Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №24 (921) → Архимандрит Савва (Мажуко): Эпизод о прощении грешницы

Архимандрит Савва (Мажуко): Эпизод о прощении грешницы

№24 (921) / 27 июня ‘17

Свет невечерний

– Дорогие друзья, я рад снова побеседовать с вами о Евангелии, о нашей вере, о смысле, сердцевине нашей христианской жизни. Наша христианская жизнь начинается, как вы сами можете это понимать, со встречи с Евангелием, и у каждого из нас эта встреча была чем-то особенным, чем-то значимым и наверняка каждый из нас может назвать тот момент, когда слово Евангелия пронзило его. Как говорит апостол Павел, слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, в самую сердцевину сердца человека – истины Евангельские, которые мы слышим, читаем, мы просто чувствуем, ощущаем всем своим существом.

У меня тоже была такая встреча благодаря моему учителю русского языка. Это был замечательный педагог! Я в первый раз услышал слово Божие. В то время люди начали уже возвращаться к вере своих отцов, и наш педагог, преподаватель принес в класс Евангелие и зачитал оттуда эпизод, который ему как-то особенно лег на сердце. Эта была моя первая встреча с Евангелием, и об этом отрывке я бы хотел сегодня с вами поговорить. Может быть, подчеркнув каким-то особым образом, почему именно этот текст лег мне на сердце и почему для многих христиан этот отрывок от Евангелия от Иоанна так дорог.

А он повествует о прощении великой грешницы. Это 8-я глава Евангелия от Иоанна. Необычный эпизод, как говорят специалисты в Новом Завете, литературоведы, теологи: какая-то необычная, даже чужеродная вставка, которая как бы вклинивается в текст. Почему такая композиция была избрана Иоанном Богословом, мы не знаем точно, но то, что он подлинно Христова история, настоящий, который имел место быть, – это факт.

Так вот, 8-я глава Евангелия от Иоанна повествует нам, что Христос сидел в храме с народом, общался с ним. Тут книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали: «Учитель, эта женщина взята в прелюбодеянии». Прелюбодеяние – это один из смертных грехов, как мы его называем в нашей христианской культуре, это преступление против любви – как будто бы человек перешагивает через свою любовь, – измена своему супругу или супруге. (Обратите внимание, что есть разные названия у разных степеней грехов против любви. Прелюбодеяние – это преступление против прежде всего семьи, своего супруга, своих детей и даже более того – рода своего, всей семьи: предков и даже будущих наследников. Вот какой это грех.)

Женщину, которую схватили фарисеи, действительно взяли в прелюбодеянии, она не была оклеветана, это было реальное действие, у которого были свидетели. Эту несчастную женщину, приводят ко Христу и говорят: «Моисей в законе заповедовал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь в обвинение Его». Дело в том, что во времена Христа еще существовала эта заповедь побивать камнями, но современники Христа уже не практиковали. И вот искушение, испытание, подвох состоял в том, чтобы заставить Христа или бросить тень на Закон, или сделать действие, которое расценили бы как призыв к убийству.

«Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он восклонившись сказал им: „Кто из вас без греха, первым брось в ней камень”. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав то и будучи обличаемые совестью, стали уходить один за другим, начиная от старшего и до последних. И остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. Иисус восклонившись и, не видя никого кроме женщины, сказал: „Женщина, где твои обвинители? Никто не осудил тебя?” Она отвечала: „Никто, Господи”. И Иисус сказал ей: „И я не осуждаю тебя. Иди и впредь не греши”».

Вот такой отрывок. Вот такая повесть о поступке Христа, который очень запомнился его любимому ученику Иоанну Богослову. Женщина – явная грешница, ее обвинители – люди, которые блюли Закон, хотели соблюсти какую-то чистоту, горели ревностью, справедливостью; и тем не менее, у них была совесть. Посмотрите: Христос восклонившись говорит: «Кто без греха, первым брось в нее камень». И они начали уходить, обличаемые совестью, начиная от старших до младших. Старшие ушли первыми. Почему? Это особенность зрелых людей, мудрых. Чем старше мы, тем мудрее, тем более снисходительны. И, в общем-то, мера мудрости – это мера снисходительности. Вот Христос – сама воплощенная Мудрость. Он, увидев женщину несчастную, наказанную уже этим позором, говорит ей: «И я тебя не осуждаю. Иди и больше не греши». Заметьте, Христос даже не спрашивает, как бы спросил какой-то учитель, наставник: «Ты-то каешься или не каешься? Ты не будешь так делать? Вот скажи мне и поклянись, что такого больше не будет, что это в первый и последний раз!»

Он с нее ничего не требует – ни клятвы, ни даже уверения в том, что она покаялась. «Не судите, да не судимы будете», – говорит Христос в Евангелии от Матфея. Наше свойство осуждать людей – это, может быть, один из самых живучих грехов, который действует в сердце человека. А в наше время это превратилось в какую-то эпидемию злословия, когда выискивают за каждым человеком проступки, когда пытаются пропечатать в газете, сообщить на сайте в интернете – найти какой-то компромат на человека, чтобы унизить его, найти хоть какое-то пятно, чтобы доказать самим себе, что мы тоже уже не такие плохие люди. Может быть, и так.

Меня с детства занимал вопрос, что же там писал Христос, наклонившись. Не знаю. Так и не нашел ответа на этот вопрос. Может быть, когда-то я это узнаю, но тогда меня поразило откровение милосердия: для меня, подростка, тогда религия заключалась в ведении ритуалов каких-то, правил, норм. В общем-то и для фарисеев эти правила и нормы существовали, но Христос разрушает все стереотипы религиозного учения, утверждая один образ милующего Бога – Человеколюбца.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс