Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Будущий преподобноисповедник Максим родился 17 июня 1876 г. в селе Большой Сурмет Бугурусланского уезда Самарской губернии в семье богатого мордовского крестьянина Григория Степановича Попова и в Крещении наречен был Мефодием. В семье неукоснительно исполнялся церковный Устав, и своих детей – 3-х сыновей и 2-х дочерей Григорий Степанович воспитал в вере и благочестии. Впоследствии оба его сына, Николай и Мефодий, стали священниками, а дочери Матрона и Евдокия приняли монашеский постриг.
В 1900 г. Мефодий женился на крестьянке Елене Тимофеевне Поляковой, и у них родилось шестеро детей: первый ребенок родился в 1902 г., последний – в 1916 г. В 1915 г. Григорий Степанович разделил между сыновьями семейный надел – земли и хозяйство. Всем сыновьям было отстроено по большому деревянному дому, выделен скот и хозяйственный инвентарь. Дочерям – инокине Марии, монахине Августе и племяннице инокине Елисавете Григорий Степанович выстроил дом во Владимирском Каменском монастыре.
За благочестивую и строгую жизнь крестьяне относились к Мефодию с большим уважением, как к данному им Богом праведнику, и часто обращались к нему за молитвенной поддержкой, материальной помощью и советом.
В 1921 г. в Поволжье разразился голод, а вслед за ним началась эпидемия тифа. Весной 1922 г. от тифа скончался Григорий Степанович, на Пасху умерла супруга Мефодия Григорьевича Елена Тимофеевна, в это время был при смерти и он сам. Когда хоронили супругу, Мефодий Григорьевич был без сознания, и родственники уже не надеялись, что он выживет. Но чудом он выздоровел и стал еще усердней молиться, ожидая, какой жребий уготован ему будет Господом. Дочь и двоих несовершеннолетних сыновей взяла на свое попечение семья старшего сына, а младшую дочь Клавдию, которой было тогда всего 6 лет, Мефодий Григорьевич отвез в монастырь к своим сестрам.
Летом 1926 г. епископ Давлекановский Иоанн (Поярков), временно управляющий Уфимской епархией, постриг Мефодия Григорьевича в монашество с именем Максим и рукоположил во иеромонаха ко храму Сергиевского женского монастыря, находившегося в 10 км от города Белебея.
Зимой 1927–1928 гг. власти распорядились закрыть монастырь, заявив, что сюда будут свезены беспризорники и организована колония. Разрешено было остаться только священнику и 10-ти монахиням для совершения церковных служб для жителей округи. Им разрешили поселиться в двух сторожках при храме. В декабре 1929 г. директор колонии объявил, что церковной службы больше не будет и все монашествующие должны покинуть территорию колонии.
Иеромонаха Максима в феврале 1930 г. назначили служить в Ильинский храм в с. Рябаш Приютовской волости Белебеевского кантона Башкирской АССР, здесь большинство крестьян еще оставались православными.
1 июня 1931 г. отец Максим с прихожанами отправились в Белебей, куда они были приглашены в храм на праздник. По приезде в Белебей отец Максим с монахиней пошли покупать сукно и ситец, его дочь Клавдия отправилась купить съестного, а приехавшие с ними крестьяне разбрелись по рынку. Когда священник с монахиней остались одни, к ним подошел корреспондент газеты «Пролетарская мысль» и стал слушать, о чем они говорят. Разговор их показался ему подозрительным, и он тут же сообщил о нем в милицию. Когда Клавдия минут через 20 вернулась на площадь, здесь никого уже не было. Незнакомая женщина сообщила ей, что священника и монахиню забрали в тюрьму.
На следующий день Клавдия увиделась с отцом. Отец Максим в то время еще не знал, почему арестован, и лишь сказал дочери: «Иди домой, реже сюда ходи, будь осторожней, живи пока на месте».
В ОГПУ отцу Максиму сказали, что освободят его, если он согласится во время службы в храме публично отречься от Бога. Отец Максим ответил, что готов на любые мучения, но от Бога не отречется. Сотрудники ОГПУ все же надеялись, что им удастся уговорить на публичное выступление смиренного священника, тем более что у него на свободе оставалась малолетняя дочь, и, не дожидаясь его согласия, через работника сельсовета объявили, что в ближайшее воскресенье привезут отца Максима и состоится служба. Народу в этот день собралось со всей округи великое множество, все долго ждали, но священника так и не привезли.
9 октября 1931 г. дело было закончено. 25 октября тройка ОГПУ приговорила иеромонаха Максима к 5-ти годам ссылки в северный край. Лишь весной 1932 г. дети отца Максима получили от него первое письмо из деревни Наволочек Холмогорского района Архангельской области. Он писал, что живут они в бараках, кругом на 60 – 80 км болота, недалеко протекает Северная Двина. Весной 1934г. во время половодья Северная Двина разлилась больше обычного и затопила бараки – ссыльные, спасаясь на крышах, терпели стужу и голод. Отец Максим тяжело заболел, и власти разрешили, чтобы кто-нибудь приехал за ним и взял домой. Священника взял к себе в дом верующий житель деревни Наволочек по фамилии Маслов. Иеромонах Максим (Попов) скончался в его доме, сподобившись мирной христианской кончины и христианского погребения.
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.