Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → Протоиерей Андрей Канев: Смысл христианской жизни – все-таки борьба с грехами

Протоиерей Андрей Канев: Смысл христианской жизни – все-таки борьба с грехами

№24 (921) / 27 июня ‘17

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №23 (920) 2017

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Без борьбы оживления не получится – не узнаешь даже, не поймешь, что оно нужно. И святитель Игнатий как раз и говорит, что оно уже здесь происходит. К этой же мысли можно присоединить другую: здесь, на земле, мы должны приобрести качества, которые нас будут роднить со Христом.

Мы говорили, и я еще раз напомню – Господь в Евангелии говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим», поэтому весь строй христианской жизни, начиная от внутренней борьбы, – покаяние, молитва, аскетические посильные какие-то труды и таинства Церкви, в совокупности дают возможность человеку научиться от Христа не только словами: пример в воспитании имеет главнейшую роль. Можно своего ребенка многократно учить быть честным, но если сам обманываешь, понятно, что ребенок вырастет лгуном.

Так вот, весь строй христианской жизни, так скажем, традиционный, настраивает человека и готовит к тому, что он опытно начинает познавать Бога. Как по-другому сказать, что он опытно познает? Когда он искренне покаялся – не лукавит, не прикрывает грехи, не обманывает сам себя. В душе его наступает мир, которого не было. И тут не от обстановки зависит.

Или человек, искренне покаявшись, причастится Тела и Крови Христовой, – что он приобретает? Это не символ – мы реально в себя принимаем Тело и Кровь Христовы: не убитого же мы Христа принимаем, а истинного Богочеловека Иисуса Христа. И, соответственно, если человек подготовлен, то он действительно научается от Христа. И люди делятся впечатлением, что после Причастия у них наступает мир, тишина, внимание к себе, желание думать о смерти, молитве, прощение ближних и так далее. Откуда это берется? Происходит реальное соединение с Христом – научение от Него не только словами. И это признаки оживления, когда человек начинает думать; первый признак оживления – это видение своих грехов; как раз об этом святитель Игнатий и пишет: то, чему за течение жизни мы должны научиться – мы должны пытаться, а Бог дает Своей милостью, оживляет уже здесь, не там, перед Страшным Судом.

– Но не только отлучение души человека начинается уже здесь, на земле, во время его странствия к отечеству Небесному. На этом же пути душу может ожидать и погибель: как таинственно она может оживать, точно так же она может и погибать и подвергаться истязанию воздушных властей, иначе бе-сов, учит святитель Игнатий. Но это не значит, что душа человека обязательно должна пленяться духами злобы. Она способна и освобождаться от них и становиться свободной: «… во время земного странствия точно так же таинственно совершается истязание души воздушными властями, ее пленение ими или освобождение от них. При шествии же через воздух эти свобода и плен только обнаруживаются».

Протоиерей Андрей Канев: – Святитель Игнатий пишет (это реально очень глубокая мысль) о том, что воздушные мытарства уже сейчас проявляются в виде того, что падшие духи, которые будут проверять человека на причастность к себе (мы в прошлый раз говорили, почему делегировано падшим духам проверять на этих воздушных мытарствах, на этих таможенных пунктах) – здесь уже, на земле, это тоже очень важно понять. Христианское учение, опять же напомним, о человеке, что мы здесь на земле не для того чтобы радоваться и жить весело. Я причем не отрицаю тех моментов, когда действительно это бывает искренне, по-настоящему и не греховно. Все это есть, но это не есть цель христианской жизни.

А то, можно подумать, я тут сижу для элементарных умилительных состояний. Нет, конечно. Просто одно дело – какие-то секунды по сравнению со всей жизнью. А другое дело сравнить, сколько мы грешим и сколько безобидной душевной радости бывает. Но смысл христианской жизни – все-таки борьба с грехами. Нам здесь отведены путь борьбы и крест, про который мы говорим «возьми крест и следуй за Мной» – это как раз крест борьбы с грехами. И мы все, родившись уже в этом плену, только выбираемся из него. Это как побег из концлагеря, когда за тобой еще будут гнаться, когда есть шанс попасть в плен еще худший.

Поэтому в течение жизни нужно только внимательнее на себя посмотреть с точки зрения проявления грехов, как они появляются в нашем сердце, в нашем уме, делах, словах... Давайте подведем итог сегодняшнего дня вечером: что с нами было? Провели ли мы его как христиане – мирно, тихо, спокойно, – или все-таки мы провели его как люди, которые подвержены грехам и страстям и подобным нападкам?

Очень легко узнать, что это все идет, – надо только посмотреть на себя, не закрывать глаза на самого себя. И если не умеешь различать грехи, взять какое-нибудь пособие. Святителя Игнатия, например, или другие – по подготовке к Исповеди – и сравнить с ними свою жизнь. И ты увидишь, что описаны не просто какие-то ужастики, а правда жизни. Что мы в течение жизни подвергаемся нападкам страстей. Не надо думать, что люди приходят и говорят: «Не убивал, не воровал». А в реальности – и убивал и воровал, просто какое-то свое представление, что «я был хороший и почему-то на меня сыплются какие-то неприятности».

А когда человек искренно начинает разбираться в себе, он понимает: да, это все есть. А для чего это все есть? Нам дана свобода нести крест или сбросить его, бороться или не бороться. В нашей жизни будет очень много обманок и духовных, и реальных каких-то, когда идеи могут увлечь человека не туда.

Увлечется человек, например, добрыми делами или спасением других людей (у меня есть примеры, когда молодые люди борются с ересями, с какими-то проявлениями зла в мире), а сам себя не видит – у него неблагополучная жизнь у самого (я имею в виду – в духовном плане), это вот обманка, он прошел не за той целью, непонятно зачем, против всех духовных правил. Конечно это свойственно юности придумывать свое, но это очень печальное зрелище. Так вот получается, что все эти самые мытарства, той или иной степени, в течение жизни будут испытывать человека. Поэтому нас предупреждают, мы должны быть внимательны.

– Итак, воскресение и мытарства души совершаются непосредственно в нашей земной жизни здесь и сейчас, а не ожидают нас там и тогда – в месте, где мы еще не были и неизвестно, когда окажемся. А после этой мысли святитель Игнатий делает резкий и неожиданный поворот к теме грехопадения первых людей и пишет: «Заповедь, данная человеку в раю, воспрещающая вкушение от древа познания добра и зла, не отменена».

Протоиерей Андрей Канев: – Мне кажется, он не резкий – очень логично, что человек, обладая свободой, может выбрать возможности каяться, если он упал, не развивать себе грех, а бороться с ним, – эта мысль логично восходит к истокам, откуда в человеке зло: человек неправильно воспользовался даром свободы. Ведь о чем библейская история грехопадения говорит? О том, что человек неправильно выбрал. Он пошел против Бога, потому что у него была такая возможность – свобода (она страшное оружие в этом плане); он выбрал зло. (Продолжение в следующем номере)

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс