Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– «Думали: нищие мы, нету у нас ничего,// А как стали одно за другим терять,// Так, что сделался каждый день //Поминальным днем, -// Начали песни слагать// О великой щедрости Божьей// Да о нашем бывшем богатстве», – есть такие строчки у гениальной поэтессы Анны Ахматовой. Я вспоминаю эти строчки всякий раз, слыша какие-то упреки или раздражение, когда мы начинаем говорить, как богата наша родная православная культура: ей больше тысячи лет. И нам действительно есть чем гордиться, есть что показать, предъявить. Есть что изучать.
Из таких малоизученных тем, достояния только узкого круга профессионалов, – богословие иконы. И мы попытаемся с вами присмотреться к одной из хорошо всем известных с детства икон – она написана Андреем Рублевым и называется «Троица». Мы с вами увидим, конечно, не сам оригинал, который находится в Третьяковской галерее, но копию – одну из многочисленных копий, которая у нас есть в наших храмах, и попытаемся убедиться, что икона по-настоящему есть богословие в красках.
В иконе каждый момент, каждый жест, каждый поворот головы, краска и сама композиция – все это имеет огромное значение, и люди Средних веков, наши с вами предки, умели читать этот язык иконы – и она им очень многое говорила, а для нас часто она просто некоторый сокровенный предмет, молчащий, нам ничего не говорящий, ни на что не наставляющий.
Преподобный Андрей Рублев жил в самом начале XV века. Он был учеником преподобного Сергия Радонежского и в похвалу ему и его подвигу написал эту икону. Устойчивое выражение, что «икона есть богословие в красках», следовало бы немножко уточнить: не только в красках икона богословствует, но и в самой композиции.
Что запечатлел преподобный Андрей на иконе Святой Троицы? Это устойчивый сюжет в иконографии: событие древности, описанное в Книге Бытие – самой первой Книге Библии. Гостеприимство святого Авраама: Авраам встречает Святую Троицу. Но святой Андрей – иконописец Андрей Рублев – фигуру Авраама из этого сюжета убирает. Остается Сама Троица и знаки вневременного пребывания этих ангелов.
Поэтому иногда эту икону именуют иконой Предвечного Совета. Святой Андрей (Рублев) как подлинный исихаст, монах-подвижник, попытался в иконе изобразить бывшее до времени, до сотворения этого мира, до сотворения человечества и всего тварного: Совет Святой Троицы, трех Лиц – Бога Отца, Сына и Святого Духа. Центральный образ, символ этой иконы – это Чаша: в центре стола мы видим Чашу, из которой выглядывает голова тельца – жертвенного животного. И люди древности прекрасно знали, что телец – это символ жертвы, причем жертвы добровольной. И центральный ангел благословляет эту Чашу. Это очень интересный знак: святой Андрей изобразил центрального ангела в традиционной одежде Христа – это красный хитон и голубой гиматий, которую Он носил. Это устойчивые знаки – цвета одежды, которые в иконографии изображаются только на Христе. Это атрибуты Лика только Христова.
Христос благословляет эту Чашу: до сотворения мира, до грехопадения, еще до того, как смерть вступила в свои права, Господь знает, что произойдет, и добровольно решается принять смерть за человека, чтобы искупить его. Этот жест, благословляющий жертвенное животное, – благоволение Господа принять потом крестную смерть. Но здесь мы видим только одну Чашу.
В иконе их несколько. Первая Чаша стоит на столе. Вторая, большая Чаша образуется фигурами двух крайних ангелов и внутри нее помещается ангел, изображающий образ Христа – Сам Христос помещается в Чашу, и вся Троица участвует в этом искупительном действии. Но есть еще и третья Чаша, которая образуется престолами двух ангелов и находится под престолом, на котором восседает Святая Троица. Что это за жест? Для кого она?
Мы здесь с вами отправляемся к символике Апокалипсиса – последней Книги Нового Завета, самой таинственной – у Иоанна Богослова был очень интересный знак. Под престолом святой Иоанн видит души замученных за Христа, свидетелей за Христа: людей, которые не просто назывались христианами, но дали себе перерезать горло, как говорил Блез Паскаль, которые не просто назывались, но были христианами.
Так вот, эта выемка в столе и путь к этому шествию запечатлен Чашей, которую должен принять каждый христианин. Каждый христианин принимает свою чашу. Это знак синонимичен знаку Христа: мы говорим, повторяя слова Спасителя, что каждый, кто называет себя учеником Христа, христианин, должен взять свой крест. Свой крест каждый из нас несет, свой крест каждый из нас добровольно принимает – как добровольно принимал Господь Свой Крест: ради бескорыстной, совершенно бескорыстной любви, которая трудится, осуществляет себя без всякого интереса к тому, чтобы в человеке что-то взять, что-то усвоить. Ради человека самого и любви к человеку. Так вот, вот эта третья Чаша – это знак крестоношения каждого христианина.
Но что же символизируют две другие фигуры ангелов?
У святого Андрея (Рублева) ангел, к которому два других склонили головы, есть символ Бога Отца, и на иконе он изображен в светло-лиловых ризах: это знак царского достоинства, монархии Отца. Над ним мы видим дом – очень интересный символ, который, как мы помним, в речах Спасителя часто фигурирует: В доме Отца моего обителей много – Отец уготовил для каждого из нас обители блаженства на Небесах. И этот Отец не только Бог Отец – Он Отец каждому из нас.
Третий ангел, в зеленых ризах, есть Дух Святой. Может быть, вы помните, что на Святую Троицу вся Церковь облачается в зеленый цвет – мы постилаем даже траву в храмах, несем веточки березовые. Зеленый цвет, который, как говорил святитель Василий Великий, лечит зрение, это цвет животворящего Духа Святого. И над ангелом, изображающим Третью Ипостась Святой Троицы, мы видим скалу – камень в библейской символике есть символ Церкви. А над центральным ангелом, над Самим Спасителем мы видим дерево – то самое древо жизни, которое стало и знаком Евхаристии, и знаком спасения человечества, который изображается над центральным ангелом, помещенным в Чаше. Это знак Христа Спасителя, знак того, что, приходя ко Христу, мы возвращаемся в рай – прекращается насилие смерти, прекращается торжество злобы, зла в этом мире.
И почему преподобный Андрей (Рублев), который жил в начале XV века и был известным иконописцем и монахом одновременно, написал эту икону именно в похвалу святому Сергию, своему учителю и духовному наставнику? По преданию, преподобный Сергий говорил своим ученикам: «Воззрением на Святую Троицу одолевается ненавистная рознь мира сего» – распря этого мира уходит, когда мы смотрим на Святую Троицу. В этой фразе весь опыт этого духовного наставника: опыт тишины, обуздания страстей, воспитания себя в любви к ближнему. Каждый из нас должен преодолеть эту распрю в самом себе и потом стараться, чтобы рознь, вражда, раздирающая наш мир, исчезла из него – и мир превратился в гимн Святой Троице.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.