Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 60

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 60

№25 (922) / 4 июля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №24 (921)

– Дорогие братья и сестры! Мы продолжаем изучать Псалтирь, и сегодня будем говорить о 60-м псалме. Он имеет надписание: в конец, в песнех, Давиду псалом. Это говорит, что псалом пелся под инструмент и возглашался очень часто – он посвящен испытаниям человеческим и тому, как человек должен себя вести в этих испытаниях. Божественный Давид по внушению Святого Духа побуждает каждого из нас с умилением молиться и просить Бога о помощи, когда испытания посещают нас в нашей жизни. Ни в коем случае не нужно унывать и печалиться, а нужно обращаться к Богу за помощью – об этом говорят святые отцы, когда толкуют этот псалом.

«Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». «Услыши, Боже, моление мое», – говорит Давид и как бы повторяет: «вонми молитве моей». Моление и молитва. С молением человек обращается к Богу из более худшего состояния, нежели чем в молитве. Молитва, как мы знаем, бывает разная – благодарственная, просительная, славословная. Славословная молитва – когда мы в молитве ничего не просим у Бога, но прославляем Его за то, что Он посылает нам бесчисленные блага, столько сделал не только для каждого из нас, но и для всего человечества. Бывает просительная молитва: мы просим Бога о помощи. Бывает благодарственная молитва – мы благодарим Бога за то, что Господь нам послал в этой жизни.

А бывает именно моление, когда мы умоляем Бога, когда скорбь, печаль посетила нас через болезни или через какие-то искушения в нашей жизни. Тогда это моление очень горячее, горячая молитва. Тогда мы начинаем как бы и жаловаться Богу, и умолять, чтобы Господь нам послал облегчение, потому что у нас нет больше сил терпеть страдания, скорби, трудности, что посетили нас. И Давид обращается к Богу: «Услыши, Боже, услыши!»… Когда наша просьба в молитве остается не исполненной, мы понимаем, что Бог не услышал нас. По какой причине? Причины, почему Бог нас не слышит, бывают самые разные – по нашему недостоинству, по нашему к Богу отношению потребительскому. Или Бог не слышит нас потому, что еще не время избавить нас от той болезни или скорби, которая должна принести нам определенную пользу или определенный жизненный урок, избавить нас от чего-то или направить нас к чему-то. Но когда эти страдания настолько сильны, что мы их не можем перетерпеть, тогда мы начинаем обращаться к Богу настойчиво: «Услыши, услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». Конечно же, здесь настойчивое обращение к Богу, чтобы Господь послал утешение, ведь эти боли, эти страдания, как говорит Давид, дошли до души, до сердца моего.

«От конец земли к Тебе воззвах, внегда уны сердце мое: на камень вознесл мя еси, наставил мя еси». Конец земли – это край. То есть я действительно уже дошел до края, и эта скорбь настолько меня переполнила, что ее не могу больше терпеть. «Внегда уны сердце мое» – серд-це мое уже впадает в уныние, в печаль, в скорбь. «На камень вознесл мя еси», то есть с наде-ждой уповаю на Тебя как на Создателя, на Творца. Камень – это твердость, это некая опора, высота. Я с такой надеждой на Тебя смотрю – как на камень, который действительно поможет мне, на твердость, на которую я могу опереться, и это даст мне возможность устоять в этой жизни.

Действительно, без Бога ничего невозможно человеку. И если у человека есть надежда, есть упование на Бога, Господь помогает ему, и он избавляется от трудностей, печалей и скорбей, иначе невозможно жить. Каждый испытывает трудности, каждого посещают испытания, и самое главное – не сломаться в них. И здесь очень сильно помогает молитва и наше обращение к Богу. Ведь Господь всегда помогает человеку, дает избавление, на пути потрясений, страданий посылает внутреннее успокоение, утешение, избавление от этого, иначе невозможно выдержать. Неслучайно внутренне ты должен быть готов переносить все трудности и испытания, встретить достойно то, что с тобой может произойти. А для этого ты должен быть сильным и крепким духом. Не случайно вера должна прививаться человеку с самого раннего детства: она дает внутреннюю опору, дает возможность переносить испытания достойно и не сойти с жизненной дистанции.

Иначе, мы видим в настоящее время, многие не могут перенести страдания. Кто-то начинает озлобляться, кто-то начинает проклинать, ненавидеть, начинает выяснять отношения с Богом, лишается разума, а кто-то даже кидает вызов этой жизни или расстается с самой жизнью: он не готов перенести боль и страдания. А псалмопевец Давид указывает, где ты можешь взять силу, набраться крепости.

И мы должны, глядя на историю нашего Отечества, помнить, что у нас ведь никогда не было института психологов, не было доверия психологам, да и сейчас еще это доверие не устоялось, хотя общество большей частью так и осталось светским.

А у нас в Церкви всегда было доверие и самой Церкви, и своему духовнику, наставнику. А во времена бедствий и страданий народ, в первую очередь, идет в храм и приступает к различным церковным таинствам – к Исповеди, к Причастию, беседует со священником. И здесь человек получает силу духа, то есть он встает, как говорит псалмопевец Давид, на камень, или Бог его возносит на камень, и тогда он получает истинное наставление, утверждается в жизни, и ему легче переносить все жизненные испытания, скорби и страдания.

Молитва тоже дает человеку силы, дает успокоение. И здесь псалмопевец Давид нас учит некоей дерзновенной молитве – она уместна, когда человек настойчиво начинает просить у Бога. Мы имеем такое право: Бог Сам захотел иметь с нами отношения не как начальника с подчиненным, а как Отца со Своим чадом, как друзей. Отношения между родителями и детьми, отношения между друзьями – это не отношения между начальником и подчиненным, здесь дети могут просить и даже дерзновенно требовать что-то от родителей, когда им тяжело и они хотят получить помощь; так же и к другу мы можем настойчиво обращаться, просить и требовать. И к Богу мы тоже имеем право обращаться с просьбой, но дерзновенной и требовательной: «Услыши, Боже, моление мое, вонми молитве моей». То есть, Ты, Господи, услыши, и не только услыши, я же к Тебе обращаюсь, но будь внимателен к моим словам, то есть, не рассеивайся, Господи. Псалмопевец Давид говорит: будь внимателен, Господи, будь внимателен, услыши меня! «От конец земли к Тебе воззвах», то есть уже до краев я исполнен скорбей, которые приводят мое сердце в уныние.

«Яко был еси упование мое, столп крепости от лица вражия». Действительно, Бог всегда – упование и столп крепости. Никто тебе такой силы, кроме Бога, не даст, о чем мы с вами только что говорили. Крепость, силу ты получаешь через упование на Бога, и тогда Господь всегда сохраняет нас от лица вражия и от искушений. Лицом вражиим мы называем не только врагов видимых, но и врага невидимого, который постоянно деет нам пакости, и их мы должны переживать в своей жизни, опять-таки, достойно. Но без упования на Господа невозможно преодолеть все испытания, с которыми человек встречается в своей жизни.

«Вселюся в селении Твоем во веки, покрыюся в крове крил Твоих». В какое селение вселюся во веки? Конечно же, для верующего человека вожделенным, желаемым остается пребывание в Царствии Небесном. Имею желание разрешитися и со Христом быти. Евангелие говорит: «Ищите прежде всего Царствия Небесного и правды его, и остальное все приложится вам». Конечно же, мы желаем быть всегда в Царствии Небесном. Но в земном отношении селением здесь является Церковь Божия, храм Божий мы называем жилищем Самого Бога. Поэтому тот, кто хочет, чтобы Господь покрывал его и защищал его, неотлучимо должен пребывать в храме Божием.

Кто-то скажет: мы же не можем поселиться и жить в церкви, даже священники в церкви не живут – все живут по домам и квартирам. Как же нам понять эти слова? Просто понять. Ведь пребывание в церкви регламентировано заповедями Божиими, Законом Божиим: шесть дней работай, седьмой – Господу Богу твоему. Если мы по заповеди будем в храме Божием хотя бы раз в неделю, да еще в праздники великие, почитаемые и двунадесятые, то в этом и будет проявляться наше желание пребывать в селениях Божиих вовеки. «Покрыюся в крове крил Твоих». Где мы можем спрятаться? Только под кровом крил Божиих: как птенцы прячутся под кровом, так и мы желаем спрятаться под кровом Бога: действительно тяжело в жизни, непросто, испытания бывают самые разные, и когда ты упадешь, какое испытание тебя раздавит, какое зло тебя победит и какая страсть тебя одолеет, – человек не знает. Порой действительно хочется просто спрятаться от всего этого под кровом крил Божиих, чтобы Господь тебя защищал, иначе все это причинит тебе боль, страдание, может лишить тебя самой жизни.

«Яко Ты, Боже, услышал еси молитвы моя, дал еси достояние боящымся имене Твоего». Здесь уже говорится о будущем. «Услышал еси молитвы моя». Какую молитву? О чем должен молиться человек? О том, о чем мы только что говорили: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, остальное все приложится вам» – вот о чем молится каждый человек. И верующий, кто вселяется в селение Божие, кто прячется под кровом крил Господних, тот, кто уповает на Бога, тот, кто опирается на Бога как на камень, как на столп, тот имеет особый вектор, особое направление своей жизни, своего жизненного стремления, и тот достигает Царствия Небесного, которое Бог уготовал для любящих Его.

«Достояние боящымся имене Твоего»… Наша жизнь должна проходить не так, как мы порой относимся к Богу, к Церкви. Некоторые относятся спокойно: «Есть, нет, – меня это не касается». Другие относятся с озлоблением – их раздражает само существование Бога, раздражают виды церквей Божиих. Мы знаем, какая сейчас в Москве идет битва за земельные участки, которые отводятся под церковь – что, им мешают церкви? Им мешают верующие люди? Нет, конечно же, – им мешает Бог: с Богом не сложились отношения, Бог им не нужен в жизни. Чем больше Бог будет даже внешне присутствовать, тем больше человек будет обличаться своей неправильной жизнью. А они хотят жить неправильно и думают, что если «Бога нет, то все дозволено». Поэтому для них имя Божие становится раздражением, такой человек никогда не наследует Царствия Небесного. Такой человек поживет на земле хорошо или плохо (как уж у него сложится), но будет лишен вечной радости.

А кто же тогда не лишится Царствия Небесного? Вот здесь псалмопевец Давид пророчески говорит: «Дал еси достояние боящымся имене Твоего» – тот, кто боится имени Божиего, боится потерять любовь Божию, тот исполнен страха Божиего. Но страх не потому, что Господь накажет или раздавит тебя по жизни, – нет.

Страх потерять любовь Божию, потерять добрые отношения с Богом, как мы боимся потерять хорошие, добрые отношения со своими родителями – если мы потеряем эти отношения, у нас не будет ни покоя, ни возможности испытать радость, которую мы испытываем в общении с ними. Так же, как боимся потерять дружбу со своими искренними друзьями, которые приносят нам утешение, наполняют нас, жизнь нашу делают крепче и интереснее. Когда мы теряем дружбу, мы становимся одинокими, не имеем полноты радости в этой жизни, полноты человеческого общения. Это очень сильно указывает псалмопевец Давид: наследуют Царствие Божие только те, кто боится имени Божиего.

«Дни на дни царевы приложиши, лета eго до дне рода и рода». Здесь святые отцы говорят: о каком царе пророчество, или о многих царях? Можно сказать и о многих царях, тех, которые являются помазанниками Божиими и творят волю Господню. Но больше всего, конечно, здесь говорится о Христе. Лета Его до дне рода и рода, то есть до скончания века будет всегда пребывать.

«Пребудет в век пред Богом: милость и истину Его кто взыщет?» Кто сел одесную Бога Отца? Одесную Отца воссел Сын Единородный. Он являет милость, и истину Его кто взыщет? Милость и истину Его, как говорят святые отцы, могут взыскать только те, кто верит в Господа нашего Иисуса Христа, в Единородного Сына Божия, Который и сел одесную Бога Отца, и Который во веки веков пребывает перед Богом.

«Тако воспою имени Твоему во веки, воздати ми молитвы моя день от дне». Здесь, в конце этого псалма, мы встречаемся с удивительными словами псалмопевца Давида, который очень хорошо говорит, и не раз, что нам необходимо воспевать имя Господа. От Него мы получаем силы, от Него мы получаем благость в этой жизни, и Господь дает нам возможность войти в Царствие Небесное. «Тако воспою имени Твоему во веки». Во веки – это значит, всегда, денно и нощно. «Непрестанно молитесь, – призывает нас Господь, – и не внидете в напасть»: имя Господа имеет огромную силу. «Именем Моим бесы ижденут». Поэтому имя Божие постоянно звучит за богослужением и в тех молитвах и славословиях, что мы произносим дома. Имя Божие, вложенное в краткую Иисусову молитву, дает силу человеку не только побеждать все искушения и трудности в жизни, но даже открывать тайную завесу Царствия Небесного. Будучи живущими на земле, люди уже соприкасаются не только с райскими селениями, но и с Самим Богом через являющийся им нетварный свет. Вот что значит имя Божие.

С одной стороны, здесь говорится: кто боится имени Господа – тот имеет достояние, тот войдет в Царствие Небесное. Но и в то же время ты должен воспевать Бога, и тогда Господь будет давать тебе и милость, и истину. «Воздати ми молитвы моя день от дне». Призывает нас псалмопевец Давид молиться каждый день, день от дне, никогда не забывать молитву. Огромное значение имеет молитва. Молитва разная – правило вечернее, утреннее, любление чтения Псалтири, чтение Священного Писания, это все – общение с Богом. Не возбраняется чтение и акафистов, и просто Иисусовой молитвы, и некое совмещение в нашей жизни и той молитвы, которая может звучать, когда мы едем в транспорте, в своем автомобиле: некоторые включают диски, слушают Псалтирь или молитвы, чтобы не слушать радио, которое забивает не только наш разум, но и разлагает наше сердце. И, конечно же, не возбраняется и чтение Иисусовой молитвы, когда идем в дороге, когда мы делаем какие-то дела, когда занят не наш ум, а руки или ноги: мы тоже можем славословить Господа. Мы это должны делать постоянно, день ото дня.

Мы не можем помолиться сразу на всю жизнь – это необходимо делать каждый день: как мы укрепляем свое тело едой и водой, так должны укреплять и свою душу и внутреннее свое состояние именно молитвой. День от дне, то есть каждый день молиться и славословить Бога, тогда у нас будет возможность победить испытания и трудности, с которыми мы встречаемся в нашей жизни.

Мы всегда должны помнить, что к этому надо приучать детей с самого раннего детства: если не приучить их чистить зубы, то они не будут чистить их, когда вырастут, если их не приучить к порядку, то они будут разбрасывать свои вещи по комнате. Если не приучить детей молиться, то им очень тяжело будет научиться этому, когда они вырастут: среди многих-многих интересов, которые подкидывает лукавая жизнь века сего, должно быть такое зернышко духовное, которое будет сохранять любого человека по жизни.

Вот такой удивительный 60-й псалом. Я думаю, что, когда мы будем испытывать большие трудности в жизни, надо читать этот псалом, и Господь обязательно будет нам помогать. Храни вас всех Господь! И до новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс