняя жажда, у человека пересыхает во рту, появляется слабость, немощь – он с огромным желанием хочет утолить свою жажду, и когда утоляет ее, то приходит в нормальное состояние. Так же и Псалмопевец говорит: «Я нахожусь в таком состоянии, что если не помолюсь, то не успокоюсь, – если я не помолюсь, то не приобрету для себя нормального состояния». Вот такая жажда к молитве, к общению с Богом должна быть у человека каждое утро. И когда мы встаем, то в первую очередь должны утолить жажду, которая у нас появилась от того, что есть огромная любовь к Богу.

«Коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне». Псалмопевец добавляет, что человек состоит не только из души, но и из тела – и тело тоже хочет общения с Богом, значит, он видимыми делами должен подтверждать любовь и желание общаться с Богом. И здесь словами псалмопевца Давида посрамляется всякий человек, который говорит: «Я в душе верю в Бога, и мне больше ничего в жизни не надо» – недостаточно только душой восхвалять Бога, плоть тоже восхваляет Его, раз ей присущи земные и поясные поклоны, моления, пост, добрые дела, и все это в совокупности прославляет Бога. Псалмопевец Давид говорит: «В земли пусте и непроходне и безводне» – даже в пустыне он не теряет желания прославлять Бога, хотя проснуться в пустыне – это не нормальное состояние. Днем там жара – ночью холодно. Человеку нужно подумать, как себя пропитать в этой пустыне. Еще и враг тебя может настигнуть. И первая мысль после пробуждения утром в пустыне, наверное: «Жив ли я? чем я буду питаться? как я буду обороняться? не окружил ли меня враг? нет ли какой засады?» Нет, даже в таком неестественном, трудном состоянии, в земли пусте и непроходне и безводне, псалмопевец Давид все равно говорит: «Господи, я всегда помню о Тебе, ведь душа моя не может жить без Тебя».

«Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою». Во святем, то есть в скинии Ветхого Завета – там он прославлял Бога. И так же, как он прославлял Бога в скинии, с такой же горячностью, с такой же любовью, надеждой, упованием он прославляет Бога и в пустыне: любовь его не изменилась – изменились обстоятельства, но любовь к Богу не изменилась; человек знает, что Господь посылает испытания человеку, но если он являет твердость и сохраняет свое упование и надежду на Бога, то Господь всегда даст возможность преодолеть трудности, избавит от врага как видимого, так и невидимого. Главное, чтобы любовь, внутреннее состояние у нас было ровным, как во святилище, как в храме Божием, говорят святые отцы, так и после богослужения. А то, когда мы приходим на службу, у нас и настроение хорошее, и радость, и благодать, и слезы умиления, тут и священники служат, и облачения – вроде все о Боге напоминает, и мы проникаемся любовью к Богу. А как вышли в мир – в эту пустыню, непроходимую и безводную, тогда у нас пропадает всякая любовь к Богу, мы забываем о Боге: начинаем жить повседневной жизнью, суетиться так же, как все суетятся. То есть приобретаем некую двойственность: дома мы одни, в храме – совершенно другие, на улице – одни, а в церковь приходим – опять становимся верующими людьми. Постоянство здесь восхваляет Псалмопевец и научает этому постоянству каждого из нас.

«Яко лучши милость Твоя паче живот: устне мои похвалите Тя». Псалмопевец Давид говорит нам, что мы должны лучше искать милости от Бога, чем земную жизнь, которая исполнена суеты и всякого беззакония, она ничто по сравнению с милостью Божией, дарящей нам вечность. «Устне мои похвалите Тя», то есть мы прославляем Бога за то, что Он являет нам милость Свою.

«Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои». Благословлю – прославлю Господа в жизни моей. Прославление через молитву, добрые дела и постоянную добродетельную жизнь. Мы как христиане сказали бы: через христианскую жизнь. И что бы ни было в жизни, мы всегда должны прославлять Бога. Что значит: воздеть руки к небу? Мы знаем, что Аарон воздвигал руки к небу во время молитвы. И сегодняшнее священство воздевает руки, когда произносит особые молитвы. Когда священник просит от Господа милости не только для себя, но и для всех молящихся, тогда он и поднимает руки к небу. И мы во время молитвы должны поднимать руки к небу, тем самым выражая постоянство и свою горячую молитву.

«Яко от тука и масти да исполнится душа моя, и устнама радости восхвалят Тя уста моя». Здесь очень понятный текст, он сопрягается с предыдущим стихом. Естественно, от хорошей пищи исполняется тело наше, и радуются уста наши. А вот как от тука и масти исполнится душа моя? Если в предыдущих стихах говорится о милости, то чем должна наполниться душа? Конечно же, милостью. «Яко лучши милость Твоя паче живот» – милостью исполняется душа. Господь дает возможность через милость получить и очищение, и оправдание, и награду за добродетельную жизнь. И от этого уста будут с радостью восхвалять Господа радостными словами.

«Аще поминах Тя на постели моей, на утренних поучахся в Тя». Здесь опять псалмопевец Давид говорит: «Я никогда, Господи, не забываю Тебя, даже когда нахожусь на постели своей, когда отдыхаю, даже тогда, когда я во сне. Пусть моя плоть отдыхает и спит, но сердце мое бодрствует и всегда прославляет Тебя». Об этом и Спаситель сказал: «Всегда бодрствуйте и молитесь, да не внидете в напасть». То есть когда человек пребывает в Боге, он и во сне продолжает молиться и прославлять Бога. «На утренних поучахся в Тя» – каждое утро, и не только утром, но и ночью я буду молиться, Господи: на постели – это значит, ночью. А утро – это когда человек уже восстает от сна.

Святые отцы относились ко сну как ко времени, которое крадет у них возможность общения с Богом, прославления Его. Вот почему многие подвижники благочестия даже не ложились на кровать, а отдыхали сидя. Недавно была память святителя Иоанна Шанхайского – он никогда не ложился на постель: он либо сидя, либо на коленочках в молитве засыпал на короткое время – два-три часа он предавал своей плоти некое упокоение (сон дается в успокоение немощи нашей). Конечно, немощь всегда берет свое, и как бы человек ни стремился победить сон, говорит преподобный Феодосий Печерский, сон мы никогда не победим: невозможно победить естество человеческое. Обязательно нужно некоторое время отдыхать, но это время у святых отцов было настолько кратким: им было жалко тратить время на сон, который отбирал время молитвы.

И здесь нам становится понятным, почему, например, преподобная Евфросиния Московская целый день трудилась, занималась государственными делами, а по ночам молилась. Когда же она отдыхала? Отдыхала она очень короткое время. Ora et labora – «молись и трудись», говорили святые отцы. Когда идет сочетание труда и молитвы, человек пребывает в благости и пребывает в Господе.

Здесь псалмопевец Давид и настраивает нас, чтобы мы всегда помнили о Господе – если ты любишь Бога, ты всегда помнишь о Нем, даже когда ты на постели: ничто тебя не может отвлечь, даже ночь, когда плоть твоя отдыхает, – все равно сердцем ты бодрствуешь и пребываешь в Господе.

«Яко был еси Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся» – Ты, Господи, Помощник мой, я всегда под кровом Твоим сохраняюсь. И всегда кров Твой является радостью. Почему? Человек может радоваться не тогда, когда он не чувствует уверенности, не тогда, когда знает, что в любой момент кто-то может нанести ему рану – неважно, лицом к лицу ты встретишь своего врага, или он вонзит нож тебе в спину: ты не уверен, ведь нет защиты. Почему строились крепости? Крепость защищала человека. Так же, если человек любит Бога, Господь помогает ему.

Псалмопевец Давид, в пустыне находясь, говорит такие слова: ему не страшно даже в пустыне, не в крепости, ведь Бог – Помощник его. Кто против Бога? Он в пустыне находится под покровом Самого Бога, поэтому он в радости, он не печалится. У него нет никакого страха, ведь Господь всегда защитит его.

«Прильпе душа моя по Тебе: мене же прият десница Твоя». «Душа моя прилепилась к Тебе, Господи» – насколько Псалмопевец выражает мысль нашими земными понятиями, сравнениями! Он настолько привязался к Господу, что не видит никого лучше и вернее в этой жизни. Никто не может ему дать такой радости, утешения и успокоения, как Господь. Он говорит: «Прилепилась душа моя к Тебе, Господи, и десницею Своею Ты всегда защищаешь меня». Невозможно уйти от Господа. Уйти от Бога – это остаться незащищенным младенцем, которому не только воин, но и всякий человек, и даже дикий зверь, может причинить зло, и он не сможет себя защитить. «Но я прилепился к Тебе, Боже, ведь десница Твоя всегда защищает меня, и направляет на праведные дела».

«Тии же всуе искаша душу мою: внидут в преисподняя земли». Здесь псалмопевец Давид говорит: «А те, кто ищет душу мою? Что будет с теми, кто хочет причинить мне зло?». Он сказал, Кто его друг, Кто его защищает в этой жизни, к Кому он прилепился, к Кому он имеет огромнейшую любовь. Ну кто теперь может искать души его? Они не понимают, на Кого уповает Давид. Он не уповает на оружие, на воинов, на крепость – он уповает на Господа. Разве может такая надежда посрамить человека? Нет, конечно же. Что будет с этими людьми? Они внидут в преисподняя земли – Господь победит такого человека. В то же время мы должны говорить применительно и к врагу рода человеческого – дьяволу: он сможет ли нас победить, когда мы полюбили Господа, когда мы прилепились к Господу всем сердцем, всею душою своею, всем помышлением своим? Конечно же, нет. Куда Господь отправит их? В преисподняя земли. Там будет их место, и никогда они не смогут подойти к человеку, не смогут искушать его. А если и будут искушения, то их Господь упразднит силою Своею. А что будет дальше с этими людьми? Каким образом они сойдут в преисподняя земли?

Псалмопевец Давид следующим стихом говорит: «Предадятся в руки оружия, части лисовом будут» – он говорит, каким образом будет побежден Саул и его споспешники: воины их истребят, они погибнут на войне через оружие. Мы знаем, что смерть приходит различным образом, – через какие-то заболевания, через нечастные случаи, от злых людей. Смерть бывает и через военные действия. Мы знаем, сейчас много военных действий и гибнет огромное количество людей – ценность человека незначительна. Здесь псалмопевец Давид и говорит, каким образом погибнет Саул: через воинов, которые оружием убьют их. Но через каких воинов? «Части лисовом будут». Здесь толкователи немножко расходятся: с одной стороны, говорят, что их поедят лисицы, дикие звери, и от них не останется даже останков и памяти о них не будет никакой. С другой стороны, святые отцы говорят, что они попадут в руки воинов, но воинов не крепких, а слабых и хитрых, то есть они не будут достойно убиты, а убиты самими слабыми и самыми последними людьми, они не только будут преданы смерти, говорят святые отцы, но самое главное и основное – сама их смерть будет бесславной: нельзя посягать на того человека, который всею душою и всем своим сердцем стремится служить Господу.

«Царь же возвеселится о Бозе: похвалится всяк кленыйся Им». Царь же возвеселится о Бозе – здесь мы можем говорить, что царь Давид возвеселится о Боге, ведь Господь Помощник его. Царственным называется и тот народ, который, хотя и из язычников, но принял Христа и, по добродетельной жизни своей, является царем, поскольку всякая добродетель присуща царственной личности. О Боге может похвалиться только праведный человек, верующий, любящий Бога. Царь – помазанник Божий, и Давид похвалится о Боге. «Похвалится всяк кленыйся Им». Конечно, клялись царем – обычно же клянутся самим высоким, самым святым, что имеют в жизни: клясться тем, что не имеет никакой ценности, бессмысленно. Клялись всегда высокими людьми, чинами, или близкими людьми, которые дали нам жизнь, или Самим Господом, как Господь повелевает в Ветхом Завете. Но эта клятва может быть действительно только славными людьми. Поэтому «похвалится всяк кленыйся Им» – Царем, великим Царем.

Псалмопевец Давид заканчивает псалом такими словами: «Яко заградишася уста глаголющих неправедная». Господь побеждает всякое зло и всякую неправду – заградятся уста человека, глаголющего неправедное. С одной стороны, заграждаются уста, ему сказать нечего – он обличен неправдой, которая не достигла своей цели, нечему радоваться. А с другой стороны, мы знаем, что заградятся уста неправедные: Господь лишает такого человека жизни, тот сходит в преисподняя земли. Естественно, после смерти человек не может говорить, поэтому заграждаются уста всякого человека неправедного. Наше стремление к духовной жизни может раскрыть глубочайший смысл этого псалма, который научает нас любить Господа даже в самой трудной ситуации и быть постоянным в своей любви.

К этому, мои дорогие, мы и должны стремиться. Неслучайно самая высокая заповедь в нашей жизни, которую дает Господь, – это возлюбить Господа всем сердцем, всем помышлением и всею душою своею, всем существом своим, и ближнего своего, как самого себя. Первая часть этой заповеди очень высокая, в этом весь Закон и пророки, сказал Господь. И как красиво Псалмопевец нам раскрывает любовь к Богу и постоянство в этой любви! Самое главное – любить Бога не только тогда, когда нам хорошо, но и когда трудно, когда мы даже чувствуем, что Господь оставил нас.

Дивеевские сестры говорили после революции: одно гонение, другое гонение, монастырь закрыли, из монастыря выгнали, из скита выгнали, они стали скитаться, их не принимали, кого-то посадили – они стали исповедницами. Вот тогда они говорили: «Все против нас: и государство против нас, и люди против нас, и Бог против нас». Можно так сказать, но при этом не потеряв любви. Можно почувствовать некую оставленность в этой жизни ( ведь Господь дает испытания для укрепления в добродетельной жизни), но при этом сохранить любовь к Богу. А если сохранишь любовь к Богу, то и враг побеждается, и Господь посылает утешение. И самое главное то, что Господь всегда и возвысит, и возвеселит такого человека. Храни вас Господь! И, Бог даст, до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс