Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №22 (919) 2017
– Многие из тех, кто впервые прикасается к Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, впадают в смущение, неправильно понимая те или иные библейские выражения, не зная, что язык пророков и апостолов весьма отличается от современных оборотов речи. И, не прибегая к святоотеческим толкованиям, такие неразумные читатели составляют ложные суждения о Боге, соблазняются и сами себе наносят вред. Потому что Господь Бог есть Любовь и Правда, Он благ и милосерд, и то, что нам открывает Священная история о Промысле, провидении, о попечении Небесного Отца о роде человеческом, совершенно удовлетворяет нравственному чувству совести, голосу Божию в душе каждого из нас.
Так, раскрывая Книгу Бытие (она Великим постом каждый день звучит в православном храме), иные слышат слова, произносимые от лица Самого Господа Бога: «А Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа» – речь идет о египетском царе, который, слыша слова Божии, исходившие из уст Моисея, противился Божиему человеку и в конце концов настолько окаменел сердцем, что стал преследовать этот народ, водимый Божией десницей, и нашел свою предопределенную и окончательную гибель в водах Красного моря. «Где же здесь справедливость, – скажет современный человек, – если Сам Бог ожесточил сердце фараона так, что тот оказался не способным воспринять слова истины?» «В искушении никто не говорит: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, – отвечает на это недоумение новозаветный апостол Иаков, – не подталкивает ко злу»: Бог есть любовь, Он есть Свет, в котором нет тьмы.
И поэтому, читая эти и подобные им библейские выражения, мы должны понимать их правильно, соответственно Божественным совершенствам. Ведь и в молитве «Отче наш» последние прошения должны быть глубоко осмыслены каждым из нас. «Не введи нас, Господи, во искушение, но избави нас от лукавого», – просим мы, как малые дети, Отца Небесного не попустить нам запутаться в трех соснах. «Не остави нас, Господи, Своею благодатью, не отыми от нас Свои покров и милость, не введи во искушение: не дай нам, ограниченным, слепым и глупым, сделать что-либо противно Твоей святой и благой воле, но избави нас от лукавого».
Итак, выяснив, что язык Священного Писания и, соответственно, церковных молитв не совпадает с современным словоупотреблением, по уже установившемуся обычаю обратимся к акафисту Иисусу Сладчайшему и найдем во втором икосе следующее прошение: «Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене». Вы помните, как некогда апостолы просили у Христа: «Господи! Хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал». А Спаситель, осерчав на ревностных не по разуму учеников, сказал им: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать души человеческие».
Итак, само имя «Спаситель» говорит нам о Христе как о добром Пастыре, Который пришел в этот сумрачный, темный и грешный мир не погубить, а вызволить из неволи, избавить от вечной гибели каждого из нас и всех вместе взятых, омытых Его Живоносной Кровью, пролитой со Креста. «Иисусе, Пастырю мой, не погуби меня» – так молит каждая словесная овечка, христианская душа, понимая, что ее погибель заключается не в чем ином как в отчуждении от Господа Иисуса Христа, в потере таинственного союза с Ним, отдалении от Него. Соответственно, Господь Бог пришел в этот мир, чтобы всех нас собрать вместе и вывести на плодородное пастбище, ввести нас в лоно Матери Церкви, где мы «едиными устами и единым сердцем» славим имя Господне.
Как мудро и с каким смирением неизвестный автор акафиста Иисусу Сладчайшему влагает в наши уста это прошение: «Иисусе, Пастырю мой, не погуби меня. Я прекрасно знаю, что, будучи близ Тебя, взирая на Твой прекрасный Лик, слыша Твой голос, я никогда не стану жертвой волка, дьявола, которого Священное Писание именует губителем». И все несчастье современных людей заключается как раз в том, что они, будучи крещеными, находятся в отдалении от Матери Церкви, отошли далеко-далеко от живых вод покаяния и причащения Святых Христовых Таин.
«Иисусе, Пастырю мой, не погуби мене», – молится христианская душа, зная, что спасение для нее в том, чтобы духовными очами сердца видеть невидимого Бога, умом и душой призывать Его святое имя и, таким образом, всегда чувствовать на себе взор Господа, который устремлен в глубины нашего сердца.
А там, где нет веры во Христа, нет любви к Нему и ближнему, действительно, разливанное море страстей. Там пропасти и овраги, там адская бездна, на дне которой шевелятся змеи – разжигаемые дьяволом в глубинах нашей души страсти гордости и тщеславия, похоти и чревоугодия, сребролюбия и гнева, уныния и отчаяния.
Итак, что же требуется от нас, чтобы мы всегда ходили в свете Божием, чтобы погибель не коснулась наших душ, но они всегда изобиловали Божественной благодатью? Бог сделал все, что хотел, дабы никто из нас не погиб. Остается лишь склонить наше собственное произволение на чашу добра. Умом и сердцем призывая на всякий день и час, на всяком месте памятуя о нашем Спасителе, будем искать Его в молитве: «Господи, Иисусе Христе, Пастырю мой, помилуй мя грешного», памятуя, впрочем, что молитва углубляется и живет в человеческой душе только при условии ее простоты и незлобия.
Что есть простота во Христе (см.: 2 Кор. 11, 3)? Это готовность всецело усвоить Откровение Божие о нас, запечатленное в Священном Писании. Простота заключается в том, чтобы не роптать на Господа тогда, когда обстоятельства нашей жизни не вполне понятны нам, и спокойствие, мир и радость вдруг уступают место испытаниям и скорбям. Простота во Христе состоит в том, чтобы с доверием склонять главу под Божию десницу и верить, что Бог печется о нас и не упускает ни малого, ни большого, промышляя о каждом Своем создании. Простота в том, чтобы благодарить Создателя, чувствуя всецелую от Него зависимость. Ну а незлобие есть не что иное, как стремление всякого пожалеть, всякому помочь, о всяком посочувствовать, ибо именно это заповедает нам Законодавец в словах «возлюби ближнего, как себя самого».
Если мы соединим с нашим дыханием памятование о Боге, если имя Христово станет для нас драгоценной самосветящейся жемчужиной, найдя которую мы спрячем ее за пазуху, стараясь на всяком месте и во всякое время призывать Христа Спасителя, тогда путь, ведущий ко Христу, будет ясным и понятным для нас. «Никого не обижать, никому не досаждать и всем мое почтение» – так, не без юмора, говаривал о тайне спасения преподобный Амвросий Оптинский.
«Иисусе, Пастырю мой, не погуби меня, не попусти мне забыть Тебя, не попусти мне оставить свою первую любовь к Тебе, не попусти заполонить мое сердце страстями. Но помоги, научи и настави меня начинать и завершать день искренним обращением к Тебе так, чтобы имя Христово было как щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Нина Кирсанова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.