Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Протоиерей Олег Стеняев: Заповеди блаженств, как нравственный кодекс христианина

Протоиерей Олег Стеняев: Заповеди блаженств, как нравственный кодекс христианина

№25 (922) / 4 июля ‘17

Беседы с батюшкой

Когда речь идет о заповедях, обычно на ум приходят заповеди из Пятикнижия Моисея. Как ветхозаветные заповеди соотносятся с Евангельскими заповедями блаженств?

– В христианской богослужебной традиции ветхозаветные заповеди не читаются за богослужением, мы редко обращаемся к ним. Хотя, когда изучаем Закон Божий, прежде всего изучаем Десятисловие Моисея и другие заповеди из Пятикнижия, дополняющие его. Но за Литургией всегда вспоминаются, торжественно поются заповеди блаженств. Эта практика уходит корнями в ветхозаветные времена, когда в Иерусалимском храме и синагогах, которые были домами молитвы, читался Закон Божий.

Для нас высший закон – Евангельский закон. Поэтому когда поются «Блаженны» и мы слышим заповеди, мы должны с глубоким вниманием воспринимать эти слова: это действительно нравственный кодекс христианина. Ведь христианам уже не надо напоминать о таких заповедях, как «не убий», «не прелюбодействуй». Это уже очевидно. А заповеди блаженств предлагают нам более высокий духовный уровень, сугубо христианский, отличный от ветхозаветного.

То есть ветхозаветные заповеди – это фундамент.

– Да, это как бы начатки нравственности, то, что очевидно для всех. А заповеди блаженств – то, чему еще надо научиться, к чему надо приблизиться. Может быть, для этого потребуется вся жизнь христианина.

Есть ли существенные отличия между Евангельскими заповедями блаженств и ветхозаветными заповедями?

– На самом деле это единый Закон Божий, который давался людям не сразу, а постепенно. Ведь Бог открывает Свою волю людям в той мере, в какой они могут ее вместить. Сначала была заповедь, данная Адаму в раю, потом были законы, данные Ною, затем Аврааму была дана заповедь обрезания, и далее были заповеди, данные Моисею. Некоторые законы были даны через пророков.

Евангелие – как бы венец всего законодательного процесса, особенно Евангельские заповеди блаженств. В них мы достигаем совершенства, ведь в Нагорной проповеди Христос как бы показывает отличия христианского отношения к ветхозаветным заповедям. Например, Он говорит: «Вы слышали, сказано в законе: “не прелюбодействуй”? А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с ней в сердце своем…». И еще: «Вы слышали, что сказано древним: “не убий”. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего, уже человекоубийца».

Таким образом, Христос не отменяет Закон – в некотором смысле Он делает его более строгим, но главное, Он вскрывает духовный смысл того или иного явления. Например, человек не может пойти и убить другого, если он не будет гневаться, злиться. Поэтому Христос, показывая на сердце человека, указывает, что из него исходит всякая нечистота, и убийство, и блуд. Поэтому Он говорит: «Не гневайся, не смотри с вожделением, не говори человеку пустые слова». «Кто скажет брату „безумный”, – говорит Христос, – тот повинен геенне огненной» – в христианском понимании, нельзя даже оскорблять людей. А уже сами заповеди блаженств – это вершина христианского понимания нравственности и всего библейского Откровения.

И на их воплощение можно потратить, наверное, всю жизнь.

– В любом случае мы достигаем возможности приблизиться к их исполнению с помощью благодати Божией: сам человек не способен исполнить Закон. Апостол Павел прямо писал: Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас – Он вскрыл духовные проблемы, связанные с исполнением заповедей, и дал нам более совершенный Закон.

Можно попросить прочитать заповеди блаженств и дать им краткий комментарий?

– Да, мы можем начать их чтение и будем по ходу обсуждать какие-то вопросы. Мы будем читать заповеди блаженств по Евангелию от Матфея, 5-я глава, с 1-го стиха.

«Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его».

На самом деле это и символическое действие: эта проповедь называется Нагорной, то есть она оторвана от равнины, это возвышенные слова. «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: И идет первая заповедь блаженств: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

Казалось бы, человек должен стремиться к духовной полноте, духовному богатству, а здесь говорится: нищие духом.

– Здесь имеется в виду, что человек не должен останавливаться в деле собственного совершенствования. Если человек скажет о себе, что он богатый духом, то это лаодикийское состояние человека, описанное в Апокалипсисе, когда человек говорит, что ни в чем не нуждается, что он духовно богат. На самом деле такой человек не приблизился к исполнению воли Бога. А вот осознание своей духовной нищеты – это осознание того, что высшая цель впереди. И это понуждает человека трудиться над собой.

Слово «блажен» встречается и в начале Псалтири. Оно очень интересно в контексте Псалтири, оно означает «блажен всегда» – то есть не так, что с утра ты в блаженном состоянии, а к вечеру усталый и не тронь тебя. Поэтому мы перенесем такое понимание слова «блажен» на эти заповеди.

И сразу возникает вопрос: а почему блаженны нищие духом? Чем занимаются нищие? Нищие просят. А почему они просят? Потому что они получают. Нищие не просят рядом с банками, офисами – там не подадут. Они стоят рядом с религиозными, культовыми сооружениями – где больше милосердия, там и дают. Нищие духом блаженны, потому что, прося, получают.

Как мы молимся Духу Святому: «Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны…» – и Небесные сокровища изливаются в нашу душу через таинства Божии, когда мы проявляем смирение, осознавая свою нищету, несостоятельность, ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

«Блаженны плачущие, ибо они утешатся».

Как заповедь «блаженны плачущие» сочетается с Евангельским призывом всегда радуйтесь?

– Надо понять, о чем они плачут. Блаженный Феофилакт пишет: «Они плачут о грехах других людей» – прежде всего, они плачут о грехах других людей. Для человека, который воцерковился, которому в таинстве Покаяния прощены грехи, а в таинстве Причастия он исполнен присутствием Христа в своей жизни, это, конечно, радость; но радость омрачена тем, что есть члены семьи, которые не ходят к Исповеди, Причастию. И блаженный Феофилакт так и пишет, что те люди плачут не только о своих ошибках, но плачут о грехах других людей – не злорадствуют о них, а проявляют сожаление, как мы, когда видим чужого больного человека, всячески стремимся помочь ему, проявить по отношению к нему сострадание.

Почему именно плачущие, то есть такая крайняя степень сострадания?

– Это подчеркивает серьезное отношение к проблемам других людей. Чтобы не было просто: «Да, я тебе сочувствую». Имеется в виду серьезное отношение, которое действительно близко такому внутреннему содроганию, когда человек может пролить слезы. Кстати, мы видим, что Христос плакал, когда видел греховное состояние еврейского народа, подходя к Иерусалиму, – Он плакал именно об ожесточении их сердец. Это мы реально обнаруживаем на страницах Евангелия.

Почему же плачущие блаженны, раз они так глубоко переживают?

– Потому что они вымаливают этих людей. Ведь когда мы видим проблему человека или свою собственную, мы обращаемся к Источнику благих и жизни Подателю – Богу, и Он помогает нам и силен помочь и тем людям, за которых мы просим. Как говорится, «спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Так же, как нищие...

– Да, прося, мы получаем. Более того, в Священном Писании, в той же Нагорной проповеди, сказано: «Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него». То есть не надо проявлять сомнение: Бог слышит все наши прошения, но знает лучше нас, когда нам нужно помочь.

Давайте посмотрим следующую заповедь блаженств: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Как возможно отстаивать справедливость, занимать активную социальную позицию, оставаясь кротким? Как это совмещается?

– Блаженный Феофилакт дает очень интересное объяснение. Он говорит, что кроткие – это не те, кто совершенно не гневается. Совершенно не гневаются душевнобольные. А кроткий – это тот, кто знает, когда надо проявлять кротость, сдерживать гнев, а когда не надо его сдерживать. Мы видим случаи, когда Христос не сдерживает гнев – например, придя в храм и увидев, что тот превращен в рынок, торговый центр, Он проявляет гнев и изгоняет из храма всех торгующих и покупающих. Поэтому, когда мы видим, что зло касается лично нас и мы можем стерпеть, здесь лучше проявить кротость. Но когда мы видим, что это касается других людей... У пророка Исаии в 1-й главе сказано: научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Или, когда мы видим опасность нашему Отечеству. Как говорил святитель Филарет (Дроздов): личного врага люби, врага Отечества бей. Поэтому кротость в Евангельском понимании – это когда мы соизмеряем, в каких случаях мы действительно должны уступить (и таких случаев может быть в нашей жизни достаточно много), а когда должны занять принципиальную позицию и даже проявить священный гнев.

Почему же тогда кроткие наследуют землю?

– Они смогут выжить в этом мире. Давайте, кстати, обратим внимание на слова: «плачущие, ибо утешатся», «кроткие, ибо они наследуют землю», «алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». И святые отцы говорят: не думай, что плачущие утешатся за гробом, не думай, что кроткие наследуют землю как те два метра, в которые их закопали, но будущую землю, не думай, что алчущие насытятся там, на Небесах, – уже в этой жизни Господь придет к ним на помощь. Если они будут исполнять заповеди, они будут живы этими заповедями. Еще древним иудеям было сказано: если вы будете исполнять закон, вы будете живы этими заповедями, вы будете счастливы, будете пребывать в блаженном состоянии. Но если вы будете нарушать заповеди, то будете наносить вред самим себе. А если человек любит Закон, изучает его, награда великая ему за это – сама возможность изучать Закон Божий. И если человек соблюдает заповеди, награда великая за это – сама возможность соблюдать Божий Закон, который есть источник жизни. Об этом мы должны помнить.

Следующая заповедь блаженств: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся».

О какой правде идет речь в этой заповеди?

– Это слово иногда переводится как «праведность»: блаженны алчущие и жаждущие праведности. Но праведность – очень широкое понятие, поэтому слово можно перевести как «правда», некая жизненная правда. Прежде всего надо понять, что мы не можем самостоятельно прийти к праведности, если не будем соблюдать правую веру. В православном миропонимании не вера рождается от добрых дел, а, наоборот, добрые дела рождаются от правильной веры. Поэтому Христос говорил: по плодам их узнаете их. И апостол Иаков рассуждает, что вера без дел мертва. Что такое мертвая вера? Это отсутствие веры.

Если вера есть, она всегда себя проявляет в действиях, каких-то поступках, и это та реальность, которую мы можем сами наблюдать за собой. Мы живем так, как мы верим, и верим так, как живем. Например, если человек видит, что, с одной стороны, он декларирует веру, но его личный образ жизни не являет те идеалы, которые он проповедует, это значит, что ему надо провести ревизию своей веры. Может быть, он что-то неправильно понимает. И если он будет правильно исповедовать Православную веру, то его жизнь будет естественно выправляться. И это реальность. Почему? Потому что ереси называются «делами плоти». Казалось бы, ересь – это мировоззренческое заблуждение, какие же это дела плоти? Так вот и получается, что если человек совершает дурные дела плоти, это результат поврежденной веры: у него неправильные представления о Боге, о Христе, о Духе Святом, Церкви, таинствах. Это взаимосвязано.

Еще один важный аспект, на который мало обращают внимания. Когда человек принимает решение исправиться, он идет к священнику и рассказывает о своих грехах (как он их запомнил). А действовать надо немного иначе: о грехах-то мы расскажем, но надо сделать ревизию той части жизни, которую мы называем религиозной. Надо рассказать, как ты молишься: может быть, ты молишься неправильно? Как ты молишься утром, как вечером? Читаешь Писание или нет? Готовишься к Причастию или не готовишься? Например, искусный врач прописал больному самый правильный способ лечения, но больной не идет на поправку. Врач приходит к нему и говорит: – Давай посмотрим. Ты соблюдал диету, которую я тебе предложил?– Да не очень получилось. – А ты не забывал делать эти уколы, принимать эти таблетки? – Да, иногда забывал.

Проблема заключается в том, что в Церкви мы действительно имеем все необходимые средства, чтобы обрести правду истинной жизни во Христе и со Христом, но если мы неправильно реализуем идеалы своей религиозной жизни, это, без сомнения, сказывается на нашей нравственной жизни. Поэтому Павел и говорит, что ереси – дела плоти. И когда мы будем совершенствоваться в Законе Божием, Законе совершенном, в учении Церкви, мы будем исправляться, то есть идти стезей спасения. Так и сказано в Писании: вникай в себя, в учение, занимайся сим постоянно, так ты спасешь и себя, и слушающих тебя – спасешь не словами, не учебниками по богословию, а тем, что сама вера принесет плоды в твоей жизни. И если у тебя был грех, но ты с ним не боролся, ты начнешь вести с ним решительную борьбу – решать ту или иную проблему.

Поэтому, когда повторяется один и тот же грех и человек годами исповедует его на Исповеди, он должен поговорить со своим духовным наставником: «Может быть, что-то не так в моей религиозной жизни?» – как больной, который диету не соблюдает, таблетки вовремя не принимает: средства ему даны, а он их неправильно использует, и в результате болезнь сохраняется и может даже прогрессировать. Это очень опасно. Ведь действительно вера без дел мертва.

Если мы ищем правду Божию, то она обнаружится в том, что изменится наша жизнь. Мы действительно пойдем стезей праведности, но нам надо хотеть этого. Как мы прочитали: «блаженны алчущие и жаждущие правды». А у нас чаще есть люди, интересующиеся Православием. Давайте взвесим эти слова: «алкать», «жаждать» познания веры или «интересоваться»? Кто-нибудь подходит к нам и говорит: «Да, у меня есть интерес к блаженному Августину, его экзистенциализму, я бы почитал что-нибудь». Это ведь совершенно разные вещи. А что такое – человек алчет и жаждет? Это сильное желание познать волю Божию, сильное желание познать правду Божию, чтобы воспринять Закон Божий как Господне руководство к действию. Поэтому это взаимосвязано: вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.

Однажды ко Христу подошел книжник и спросил, как спастись. Спаситель спросил: «Как читаешь?» – то есть можно по-разному вчитываться в Закон Божий… Если человек хочет выжить в каком-то экстремальном мире, он должен читать инструкции – например, как надо одеваться на Северном полюсе, можно ли плотно покушать, выходя из теплого помещения. Всегда, когда мы нарушаем физический закон, мы страдаем. Например, человек сидит в душном помещении и выбегает охладиться на мороз: нарушив теплообмен, он будет страдать. Поэтому благо, когда мы знаем правду Божию и живем соответственно с этой правдой. А любой грех, то есть нарушение правды Божией, суицидален, как я это часто объясняю, – несет в себе семена саморазрушения.

Если человек не алчет правды, а только интересуется, можно ли как-то воспламенить в себе алкание правды?

– Давайте сначала поговорим о человеке, который интересуется. Мы можем его интерес усилить. Предположим, ваш товарищ по вузу, студент, как и вы, или сосед по дому проявляет интерес. Его можно усилить. Каким образом? Можно руководить чтением таких людей. Если он хочет изучать экзистенциальную философию по Августину, я бы посоветовал ему начать с Нагорной проповеди, потом прочитать жизнеописание блаженного Августина, потом дать его «Исповедь», а если он начнет с его «Града Божиего», то увязнет в этом огромном труде. Не пропадет ли его интерес?

А если у нас ослабевает алкание, жажда слова Божиего, то я называю такое состояние состоянием «духовной дистрофии». В Библии сказано: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Значит, слово Божие – это пища для нашей души, как обычный хлеб – пища для нашего тела. Если я не покормлю свое тело день, полтора, два, оно начнет очень бурно реагировать (это шумы в кишечнике, извиняюсь за такие физиологические детали). Начинает «тянуть» нас изнутри, и мы ищем, где бы поесть. А наш духовный человек не такой, как плотской, он не будет урчать в кишечнике, но время от времени будет впадать в состояние духовной дистрофии. Ведь сказано: вера от слышания, а слышание – от слова Божия.

Если человек не будет вникать в учение и в себя, соизмеряя свою жизнь с тем идеалом веры, который предлагается, то в конце концов он станет духовным дистрофиком. Внешне он может даже занимать какое-то положение в общинной жизни, как-то выделяться, а внутренне у него все как выгорело. И в Апокалипсисе о таких людях Бог говорит строго: имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. То есть когда-то ты алкал, жаждал, а теперь у тебя сохраняется какой-то «интерес»… Это называется теплохладное, лаодикийское состояние – период Лаодикии считается последним периодом в истории Церкви, когда во многих оскудевает любовь и вера умаляется. Сын Божий говорил: «Придя на землю, обрящу ли веру на земле?» Поэтому мы должны Духа Божия в себе не угашать, пророчества не уничижать, как пишет апостол Павел. Что значит «не уничижать пророчества»? Вернейшее пророческое слово – это Библия. Если мы верим, мы должны читать ее ежедневно, это хлеб для нашей души. Тогда горение не прекратится. А если все переходит в состояние тления, это уже дистрофическая ситуация.

Перейдем к следующей заповеди: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». (Окончание в следующем номере)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс