Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 59

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 59

№24 (921) / 27 июня ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №23 (920)

– Дорогие братья и сестры! Продолжаем изучать Псалтирь и поговорим о 59-м псалме. Он имеет следующее надписание: в конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение: внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совалскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей дванадесять тысящ.

59-й псалом посвящается пророчеству Давида о возвращении евреев из вавилонского пленения – как Господь являет им Свою милость, прощает им их согрешения и дает радость получить свободу. Мы с вами не раз говорили, что Псалтирь христологична – ней есть пророчества о Христе Спасителе. Святой Василий Великий указывает, что данные слова пророчествуются от лица Давида Духом Святым и говорят нам, что Христос являет милость народу, возвращает его из пленения и поражает иноплеменных (иноплеменным здесь называется враг рода человеческого).

«Боже, отринул ны еси и низложил еси нас, разгневался еси, и ущедрил еси нас». Здесь псалмопевец Давид говорит, за что получил такое наказание еврейский народ, – евреи не были верны Господу в своих путях. Поэтому Господь отверг их и низложил, разгневался на них и послал наказание за их грехи. Но в этом есть и великая милость Божия, ведь Господь посылает наказание не чтобы погубить народ, а чтобы вразумить: в скорби человек вспоминает о Боге и возвращается к Его заветам.

«Стрясл еси землю и смутил еси ю: изцели сокрушение ея, яко подвижеся». Получилось страшное сотрясение – произошло разрушение Иерусалима, все вокруг сокрушил неприятель и многих увел в плен. Вот такое скорбное состояние и описывает Псалмопевец.

«Показал еси людем Твоим жестокая, напоил еси нас вином умиления». Здесь говорится, что люди увидели жестокое: когда происходят военные действия, всегда видишь страшные последствия. Псалмопевец говорит: напоил вином умиления. Это значит, напоил слезами раскаяния – люди покаялись в своей неправоте, в своих грехах.

«Дал еси боящымся Тебе знамение, еже убежати от лица лука» – Господь не оставляет тех, кто все-таки остался верен Господу и Его заветам. Им Господь дал особое знамение – лук и другое оружие не поразили их: они были люди Божии, и они сохранили жизнь свою. Когда враг напал на Иерусалим и многие погибли, Божии люди были уведены в плен – Господь сохранил им жизнь.

Удивительный псалом, в котором говорится, что Бог никогда не оставляет Своих людей. Конечно, Он посылает всякое испытание человеку, но посылает и того, кто защищает народ от такого сильного потрясения, дает определенное знамение. Знамением для верующих христиан всегда был и есть Крест Христов, которым мы спасаемся. Крест Христов и крестное знамение спасительны для человека. Не случайно многие говорят, что во время Второй мировой войны самой счастливой находкой для наших воинов был нательный крестик. Надев его, многие сохраняли свою жизнь. Господь видит и сохраняет Своих людей, поэтому на крестике написаны слова: «Спаси и сохрани». К нательному крестику самое трепетное отношение – благочестивые родители от момента Крещения надевают крестики на своих детей, стараются рассказать о силе Креста Господня, дать пример, чтобы крестик всегда был на их груди. Когда на груди детей крестик, то родители спокойны. Не случайно у казаков на шапке сверху изображен крест.

В последнее время мы видим очень часто нетрепетное, а порой и пренебрежительное отношение к нательному крестику, что неправильно: тогда нечем спасаться человеку. А спасаемся мы силою Животворящего Креста – и это не наше хотение, не наше желание, не наше стремление, это дает нам Господь: Он дает определенное знамение, и оно показывает нашим врагам, что мы под защитой Самого Бога. И ничего не может сделать не только видимый враг нам, но и невидимый враг рода человеческого, который всячески хочет причинить нам боль и страдания, и по слову апостола Павла, «немало пакостей нам деет». Вот таким знамением для православных христиан стал Крест Христов.

«Яко да избавятся возлюбленнии Твои, спаси десницею Твоею и услыши мя». Возлюбленные – это те, кто сохраняет веру в Бога. Господь дает им определенную силу. Десницею и называется сила Божия. «И услыши мя» – услышь мою молитву, мое обращение к Тебе.

«Бог возглагола во святем Своем: возрадуюся, и разделю Сикиму, и юдоль жилищ размерю». Здесь говорится, что Бог услышал, внял молениям людей и дает Свою милость. Сикима (Сихем) – это город, который принадлежал евреям. Господь разделит этот город и каждому, кто вернется из вавилонского пленения, даст свое место.

«Мой есть Галаад, и Мой есть Манассий, и Ефрем крепость главы Моея, Иуда царь Мой». О каком царе речь? Здесь говорится, что вернутся евреи и будет два царства: Иудейское и Израильское. И Господь поставит племена Свои и будет ограждать их. От этих поколений произойдет другой Царь, Который будет царствовать вовеки и Который будет помогать людям избавиться от плена врага рода человеческого – это наш Божественный Спаситель. Неслучайно говорится: Иуда царь Мой. Царь иудейский – и такое надписание было на Кресте у нашего Господа.

«Моав коноб упования Моего, на Идумею простру сапог Мой, Мне иноплеменницы покоришася». Когда еврейский народ вернется из пленения, то он покорит всех врагов своих, и все враги будут служить иудейскому народу. Но здесь мы опять-таки должны помнить о христологичности: неслучайно этот псалом посвящен еще пророчеству, что явится Христос этому миру и избавит весь народ от пленения врага рода человеческого. Неслучайно говорится, что Бог отринул всех нас, низложил еси нас, разгневался еси – люди ушли от Бога, и сами собой не могли прийти, и стали полностью пленниками врага рода человеческого. Господь показал, насколько все это сложно: земля сотряслась от греха человеческого и смутилась. Мы ждем избавления, и Господь посылает избавление через Своего Единородного Сына, Господа нашего Иисуса Христа.

Явление Христово не будет стихийным, оно пророчески излагается в этом псалме. Здесь говорится о Моаве: «Моав коноб упования Моего». Коноб – это сосуд, его использовали в бане, туда наливали огромное количество воды. И здесь говорится, что покорятся народы. Кому они покорятся? Языческие народы, и те народы, что были отвергнуты за свои грехопадения, и иноплеменницы, которых Господь покорил Себе. Это все те, кого Господь через коноб, через чашу Крещения, делает Своим, уже избранным народом по вере во Христа. И Он их вводит в храм Господень, где они начинают свое служение Господу.

«Кто введет мя во град ограждения? Или кто наставит мя до Идумеи?» Иерусалим был огражден огромной стеной. Как можно пройти через эту стену? Кто может ввести нас? Конечно, только Сам Господь вводит нас в Иерусалим. И здесь не просто идет речь об Иерусалиме земном, но идет речь об Иерусалиме – граде Небесном. Кто введет нас в Царствие Небесное? «Или кто наставит мя до Идумеи?» – как я увижу исправление этого языческого народа? Конечно же, только через Христа, Который пришел на эту землю, Который Своею проповедью, как вином умиления, напоил всю землю. Люди не только услышали спасительные слова, но и увидели спасение, которое исходит от Господа.

«Не Ты ли, Боже, отринувый нас? И не изыдеши, Боже, в силах наших?» Здесь прямое обращение: «Конечно же, Ты, Господи, введешь нас, Ты поможешь нам, Ты – наш Избавитель, наш Помощник».

«Даждь нам помощь от скорби, и суетно спасение человеческо», нет у нас возможности собственными силами преодолеть все испытания и избавиться от плена, в котором находимся, – от плена греха, от плена врага рода человеческого: все упование наше только на Тебя!

«О Бозе сотворим силу, и Той уничижит стужающыя нам». Конечно же, только Господь может дать нам эту силу, и мы будем слезно молиться и обращаться к Нему, чтобы Он не отринул нас, но помог преодолеть все испытания и трудности на нашем пути. Без надежды на Христа, без надежды на Господа ничего не получится.

Василий Великий особенно обращает внимание в толковании этого псалма на то, чтобы мы увидели именно пророчества о Христе. Ведь как бы ни говорили о вавилонском пленении, которое было страшно и ужасно для иудеев, мы должны смотреть и на свою жизнь. Если мы говорим, что Христос языческие народы просветил, вывел их от плена врага рода человеческого, то мы можем говорить, что сегодня мы тоже находимся в плену врага рода человеческого лишь только потому, что отвергаем Христа. Мы живем в очень хорошее, благодатное, радостное время, когда проповедано Слово Божие, когда мы можем общаться со Христом, когда мы видим Воскресение Его (как мы поем, «Воскресение Христово видевше»)! Человек не только знает о Христе, но имеет от Него огромную силу и поддержку через таинства Церкви Христовой, он действительно может побеждать врага и пребывать во свете.

Мы говорим сегодня такие высокие слова, а что значит – побеждать врага? Победить врага – это победить трудности, скорби и испытания, которые встречаются в нашей жизни. Ведь Господь посылает их нам, чтобы мы пришли в разум истины, были верными Его чадами – тогда жизнь человека свободна, приносит ему радость и удовлетворение. А если человек живет без Господа, то он как бы едет по проселочной дороге, где очень много ям, и его очень сильно сотрясает. Действительно, жизнь человека без Бога очень мрачная, тяжелая и страшная, и враг рода человеческого имеет доступ к такому человеку и причиняет ему немало вреда.

Но почему зная Христа, живя во времена Христа, человек попадает в плен? Он сам отказывается от Христа, от Его защиты, покровительства, он уходит от Бога и сдается в плен врагу рода человеческого. Здесь говорится, что Господь избавил человека от плена: плен – это всегда насилие, лишение свободы через захват, военные действия, похищение, в плену тебя держат в каких-то ужасных местах, в ужасном состоянии, взаперти, ты не можешь делать то, что ты хочешь, а делаешь то, что тебя заставляют.

Но в современной жизни происходит нечто другое: человек сам себя отдает в рабство греху, врагу рода человеческого – он отказывается от Христа и думает, что взаперти, когда он лишится свободы и будет выполнять только повеления врага рода человеческого, будет ему полное счастье. В таком заблуждении находится большая часть современного человечества, а этот псалом еще и показывает нам путь как можно выйти из этого пленения.

Выйти можно только через Христа – только Он может дать силу, Он может открыть нам град Божий и Царствие Небесное. Без Него не можете творити ничесоже, говорит Священное Писание. И здесь для каждого испытывающего искушения, трудности в жизни, содержится ответ: каким образом я могу спастись, к Кому мне нужно обратиться, чтобы избавиться от этого плена? Конечно, ко Христу, и Господь тебя всегда освободит от пленения.

Здесь чертится спасительный путь человеку, и каждый из нас должен это помнить, напечатать на скрижалях собственного сердца. Неслучайно в надписании этого псалма есть слова, о которых мы в предыдущих псалмах уже говорили: в конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду. Что значит в столпописание? Значит, что эти слова имеют настолько большую ценность для человека в его духовной жизни, что они чертятся на столпах, а столпы всегда делались из камня – эти слова написаны на камне, чтобы сохранялись из века в век, из поколения в поколение: без исполнения всего этого невозможно человеку спастись.

Если этого мы не будем помнить, то сами себя будем отдавать в рабство, в плен и будем испытывать немалые трудности в жизни. Они будут касаться нашего сердца и лишать свободы, к которой человек во все времена стремится. Мы понимаем, что сегодняшняя свобода относительна, и, вообще, это слово в современном мире используется совершенно произвольно. Под свободой предлагается разное, даже непотребное человеку. Но мы должны помнить, что свободен человек, не зависимый от греха, и подлинную свободу человеку дает только вера в нашего Божественного Спасителя. Без Него невозможно обрести свободу, иначе ты будешь зависим от всего, что с тобою происходит, и много вреда увидишь в этой жизни.

Господь помогает всем, Господь любит и находящихся в состоянии греха, порока или в неведении, как здесь говорится об иноплеменниках, – но для каждого Он находит возможность, открывает дверь ко спасению. Если человек некрещеный видит Христа, видит свет, исходящий от Христа, видит высоту и красоту христианства, для него эта дверь открыта через возможность принять святое Крещение. Если кто ушел от Христа, то для него открыта дверь через Покаяние – человек примиряется со Христом, с Церковью Христовой, возвращается в нее и становится достойным ее членом. Надо понимать – если ты уже примирился с Господом, заново вошел в Церковь Христову, то тебе возвращаются все благодатные дары, которые Господь дает верным Своим: для Бога важно, чтобы каждый человек имел спасение, и каждый человек почувствовал в этой жизни любовь Божию.

Очень утешительный псалом, открывающий нам многое, не только пророчество о Христе, о Его Пришествии, об избавлении от вавилонского пленения, но, самое главное, дающий надежду тем, кто в настоящей жизни отпал от Христа или еще Его не познал. Для каждого человека открыты двери (они самые разные), и кто в них войдет, того Господь уже будет вести. Затем Господь и сотворил много церквей на земле, чтобы человек увидел церковь, вошел в нее и приобщился ко всем благодатным дарам. Господь ведет человека и открывает ему двери Царствия Небесного, открывает ему Иерусалим как град Божий, как град Небесный. К этому нужно стремиться и идти каждому из нас в нашей жизни.

Мы сегодня с вами, дорогие братья и сестры, разбирали 59-й псалом. Он очень непростой, но имеет очень ясную духовную картину и дает нам возможность вернуться ко Христу, быть с Ним и обрести во Христе подлинную свободу. До новых встреч! (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Нина Кирсанова

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс