Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №27 (924) → Протоиерей Андрей Канев: Это мы виноваты в наших несчастьях

Протоиерей Андрей Канев: Это мы виноваты в наших несчастьях

№27 (924) / 19 июля ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №26 (923) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Знаете, на приходе это бывает крайне редко. Но вот когда я начинал только в храме служить, сначала очень много бабушек приходило и приходилось бороться с таким представлением о ближнем: «Там в соседнем доме живет колдунья, которая на меня колдует, и мне из-за этого плохо». И приходилось очень много тратить времени и сил, слов, чтобы убедить человека, что это мы виноваты в наших несчастьях. И действительно, такое представление, что «я ничего, но кто-то против меня борется» – какими-то внешними историями, событиями, какими-то несчастьями (тут у человека очень интересное мировоззрение – не знаю, насколько оно христианское получается) очень своеобразное и народное.

А нам говорится святителем в этих словах, что внутри нас есть два объекта, которые подвергаются нападению бесов: ум и сердце. Под сердцем подразумевается центр души, в котором и находятся все наши страсти – область чувств, в которой все наши страсти обитают. И у лукавого задача какая?

Не просто взять, поэтому я и боролся против этих суеверий с колдовством (хотя оно существует, я не спорю с этим, имеет какую-то силу воздействия, но, наверное, не на христиан): если ты думаешь, что это нападки только внешние, то ты выступаешь в роли христианского мученика – тебя мучают, со стороны пришли и мучают; а тут-то другая совсем система. Вот, допустим, ты хочешь быть хорошим и все вокруг тебя за это мучают и убивают – тогда ты мученик христианский. А тут цель другая: лукавому не нужно, чтобы мы были мучениками – ему нужно, чтобы мы стали его последователями, т.е. шли по его следу. А как это делается? Он это делает, воздействуя на ум человека через мысль. Поскольку мы духовно-телесные существа и падшие духи тоже духовные, они могут воздействовать на наши мыслительные образы, на наш ум. Мы можем немножко за собой посмотреть, что мы думаем, на что обращено наше внимание, – целая каша помыслов каких-то постоянно мелькает в уме человека.

Цель какая? Мысль пришла – человек думает, что это его мысль, принимает ее, рассматривает, и потом эта мысль, когда он ее рассмотрел, попадает в область чувств. Человек начинает чувствовать, желать этого и потом, как только получается какая-то подходящая обстановка, человек легко все решает. Когда-то это кратковременный период, когда-то очень длительный, – но факт тот, что все грехи, независимо от их принадлежности к какой-нибудь страсти, действуют одинаково. Через ум. Правда, бывает и другой способ, когда в уме уже такая дорога протоптана: сразу сердечные чувства взрываются у человека. Гнев, например, – доли секунды и человек уже в состоянии гнева находится, или похоть какая-то, или другие страсти. Но изначально это всегда одинаково – через ум. Это очень серьезно, нашим умом крутят – надо посмотреть, чем наш ум занят, он же постоянно чем-то занят, он не может быть в некоем вакууме. И чтобы бороться с этим, чтобы сердце и ум очистились, как раз и есть такой опыт умного делания, который связан и с покаянием, и с внутренней молитвой. Она и родилась как практика противодействия вот этому вращению нашего ума и сердца, когда человек вниманием не рассматривает помыслы, а обращается к Христу и зовет: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

– Святые отцы учат, что для всякого христианина делом крайним и полезным является навык держать ум в памяти Божией. Иногда это памятование они называют поучением и понимают под ним какую-то краткую молитву или духовную мысль, к которой человек привыкает и старается усвоить ее умом и памятью вместо всякой иной мысли. «Мысль суетная, земная, постоянно занимая человека, производит в нем оскудение разума, препятствует приобретению полезных и нужных познаний: напротив того мысль о Боге, усвоившись христианину, обогащает его духовным разумом,» – учит святитель Игнатий. Апостол Павел предупреждает нас (святитель Игнатий приводит его слова в данной главе), что оружие врага рода человеческого – это огненные стрелы, которые нацелены прежде всего на наш ум. И отражать их можно только одним способом – держать ум в памяти Божией. С того времени, учит святой Симеон Новый Богослов, как дьявол устроил изгнание из рая и отлучение от Бога, он с бесами своими получил свободу колебать словесность, т.е. ум, каждого человека – одного больше, другого меньше. И уму невозможно оградиться от этих нападок иначе, как непрестанной памятью Божией.

Протоиерей Андрей Канев: – Часто на исповедях бывает такой вопрос: «Вот, рассеянная молитва у меня, вот меня помыслы одолевают. Как избавиться от помыслов?» Мы должны понять, что от помыслов мы не избавимся. У нас нет такой цели, мы не можем избавиться от своего слуха. Вот глаза можно отвести от соблазнительного объекта, а уши то ведь нельзя закрыть. Ты всегда будешь слышать. Ум всегда будет в нашем первоначальном состоянии, – невозможно избавиться от помыслов. Это особое благодатное состояние молитвы, когда она уже не сбивается помыслами. Но сейчас, на нашем новоначальном этапе, не надо мечтать, что было там у святых. Это констатация факта, это закон – «сейчас это есть», чтоб мы не путались и не каялись, что у нас нет парительной молитвы.

Если молитва – это средство борьбы против плена лукавого, то ей будут противостоять очень сильные средства. Когда «Дом-2 включить – это интересно», ты полночи его смотришь, боевик какой-нибудь, – а поставить себя на 15 минут на молитву человеку очень большой труд нужно приложить. Это же не случайные вещи! Или берет Евангелие, ему скучно, носом клюет, а взял какой-то светский журнал – и там можешь разглядывать, читать, удивляться всем красотам мира. Это же все не просто так, это следствие духовной борьбы: против нашего ума, против молитвы будет идти борьба. Это законно, не надо в этом законе каяться и мечтать, что сейчас («в твоем первом классе» хотел сказать – не первый класс, конечно, в детсадовской группе или ясельной) ты избавишься от помыслов. Закон такой, поэтому об этом законе и пишут: невозможно избавиться.

– И нам, конечно, не стоит ждать, что огненные стрелы перестанут поражать наш ум: не перестанут. Тем более – надеяться, что враг, по природе своей человеконенавистник, вдруг сжалится над нами и перестанет нас донимать. Не сжалится и не перестанет никогда. Но значит ли это, что мы не должны сопротивляться – сложить руки, повесить головы и просто сидеть в ожидании пожара, а потом на пепелище от потока этих огненных стрел? Все это непременно случится, но лишь если мы не научимся эти стрелы гасить.

Протоиерей Андрей Канев: – Наше сердце можно сравнить с подвалом, в котором находятся пороховые бочки. Каждая бочка – это страсть. И лукавому нужно запустить эту горячую стрелу, помысел, мысль, чтобы она попала в этот самый пороховой склад и взорвала эту бочку. Что сделать, чтобы этого не было? Нужно закрыть вход в пещеру, в этот склад, погреб. И этим закрыванием становится не обращение ума на помыслы, а обращение внимания к молитве. Опять же, мы возвращаемся к теме внутренней молитвы, которой человек может пользоваться всегда – для этого не надо ни молитвослова, ни иконы, ни лампадки, ни соответствующего времени. Ты всегда можешь этим заниматься, но только надо – правильно (мы говорим поверхностно, а это тема серьезная и глубокая; но мы хотя бы знать должны, что делать). (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс