Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №24 (921) 2017
– Заповедь не отменена в духовном плане – каждый человек сейчас находится в этом состоянии. От тебя зависит, что ты будешь познавать – добро или зло (имеется в виду Евангельское добро – у этого слова очень много современных глупых смыслов), или ты будешь практически познавать, что такое зло.
– «Эта заповедь, – пишет святитель Игнатий – данная человеку в раю, воспрещающая вкушение от древа познания добра и зла, не отменена. Она и ныне воспрещает видеть зло в ближнем и осуждать его, воспрещает мстить ему, повелевая воздавать благим за зло; воспрещает воззрение с вожделением на красоту жены, на красоту, которая до падения не возбуждала вожделения; воспрещает не только произнесение слова богохульного, раздавшегося в раю из уст диавола, но и произнесение Имени Божия всуе, и каждое праздное слово, каждое греховное помышление» – эта заповедь предостерегает нас от зла, от практического его совершения и призывает познавать добро, но не абстрактное добро, а то, которое Господь обозначил в своих заповедях.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы можем с вами понять, что в некотором смысле, таком допустимом в нашем разговоре, Евангелие является плодом познания добра. Но это и понятно, что если мы познаем добро евангельски, как его Господь понимает, исходя из «блаженные нищие духом» – вот оно, истинное добро, – тогда человек познает в себе истинное зло, как оно в нем проявляется, и не будет его допускать. Т.е. не делай зла, а сотвори благо. Это тоже мысль Священного Писания. И в этом Евангелие является условно допустимым плодом познания добра и зла.
– А далее святитель Игнатий приводит слова святого Макария Великого, что душа не должна следовать двум несогласным между собой началам, т.е. следовать и добру, и злу, а должна прилепляться только к одному добру. Как не должна она творить и двоякого добра – полезного и вредного, – но творить лишь одно полезное. И на поле сердца нашего не должны действовать вместе добродетель и злоба, но лишь одна добродетель. И множество цитат из Библии, которые приводятся в этой главе, тоже подтверждают невозможность соединения несоединимого. Потому святитель Игнатий пишет: «Всем этим таинственно знаменуется, что не должны быть посеяны в нас и злоба и добродетель, но чтоб родились одного рода плоды, плоды добродетели, также чтоб душа не имела общения с двумя духами, то есть Духом Божиим и духом мира».
Протоиерей Андрей Канев: – Мне кажется, важно понять, что это не просто теоретизирование сухое просто, академичное, ненужное. Это практика: с точки зрения практики, если я сам себе хорошим человеком кажусь, добродетельным вполне, и параллельно действуют во мне страсти, то я должен понять реальность происходящего: что никаких добродетелей во мне нет. А, скорее всего, живет тот самый евангельский фарисей, который видит себя хорошим, а параллельно может осуждать кающегося мытаря.
Помните, как он там говорил: «Я пощусь, молюсь, благодарю Тебя, Боже, что я не как все человеки – грешники, блудники и так далее». Это очень важный признак духовного здоровья, ориентир духовный. Ты кажешься себе добрым, но, с точки зрения Евангелия, ты грешишь, ты не добрый человек. Ты учись, раскайся в этом и учись настоящему добру.
– Святитель Игнатий (Брянчанинов) в этом и в других своих творениях и письмах часто повторяет мысль, что христианам необходимо учиться идти по узкому пути спасения, что вся наша жизнь должна стать школой подготовки к вечности. Для этой самой школы он и написал свой учебник «Слово о смерти», а мы по нему учим уроки и узнаем, например, что духовные мытарства грешники проходят не только после смерти, но и во время земной жизни. Именно об этом шла речь в главе «Духовное прохождение мытарств во время земной жизни» и мы размышляли, почему христианская душа еще здесь, на земле, истязается духами злобы. Ответ на этот вопрос святитель Игнатий находит у святых отцов. Они учат, что заповедь, данная человеку в раю и воспрещающая вкушать от древа добра и зла, не отменена и поныне. И, согласно ей, мы не должны делать зла, но делаем его. Делаем практически постоянно, совершая самые разные грехи, и этим, подобно Адаму и Еве, отдаляемся от Бога и становимся доступными, чтобы дьявол постоянно всевал в нас зло: если душа засеяна злом, то места для добродетели в ней уже не найдется.
Как говорит святой Макарий Великий, душа не может следовать двум несогласным между собой началам – добру и злу. Хотя многие из нас живут в самообмане и надеются на спасение, не пропалывая постоянно и усердно плевелы, которые всевает в нашу душу лукавый – по сути, с нашего же согласия.
Протоиерей Андрей Канев: – Мне в этом плане очень часто озвучивают: «Вот очень неприятная фраза „человек – жилище сатаны”». А ведь эта идея исходит из мыслей, о которых мы сейчас говорим. Невозможно, чтобы в одном сердце активно, по-настоящему полно жили две силы: сила Божия и сила сатанинская. Или одно, или другое: третьего – соседства какого-то, коммуналки – не может быть.
Однако особенность некоторых современных христиан – то, что им невыносимо применять эти слова к себе: «Как это так? – возмущаются они. – Я – жилище сатаны и сердце мое – логово змей? Быть такого не может!» А ведь святые отцы говорят именно так, в том числе и о себе – вот что пишет преподобный Иустин (Попович) в «Философских пропастях»: «…из-за моих грехов Ты не присутствуешь во мне. Оттого я Тебя и не слышу, и не вижу, и не понимаю. О Всемилостивый, сойди, спустись в мое сердце, в мою душу, в мое тело – это змеиное логово, скопище помоев, ад. …О, яви мне Себя, Господи, несказанный, неизъяснимый!.. Вся растосковавшаяся природа вознеслась к Тебе через судорожный крик: „Господи, помилуй!”». Но если именно такой крик из души не вырвется, то тогда, по многовековым опытам Церкви, на человека непременно навалится отчаяние, беспросветное и невыносимое, от мысли, что «все у меня так плохо», что «я есть жилище сатаны».
Протоиерей Андрей Канев: – Наваливается, поскольку мы не знаем своей веры. Констатация правды не означает, что у нас нет надежды. Надо изучать нашу веру, ведь мы в Кого верим-то? В Господа Иисуса Христа, Который, чтобы мы не были жилищем сатаны, придя сюда, на землю, став Человеком, пострадал за нас на Кресте, Воскрес, дал все, что нужно для спасения человеку – Церковь, веру, рассказал нам о Себе все, что нам нужно знать о Нем, о том, что Он милостив к кающемуся грешнику. А мы узнаем эту правду, что мы жилище сатаны, – опускаются руки, и мы говорим: «Все, все плохо». Что плохо-то?
Человек увидел, что он больной. Почему-то мы начинаем в «скорую» звонить, врачей вызывать, рано утром вставать – идти в поликлинику, брать талон к врачу: это не пугает – жить хотим. Никто не отчаивается, не опускает руки, увидев у себя начало болезни. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.