Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Протоиерей Владимир Волгин: Сила проповеди заключается не в красных словах, а в Духе и силе

Протоиерей Владимир Волгин: Сила проповеди заключается не в красных словах, а в Духе и силе

№25 (922) / 4 июля ‘17

Таинства Церкви

Продолжение. Начало в №21 (870) – №36 (885), №44 (893) – №45 (894) 2016, №5 (902), №17 (914) №23 (920) – №24 (921) 2017

– Один из поэтов так написал о кресте:
У креста стояли трое,
Преклонилась Мать,
Тело было чуть живое,
Жизнь Его стекала кровью
в землю –
Землю возрождать.

За мирский живот, то есть за жизнь мира, который был к тому времени мертв и который чаял, жаждал, пришествия Бога на землю ради искупления человеческих грехов, ради того, чтобы снова открылись врата в Царствие Божие.

И в этой же молитве вспоминается Тайная Вечеря. В маленькой Сионской горнице, о которой вообще никто не знал, только евангелисты, совершилась первая Божественная литургия. И здесь, в этой же молитве, воспоминание о ней. Смотрите, насколько емкая и многогранная евхаристическая молитва! Как много аспектов вмещает она в себя, как много разных духовных мыслей о Домостроительстве Божием открывается человеку, думающему и вдумывающемуся в смысл этой молитвы.

Можно назвать много икон; вспомним, например, икону «Преображение Господне». Господь и Его ученики поднимаются на гору, где происходит преображение Господа, а потом все спускаются. И Господь держит палец кверху, дескать: не говорите до тех пор, пока не воскресну из мертвых. Он же повелевает Своим ученикам: только тогда скажете... Смотрите, как много сюжетов вмещает в себя одна икона, какова многогранность сюжетов из жизни, в конечном итоге непосредственно связанных с событием преображения Господня.

...Прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое Новаго Завета, еже за вы ломимое во оставление грехов (Сионская горница, первая Божественная литургия). Подобне и Чашу по вечери, глаголя: Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя Новаго Завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов.

Вот из этих слов состояла первая Божественная литургия. Конечно, Сыну Божиему, Сыну Человеческому не надо было произносить тех многочасных и многообразных молитв, которые совершаем мы. Ему достаточно было совершить вот это молитвословие, через которое Духом Святым произошло пресуществление Святых Даров. И Он закончил словами: «Сие творите в Мое воспоминание» – вот это воспоминание о Сионской горнице, о первой Божественной литургии и о том, что совершает и будет совершать в нашей жизни Пресвятая Троица.

«Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще». Мы уже говорили о том, что некие ангельские силы изображаются в виде животных.

Поюще: кто поет? Орел, который является, наверное (не побоюсь этого слова), царем птиц, птичьего мира. Орел, который может взлетать и парить высоко. И, наверное, не случайно орел как символ присущ евангелисту Иоанну Богослову: он своею мыслью и своим духом мог так же парить над этим миром, быть свидетелем неизреченных слов Господа, ангелов. Мы знаем, что апостол и евангелист Иоанн Богослов не только автор Евангелия и трех Посланий, пронизанных совершенно невероятной любовью (в каждом слове чувствуется любовь), но и автор Откровения, Апокалипсиса. Безусловно, я неправильно говорю, что он – автор. Пророк Давид в одном из псалмов пишет про «трость книжника-скорописца». То есть он был как бы человеком, через которого Господь говорил с этим миром и через которого оставил псалмы. Ведь не случайно книги как Ветхого, так и Нового Завета названы каноническими книгами; им присвоено звание, наименование слова Божия. То есть Господь через этих людей, через этих пророков говорил с нами. Также и все четыре Евангелия в Новом Завете, и Деяния апостолов написаны Духом Святым.

Как-то будущий патриарх Прокл Константинопольский, будучи послушником святителя Иоанна Златоуста, заглянул в дверную скважину кельи, где находился Иоанн Златоуст. Почему он заглянул (или приоткрыл дверь, я не помню)? Потому что некий очень важный царский сановник добивался встречи со святителем Иоанном Златоустом. Святитель говорил: хорошо, пусть он придет в такое-то время. Тот приходил, а дверь к святителю была замкнута. И как-то Прокл заглянул в скважину двери и увидел беседующего со святителем Иоанном Златоустом некоего светолепного человека. И он сказал сановнику: «Знаете, несмотря на то что я не помню, чтобы кто-то проходил, но сейчас святитель Иоанн Златоуст занят, беседует».

А потом оказалось, что это не посетитель; безусловно, это был посетитель, только Небесный, в котором патриарх Прокл потом узнал апостола Павла. В это время святитель Иоанн Златоуст писал толкования на послания святого апостола Павла, и апостол Павел нашептывал эти толкования святителю Иоанну Златоусту в ухо. Не случайно одно ухо святителя Иоанна Златоуста не было предано тлению; этим ухом он слышал неизреченные слова. Он записывал эти слова, наверное, так же быстро, как пророк Давид, потому что апостол Павел нашептывал эти толкования.

Все Священное Писание – это слово Божие, и Дух Святой руководил авторами (как мы их называем) книг Священного Писания как Ветхого, так и Нового Завета. Так вот, орел – символ высоты, взлета духовного к небу, слышащий неизреченные глаголы.

Вопиюще: кто вопиет? Телец, вол – царь домашних животных, если можно так выразиться. Вот сейчас, говоря о Божественной Евхаристии, я размышляю: что такое «вопить»? Такая должна быть молитва у христианина: если он что-то хочет, желает (безусловно, то, что находится вне нарушения заповедей Божиих), он должен не просто просить, не просто механически произносить молитву и свое прошение, а веря, во-первых, что Бог слышит, а во-вторых, вопить.

В Книге Исход Пятикнижия Моисея мы читаем, как израильский народ проходил через раздвинутое Чермное море. Вдруг израильский народ увидел египтян на колесницах, вооруженных воинов, которые также вошли в это пространство. Израильтяне, конечно, испугались. И пророк Моисей видит это египетское полчище и в это самое время молится. Никто не знает о том, что он молится; видно, страх обуял его так же, как и еврейский, израильский народ. И Господь говорит ему (а Моисей был другом Божиим): «Что ты вопиешь ко Мне?» О чем вопил Моисей? О том, чтобы египтяне не уничтожили народ израильский, который Моисей выводил в землю обетованную. Как часто этот народ вопиял: «Неужели не хватило бы гробов в Египте? Почему ты нас повел? Почему мы находимся в голоде? Мы уже давно не ели мяса, хлеба...» Но Господь все устраивал, посылая и манну, и перепелов, так что еврейский народ насыщался этой пищей.

Вот такой должна быть наша молитва. Апостол Павел говорит: «И Дух Святой вопиет в нас». То есть даже Дух Святой в стяжателях Духа Святого вопиет к Богу, обращаясь к Нему с некими прошениями, и по вере человеческой их слышал Господь и отвечал на эти прошения.

Взывающе: лев рыкающий – царь мира зверей. «Как лев рыкающий» – есть такое выражение. Не случайно Господь Иисус Христос – ветвь пророка царя Давида – тоже именуется львом. Потому что Господь принес Евангелие миру человеческому, взывая народ, который слышал эту евангельскую проповедь, ко спасению, говоря краткие, но емкие слова (как взывание; да простит меня Господь – как рыканье): «Приблизилось Царствие Божие». Как кратко, но как понятно; и как страшно! Царствие Божие приблизилось к нам. Почему страшно? Потому что впереди Суд. Потому что когда приближается к нам Царствие Божие либо Господь, душа начинает обличаться (она сама себя обличает, совесть обличает, вложенная Богом в сердце человеческое) в тех грехах, которые мы совершаем. И, конечно, страшно впасть в руки Бога Живого.

И глаголюще: человек. Все апостолы обладали даром слова, безусловно, по благодати Духа Святого. Они говорили глаголы о вечной жизни, о Царствии Божием, об искуплении, о покаянии, в конечном итоге о Божественной литургии...

Причем совершенно неграмотные, рыбаки. Это удивительно!

– Они неграмотные, но Господь по обетованию Своему вкладывал в них слова, которые они должны были произносить. Апостол Павел не случайно говорит о том, что наша сила проповеди заключается не в красных словах, а в Духе и силе. То есть в Духе Святом и в силе Его. Потому что они совершали огромнейшее количество знамений и чудес: исцеляли, изгоняли бесов, воскрешали мертвых. Вот эти действительно безграмотные апостолы (кроме апостола Павла и евангелиста Луки) перевернули весь человеческий мир, языческий мир, мир образованнейших людей, мир философов, поэтов, ораторов. Это удивительно! Они пленили своей простой и доступной проповедью этот мир, обращая и обратив его к христианству, ко Христу.

Вот такой возглас произносит священник во время Божественной литургии. После этого хор поет: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея». Не случайно трижды слово «Свят», то есть это упоминание о Святой Троице: Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, Которые вкладываются в Бога Саваофа. Что значит «исполнь»? То есть наполнены Небо и земля славы Господней. Ведь куда мы ни обратим свой взор, разве это не слава Господня? Посмотрим ли мы на солнце, или на луну, или на звезды, или на природу, реки, ручьи, водопады, море, океаны, озера, травы, деревья, леса, поля – все преисполнено славы Господней. Ведь ничего не раздражает глаза человеческого! Единственное, что раздражает глаз человеческий, это то, что люди привносят в этот мир через архитектуру, через разные построения, изменения площадей улиц и городов. Вот это может внушать нам неприятные чувства, потому что часто это бывает антиэстетично и как бы направлено против людей; не ради, а против: против эстетики, против красоты. А все остальное, к чему человек не прикоснулся, – это красота потрясающая, которая не надоедает. Мир, который имеет свою музыку, свою архитектуру, свою живопись, невероятно красив! А что мы можем видеть за этим миром? Божию славу!

«Божественная красота», мы говорим; как высший эпитет.

– Поэтому если мы будем смотреть через призму того, что над этим миром есть Бог Творец, то, безусловно, наше сердце будет преисполняться, с одной стороны, великой радостью, а с другой – великим благодарением по отношению к Богу Творцу. Ведь что такое «Бог»? Этимология слова «Бог» с разных языков: Благодеющий, Милующий, Вездесущий, Всемогущий, Творящий, Дарующий. Он подарил нам этот мир, Он дарит и подарил нам нашу жизнь для нас с вами, для того чтобы, пройдя этот земной, может быть, многоскорбный путь, в конечном итоге мы стали гражданами Царствия Божия, гражданами того блаженства, к которому Господь призывает каждого из нас.

«Осанна в вышних Богу, благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!» Это те слова, которые произносятся (и читаются в Евангелии) во время вхождения Господа Иисуса Христа в Иерусалим, когда все Его славили как царя (правда, не как Небесного, а как царя земли) и хотели возвести Его на царство. Хотя Господь Иисус Христос, несмотря на то, что Он из рода царя Давида, говорил: «Царство Мое не от мира сего». Он говорил о Небесном Царстве, хотя, конечно, является Царем Неба и земли, Владыкой всего.

Священник в это время читает молитву. А диакон, кстати говоря, берет звездицу, которая символизирует, с одной стороны, крест, с другой – Вифлеемскую звезду, накладывает концами звездицы крестное знамение на тот Дар (хлеб), который должен стать Телом Господним. Священник в это время читает замечательную молитву:

«С сими и мы блаженными Силами…» (то есть вот с этими ангелами, архангелами, всем ангельским миром, который в это время наполняет алтарь). К сожалению, у нас закрыты духовные очи и мы (и священники тоже) не видим того, что происходит в алтаре, а ведь вокруг престола предстоят тысячи ангелов и архангелов разного уровня, разной иерархии, которые соучаствуют в совершении Евхаристии, Божественной литургии.

«С сими и мы блаженными Силами, Владыко Человеколюбче...» Владыко и Человеколюбче, потому что Царь царей и Господь господствующих так возлюбил мир человеческий, что отдал душу Свою на распятие ради того, чтобы снова усыновить человечество Богу.

«...вопием и глаголем...» Опять вопием. То есть мы должны вопить и внятно произносить свои слова, обращенные к Богу. Но здесь говорится о Божественной литургии, поэтому мы все во время Божественной литургии должны сосредоточиться только на одном – чтобы благодать Духа Святого сошла на Дары и преложила (пресуществила) бы эти Дары: хлеб – в Тело Господне, а вино – в Кровь Господню.

«...Свят еси и Пресвят Ты (Бог Отец), и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый...» Не случайно некие праведные богословы, которые размышляют над Божественной Евхаристией и Литургией, говорят, что Божественная Евхаристия – это вхождение в Царство Пресвятой Троицы. Поэтому упоминается и прославляется Пресвятая Троица. «...Свят еси и Пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой (это уже обращение к Господу Иисусу Христу, и к Богу Отцу, и к Духу Святому) тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единороднаго дати, да всяк веруяй в Него не погибнет…» Потому что мы спасаемся только Богом Сыном. Господь Иисус Христос говорит: «Без Меня ничего не можете совершить». «...но имать живот вечный (то есть имеет жизнь вечную). Иже, пришед и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот (мы вспоминаем о Тайной Вечере), прием хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек...».

Видите, вспоминается спасительный подвиг Господа Иисуса Христа, Который пришел только ради искупления человечества от греха. И Он не просто пришел и искупил его, но оставил нам, бросил нам спасательный круг, сказал: «Вот Он Я, и только со Мной вы можете спастись». Он оставил нам Церковь, которая является не просто спасательным кругом, но кораблем, ведущим нас сквозь бурные волны житейского моря к берегу спасения.

Батюшка, сердечно Вас благодарю, спасибо Вам большое!

– Храни вас всех Господь! (Продолжение следует)

Записала:
Нина Кирсанова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс