Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №34 (931) 2017
– Дорогие друзья, мы продолжим размышлять об отдельных речениях и молитвенных воззваниях, обращенных к Иисусу Сладчайшему. Эти замечательные молитвенные призывания мы обретаем в акафисте Господу Иисусу Христу.
И прежде чем я оглашу вам новую молитву, взятую из этого замечательного памятника древней христианской литургической литературы, вспомним, что даже у людей, не прикасающихся к Священному Писанию, есть понятие о Небесных существах – светлых ангелах. Составляются эти понятия как будто бы из представлений земной жизни. «Она как ангел хороша», – говорят о миловидном и светлом лице. «Это не ребенок, а просто ангел», – выражаются о послушливом дитяте. «Ангел пролетел», – говорили в старину люди, когда в кругу единомысленных людей, беседующих друг с другом, воцарялась тишина.
И, как мы видим, во всех приведенных мною выражениях люди связывают с ангельским существом самые высокие, идеальные понятия. Откуда все это? Конечно, шестое чувство, конечно, дух человеческий, который, хотите вы этого или нет, соприкасается с Небесной сферой и черпает оттуда подобные мысли. Но и, безусловно, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов – именно отсюда, из богооткровенных пророческих и апостольских речей, мы черпаем сведения метафизического характера, то есть такие знания, которые лежат вне и находятся за плоскостью видимого чувственного мира.
А теперь обратимся к акафисту, вобравшему в себя многие сведения, богооткровенные знания, которые черпал неизвестный нам автор в Священном Писании. «Иисусе, вышних Создателю!» Спаситель именуется Создателем вышних, то есть высших, существ, ангельских чинов, которых, как мы помним, не менее девяти – по крайней мере, так мы читаем у пророков и апостолов. Серафимы и херувимы, престолы и господства, начала, власти, силы, Архангелы и ангелы – девять чинов ангельской иерархии, предстоящих Божию Престолу.
Каждый из мириадов ангелов соткан из златых нитей боголюбия, смирения, чистоты, кротости и любви. Ангелы, по учению Матери Церкви, настолько утвердились в добре, что не хотят и не могут согрешать. Они суть быстродвижные святые, блаженные духи, главное занятие которых – предстояние невещественному свету Божественной Троицы. Нередко в традиции православной иконописи ангелы изображаются так, как будто они с помощью крыльев закрывают свои очи. Почему так? Нестерпимое сияние Божества, славы Божией невозможно выдержать даже ангелам. Как существа сотворенные и ограниченные, они, не имея покоя днем и ночью, взывают на Небе: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь славы Твоея небо и земля!»
Говорят – и это истинно так, – что Спаситель, воплотившись (Бог стал Человеком в Лице Господа Иисуса Христа), примирил между Собой Небо и землю, перекрыл Своим Боговоплощением пропасть, отделявшую мир ангелов от мира грешных людей. И сегодня верующие в Сына Божия духовными очами созерцают лествицу, по которой снисходят и восходят ангелы Божии – сослужащие нам духи, пекущиеся, по Божию определению, о спасении каждой человеческой души.
Вот и у беседующих сегодня со мной, у каждого крещеного человека есть ангел-хранитель (который, дерзну сказать, вместе с вами смотрит нашу телевизионную передачу и участвует в ней, молясь и за тех, кто ее смотрит, и за того, на кого смотрит). Ведь мы с вами – братья и сестры во Христе, а наше общение – единое на потребу во славу имени нашего Спасителя. Имея близ себя бесплотного ангела, будем, дорогие друзья, чаще размышлять о его нравственных совершенствах, ведь ангел Божий, данный нам со времени Крещения, есть подлинный друг, который не обманет, не продаст и не предаст, который всегда неизменен в своей воистину Божественной любви к нам и главное послушание которого – содействовать очищению, просвещению, спасению вверенной ему души.
Заметим, что в ангелах совершенно не усматривается той самости, себялюбия, гордости, возношения ума, строптивости, а следовательно, прекословия, непослушания, самоутверждения, которые, вселившись в человека, делают его жертвой геенны огненной. Да-да, Бог гордым противится и лишь смиренным ангелам и людям дает Свою благодать.
Что есть смирение ангельское? Оно рождается, когда разумное, совестливое, бессмертное существо обращает мысли, ум и сердце к своему Создателю. Бог являет нам неприступное величие Своей славы. Господь Бог – это то высшее Существо, Которое есть чистейший Дух, Он – Источник совершенств, Он всеблажен, всемогущ и свят. Очи Его, стократ светлейшие солнца, просвещают душу каждого из нас; лучи, исходящие из Божественных очей, касаются самых затаенных уголков души. Находясь пред Лицом Небесного Отца, что может чувствовать и о чем помышлять Его разумное творение? Оно, всецело проникаясь мыслью о вечности, вездесущии своего Создателя, никнет долу, ощущает свою малость и незначительность, смиряется в прах и пепел. И смирение, таким образом, есть понимание своего места в Божественной иерархии. Бог – наше все, Он – Источник, Причина нашего бытия. Без Его тайной и явной поддержки, без Божественной благодати, которую Он дарует нам по Своей преизбыточествующей любви, мы не смогли бы существовать ни секунды. Вне Бога мы существа страдающие, ведь творение только в Творце находит свою опору и силы к бытию.
Итак, смирение есть исповедание своей малости, незначительности, ничтожества и вместе с тем – всецелое упование, надежда на Божий Промысл, чувство благой зависимости от Создателя, всегдашняя готовность призвать Его святое имя, просить у Него помощи, а паче всего прославлять Господа Бога нашего и словом, и делом, и чистым житием. Вот какие мысли напечатлевает на нашем сердце ангел-хранитель, опытно усовершившийся в послушливости. То существо, которое трепетно предстоит Божию Престолу, послушное мановению Божия перста, тотчас, во мгновение ока пересекает необозримые пространства и галактики, исполняет Его веления, направленные на одно – спасение наших душ.
Заметьте, что ангелы исполнены радости, бодрости и славословия. Так и человек, покуда не обращен к Создателю своему, покуда ум его вращается на стране далече, хотя бы он приобрел себе в собственность всю вселенную, хотя бы удовлетворял всем своим земным желаниям и страстям, становится лишь темнее и печальнее, а жизнь его как будто теряет всякий смысл. Почему? Наше сердце успокаивается единственно в Боге, ведь смыслоназначение человека – растворить сердечные створки и впустить в себя Божественную благодать. Только когда мы верою, покаянием, молитвою вступаем в живое общение с Создателем и чувствуем эту мистическую пуповину, которая соединяет нас с Богом, мы живем и движемся и существуем, радуемся, чувствуем свое конечное назначение в прославлении Господа, в служении Ему, в том, чтобы Он таинственно изобразился в нас, а мы были бы сосудами Его животворящей благодати.
Дай, Господи, чтобы, находясь в содружестве с ангелами-хранителями, мы, дорогие друзья, обрели приток этой духовной бодрости, радости, энергии, внутренней динамики через единение с Творцом. А осуществляется оно, напомню, исключительно посредством таинств в лоне Православной Церкви – Крещения, Покаяния, учащенного Причащения Святых Таин. Бережное хранение полученной благодати, умножение ее в делах милосердия и молитвы – вот та золотая стезя, по которой каждый из нас должен двигаться со страхом и трепетом, радостью и благодарением, ведомый своим ангелом-хранителем.
«Радуйся, Иисусе, вышних Создателю», – обращаем мы ко Господу наш голос и понимаем, что самое предназначение нашей вечности – вместе с ангелами прославлять Его всесвятое имя. Аминь. (Продолжение в следующем номере)
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.