Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №19 (916) → Протоиерей Артемий Владимиров: «Иисусе, Создателю мой, не забуди мене...»

Протоиерей Артемий Владимиров: «Иисусе, Создателю мой, не забуди мене...»

№19 (916) / 24 мая ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №18 (915) 2017

– Хочу спросить вас, дорогие друзья, с какой самой страшной и наглой ложью, мы, пережившие еще безбожные времена, столкнулись в нашем детстве и отрочестве? Много было ложных представлений о Боге, о мире, о человеке. Но, наверное, самая отвратительная – это теория о происхождении человека из – не поверите – обезьяны. У меня в памяти еще есть пошлые брошюрки Энгельса (или какого-то другого товарища из германского Интернационала) о том, как труд превратил-де обезьяну в человека. Эта теория и поныне, к сожалению, находит место в современных учебниках. Мне очень жаль тех детей, которые, встречая глупых учителей, верят их слову и, смотря на гиббонов и орангутанов, шимпанзе и макак, записывают под диктовку слова взрослых, с умным видом рассуждающих о примате, синантропе, парантропе и прочей живности, которая-де в свое время бродила по Среднерусской возвышенности с палкой-копалкой, дав начало человеческому сообществу – кроманьонцам, неандертальцам и прочей братии.

Помнится, как, пройдя советскую школу, в которой я, увы, воспринял много карикатурных представлениях о мире, и будучи уже студентом университета на филологическом факультете, в канун Пасхи я – как бы случайно – зашел в Божий храм. Оставалось полчаса до начала радостной Пасхальной службы. Все мне казалось в диковинку. Я присматривался к окружающим меня людям и вдруг увидел перед собой алтарника, который, не слишком интересуясь, кто я и откуда, спросил, хочу ли я участвовать в крестном Пасхальном ходе.» Да, а почему нет?» Молодому человеку все в диковинку, все интересно. «Ну, тогда возьми от батюшки стихарь». Меня заставили облачиться и дали в руки хоругвь, с тем чтобы я встроился в два ряда мужчин, ожидавших начала крестного хода.

И вот уже раскрылись царские врата алтаря, священники, в белоснежных ризах, с крестами, увитыми цветами, и свечами, в руках возглавили шествие. Вслед за ними мы вышли на улицу, запруженную народом. Таких сиявших радостью, восторженных лиц я не видел никогда в жизни! Раздались, наконец, возгласы священнослужителей: «Христос Воскресе!» «Воистину Воскресе!» – с ликованием отвечал народ. Погрузившись в неведомый для меня чудесный мир и зайдя потом в храм, я стоял близ алтаря и думал, что мне никак не хочется расставаться со стихарем. Облаченный в него, я чувствовал себя ангелом, мне не хватало только крыл, чтобы взлететь, оторваться от земли. Во всяком случае душа моя уже была на небе, ум освободился от угнетавшей его ранее суеты и житейских помыслов. Душа впервые сама собой стала беседовать с Богом и молиться. Я все повторял дотоле незнакомые мне слова церковного песнопения: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Погрузившись в себя и на время отрешившись от Пасхального богослужения, я вдруг стал размышлять о том, что не могу поверить в ту ложь, которая раньше принималась мною как само собой разумеющееся. Как, мой предок – двуногая мохнатая отвратительная обезьяна?! Стихарь, складки которого волнами струились долу, несколько удлинял мою фигуру, делая ее похожей на изображения тех святых в длиннополых одеждах, что смотрели на меня с храмовых стен. В тот час я чувствовал удивительное родство с небожителями, и сердце твердило и внушало мне: мы Божии создания, мы овечки, созданные Творцом, мы вышли из-под Его творческих перстов. Мои предки – это Адам и Ева, а вовсе не питекантропы и недочеловеки, информация о которых – ложная, чуждая научной объективности, – к сожалению, была внедрена в наши души с отроческих лет.

Вот так парадоксально, еще не читая апологетических трудов, не будучи знакомым с христианской антропологией, посетив Пасхальную службу, я отрешился от карикатурных представлений о человеке и уверовал в то, что каждый из нас создан по образу Творца, каждый призван уподобиться Ему верой, надеждой, любовью, чистотой, радостью, терпением и молитвой. Этот умственный, эмоциональный, духовный переворот свершился во мне незаметно и незримо, единственно под воздействием Божественной благодати, изливающейся светлыми потоками на людские души в храме Божием. А было это в ночь на Господню Пасху.

Эту историю, дорогие друзья, я рассказал вам не так просто, не с желанием занять ваше время, которое очень дорого. Но рассказал потому, что она всегда вспоминается мне, когда я раскрываю Акафист Иисусу Сладчайшему и обращаюсь к Нему с такими много говорящими и уму и сердцу словами: «Иисусе, Создателю мой, не забуди мене!»

Действительно, прав царь и пророк Давид, в одном из псалмов сказавший: «Господи, мы суть овцы пажити Твоея, Ты сотворил нас, а не мы». Не мы сами себя зачали в пробирке, но Бог творческими перстами из девственной глины (говорю образно) слепил в утробе нашей матери естество каждого из нас. Бог вложил в нас Свой бессмертный образ, так, что с будущим телом неизъяснимо, чудесно, сверхрационально сочетается душа – разумная, свободная, стремящаяся к нравственному совершенству, различающая добро и зло. И мы так же бесконечно далеки от обезьяны или другой бессловесной твари, как небо высоко отстоит от земли. Никакой эволюции или революции с естественным отбором и прочими явлениями этого подлунного мира никто никогда не сможет изъяснить. Каким образом мы, существа, получившие дар разума, сознаем сами себя, осмысляем собственную жизнь, пытаемся определить для себя цель как временного, так и вечного нашего существования? Животные движутся лишь под влиянием своих инстинктов, а человек всегда выбирает лучшее. Мы почтены этой свободой выбора и иногда выбираем что-то вечное, нравственное, доброе, вопреки животным интересам, проявляя даже самопожертвование, полагая жизнь за друзей своих.

Человек – существо богоподобное. Не случайно он именуется венцом творения. В нас сочетаются временное и вечное, видимое и невидимое. А самое главное отличие от обезьян, родство с которыми так охотно признают люди, противящиеся Божественному откровению, в том, что мы призваны быть сосудами, вместилищем Божественной благодати.

Итак, кто же склонен доверять этим смехотворным, карикатурным теориям о так называемом естественном происхождении человека? Те люди, которые отказывают себе в высшем смысле бытия. А ведь Бог ввел нас в чудный Свой свет, желая, чтобы мы были причастниками Его Божественной благости. И, вступая через веру и Крещение в живой и спасительный союз с Ним, мы призваны накапливать Божественную благодать и расточать ее в этом мире, превращая хаос бытия, искореженного грехом, в космос, то есть умножая вокруг себя мир, красоту и любовь.

«Иисусе, Создателю мой, не забуди мене!» Не попусти мне, Господи, скатиться по наклонной плоскости развращенной жизни в эту обезьянью философию, но даруй мне всегда иметь глубокую убежденность в духовном первородстве. Даруй мне, Господи, Твою благодать, чтобы умом и сердцем я обращался к Тебе не как заяц или камень (а ведь вся природа некоторым образом тянется к Богу), но как Твой сын, как разумное творение, с этими чудными словами: «Иисусе, Создателю мой, Искупителю мой, Судия мой, не забуди мене!» Аминь. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс