Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №25 (922) → Архимандрит Савва (Мажуко): О христианском оптимизме

Архимандрит Савва (Мажуко): О христианском оптимизме

№25 (922) / 4 июля ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, надеюсь, вы в хорошем настроении и готовы снисходительно и внимательно слушать меня – сегодня я хотел бы не просто поговорить о христианстве, Евангелии, о Церкви, но, может быть, поставить вопрос очень спорный, очень сложный, но, как мне кажется, слишком важный для нас, чтобы упускать его из виду. Сложно его проблематику выразить в каких-то кратких словах – тема, которую я хочу сегодня затронуть, касается христианского оптимизма.

Дело в том, что люди, приходящие в Церковь, наблюдающие за ней со стороны, пожалуй, согласятся с тем, что христианам как раз не хватает оптимизма: мы смотрим очень много на прошлое. Это верно, – Церковь Православная очень консервативная. Мы блюдем традиции, мы стараемся служить на древнем языке, соблюдать правила, которые утвердились еще в раннем Средневековье, и очень с небольшой неохотой что-то меняем.

Кроме того, если мы обратимся к текстам ранних христианских авторов, сравним их с текстами IV–V века, вплоть до нашего XX–XXI века, пожалуй все православные авторы, святые люди, святые отцы, так и богословы очень часто писали и пишут о последних временах. Мы постоянно обращаемся к теме ближайшего конца света. И тема конца света стала для нас в общем-то общей темой разговора, ни один автор не минует ее.

Еще апостол Павел в самом первом своем тексте говорит, что еще его поколение застанет кончину мира: увидит Второе Пришествие Христа, кончину мира, а перед этим явление сына погибели – т.е., выражаясь богословским языком, антихриста. И вот это странный парадокс. Каждое поколение христиан ждет конца света, наблюдает за знаками отступничества, видит какие-то тени, мелькающие на горизонте, говорящие, что вот-вот «близ есть при дверех».

Пожалуй, все согласятся со мной, что это родимое пятно на ощущении христианского мира. Такой эсхатологизм, как его еще называют, который имеет разные формы проявления. Правильно ли это? Вот в чем вопрос. И хотя я постоянно в своих программах защищаю христианство, выступаю как апологет иногда, здесь я должен все-таки поспорить с этим расхожим мнением.

Мне кажется, мы не достаточно ясно смотрим в будущее. Я не имею в виду здесь ожидание Христа, Мессии. Ведь есть христиане, которые все свое внимание сосредоточивают на явлении антихриста. Мы видим, что первые христиане не обращали на этого персонажа никакого внимания. Антихрист? Господь Иисус убьет его духом уст Своих. Первые христиане ждали Христа, для них это было очень важно, и это ожидание поглощало в их жизни все. Но мне кажется, что это другая крайность. Все-таки истина где-то посредине. Мы должны жить встречей со Христом. И с Ним мы встречаемся всякий раз, когда причащаемся Тела и Крови Христовой у Чаши Евхаристии. Мы встречаемся с ним в таинстве Исповеди и других таинствах, просто в нашей личной молитве: когда я обращаюсь к Нему, чтобы Он помог какому-то несчастному ребенку, просто вспомнил обо мне – как и о прочих людях, о которых я молюсь. Однажды, конечно, я встречусь с Ним лицом к Лицу, но я родился в этом месте, в это время и не должен я жить ни прошлым, ни очень далеким будущим.

Мне кажется, христианам не хватает активного участия в настоящем и в ближайшем будущем. Не в каком-то далеком, а в ближайшем. Посмотрите как мы относимся к нашей стране, Церкви, политике, жизни вокруг нас. У нас, может быть, нет каких-то таких памятников архитектуры, как в Италии, башни у нас не падают, соборов таких нет. Может быть нет славной рыцарской истории. И мы от этого очень иногда комплексуем. Из-за того, что у нас и дороги такие, правители никуда не гожие, и революция прошлась по нашей стране очень жестко и война. Но для христианина это ничего не значит, потому что апостол Павел ждал в первом веке по Рождестве Христовом пришествия Христа, как его ждал позже Ориген в третьем веке, а потом Василий Великий в четвертом веке и так далее до нашего времени.

Все мы ждем явления Христова, все ждем конца света. Но жизнь продолжается, история идет дальше. И хотя я и живу Христом в своей жизни, я должен все равно участвовать в жизни настоящей, здесь и сейчас. Может быть, наша страна проживет еще 100 лет, может быть, 200, если никто не будет ее мучить революциями, социальными экспериментами, войнами, – все будет блестяще и красиво, и зацветет талант на нашей земле и вновь обретет Христа. Может быть, еще иначе устроится жизнь. Вы представьте себе, если мир наш просуществует не одну тысячу лет, значит, не одну тысячу лет будет существовать Христово Царство и будут новые миссионеры, и будут новые святые. И, может быть, сейчас уже в нашей стране или в нашем мире появились на свет старцы, угодники Божии, гении, таланты.

И еще в ближайшем будущем – 2 000 лет, 3 000 лет – будет существовать Церковь Христова, и не придет антихрист до этого времени, и будут новое поколение христиан, и будут новые святые, новые гениальные поэты, писатели, композиторы. Вот как должен мыслить христианин, мне так кажется. Вот это вот и есть основа нашего оптимизма – смотреть с надеждой и упованием не только на грядущее в ту точку, когда явится Христос или обращать свои мысли в прошлое и говорить, что вот тогда были святые люди, а сейчас совсем народ обмельчал.

Ничего подобного, все еще будет. Как говорят в Белоруссии «все будет добро». И пессимистами нам, христианам, совсем не надлежит быть. Если вы скажете, что вот, святые отцы смотрели на мир с осторожностью, со слезами, они были пессимистами. Ничего подобного. Их взор, их взгляд на наш мир был скорее скорбным. Это не был взгляд пессимистов, это был взгляд людей, которые видели, как грех поражает человечество. Как страсти кипят в жизни даже невинных людей, которые ненавидят грех и ничего не могут с собой сделать.

Они видели и славу Божию, которая помогает человеку противостоять греху, они видели эту борьбу, которая происходит во времени, в пространстве, в жизни каждого человека, в каждой личной истории. Я еще раз подчеркиваю, это не был взгляд пессимиста. Эти люди верили в человека, как и Господь верит в каждого из нас. И вот эта вера в человека должна простираться не только в наших личных отношениях, когда я верю своему ближнему, который обещает больше не пить, но мы должны верить и в наш мир, в наше общество, в нашу страну и надеяться, что Господь продлит наши дни и новых людей талантливых, духовно одаренных пошлет нашему отечеству.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс