Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Дорогие друзья, мы продолжаем наши встречи-беседы о вечном, Евангелии, спасении души и о Господе нашем Иисусе Христе, Который есть содержание, сердцевина нашей жизни. Сегодня мы с вами поговорим, в каком состоянии находится наш мир, наше общество, и что мы, христиане, можем сделать...
Прежде чем начать этот разговор, я бы хотел вспомнить одно Евангельское событие, которое описывают евангелисты. Оно случилось после Преображения Христа на горе Фавор. Вот, Христос спускается со Своими верными учениками с горы после Преображения и видит внизу, у подножия, огромную толпу народа. Толпа окружила Его учеников, идет какой-то ожесточенный спор, кто-то кому-то что-то доказывает, жесты, укоры, какие-то недоуменные вопросы и восклицания. И Христос спрашивает: «Что случилось?»
Оказывается, пока Он был на горе Фавор с тремя учениками, к другим Его ученикам один несчастный отец привел своего сына, мальчика маленького, и просил его исцелить: этот малыш болел очень странной болезнью, он был бесноватый. Это был необычный бес, человекоубийца, он бросал ребенка то в воду, то в огонь, хотел его погубить. И вот ученики как только ни молились, что только ни делали над этим ребенком, – не могли выгнать из него этого беса, ничего не получалось.
И вот Христос, услышав эту историю, исцеляет мальчика, изгоняет из него беса. Но в тот момент, когда Он изгоняет из него нечистого духа, духа самоубийства, мальчик лежит как будто бы мертвый. И только после этого замирания смерти начинает постепенно возвращаться к жизни… Демон самоубийства, который вселился в этого маленького ребенка, в невинное существо, никак не мог быть изгнан учениками, и ученики спрашивали: «Почему, Господи, мы не могли изгнать этого беса?». И Господь ответил, что этот род изгоняется только молитвою и постом. Здесь были названы впервые эти две формы христианского труда по спасению мира и человека от духа самоубийства.
Ведь действительно, наш мир, наше общество находится в какой-то одержимости духа самоубийства: войны, революции, социальные эксперименты, которым подвергалось наше общество и которые продолжаются в общем-то и сейчас, – это ничто иное, как одержимость духом самоубийства. Мы убиваемся не только через войны, революции, другие совершенно очевидные потрясения, когда истребляются целые народы практически, города. Потери в Первой и Второй мировых войнах, революциях сравнимы с потерями целых стран, городов, которые исчезли с лица земли. Но и сейчас убиваются дети, люди гибнут с голоду. И предела этому духу самоубийства в общем-то нет. Мы продолжаем бросаться в огонь и воду.
И на нашем личном уровне происходит то же самое. Демон самоубийства иногда проникает в человека даже в самом раннем детстве: пожалуй, одна из самых распространенных болезней нашего общества – это депрессии, нежелание жить, потребность заснуть, забыться раз и навсегда. Что это такое, как не одержимость демоном самоубийства? Я, как священник, могу свидетельствовать, что ко мне часто очень приходят люди с этой странной болезнью – молодые люди, которые чувствуют какую-то тягу к смерти (созрела даже целая культура смерти со своей жуткой, мрачной эстетикой), и они хотели бы от этого избавиться, но никак не могут. Это как раз тот самый случай, когда каждый из нас, христиан, – священники, миряне, монахи, иерархи, простые верующие люди, мужчины и женщины, с разным опытом воцерковления, знания Священного Писания, – должны взять на себя труд молитвы и поста.
Что это значит? Молитва – это не только вычитывание правил. Это не значит, что нужно читать формулы, мантры, выполнять определенные правила и ритуалы. Это, конечно, все очень важно, но это скорее поверхностный уровень молитвы, которой требует от нас мир. Каждый христианин должен стремиться каждую мысль свою превращать в молитвенное воздыхание о людях, которых мы видим, событиях, о которых мы слышим в новостях, читаем в интернете, слышим от близких и друзей, когда мы воздыхаем за этот мир перед Богом. Не только за этот мир, но и каждый за самого себя: мы все причастны к демону самоубийства – он каждого из нас коснулся в той или иной мере и касается наших детей, наших близких.
Молитва и слова молитвы – это не одно и тоже. Иногда молитва может принимать форму какого-то неизреченного воздыхания, как нам апостол Павел говорит, – она дословесна. И в конце концов человек, который приучает свою мысль, свое сердце воздыхать об этом мире, творит эту молитву непрестанно, даже во сне молится: праведник – это человек, который молится даже во сне.
А что такое пост? Это второй момент, о котором говорит Христос. Мы воспринимаем и пост как нечто вполне простое, в его каком-то вульгарном смысле – т.е. ограничение в пище. Это тоже очень важно, это форма духовного упражнения. Но она не исчерпывает того, что мы называем постом. В одной из стихир Великого поста мы находим такую фразу: «Постимся постом приятным, угодным Богу». И дальше автор этой стихиры отвечает, что такое есть пост: «Злых отчуждение, похотей отложение, ярости, гнева, злоречия отчуждение. Вот есть подлинный истинный пост». Здесь ни слова не сказано в этой стихире, что пост есть ограничение в молочных продуктах, отложение мяса, колбасы и так далее. Отложение ярости, неправдоглаголания, злости – вот что такое есть пост.
Т.е. если мы это духовное упражнение, пост и молитву, воспринимаем правильно, не просто как упражнение, которое меня самого делает лучше и я через него решаю свои собственные проблемы, но как служение каждого христианина для нашего общества, мира, который сошел с ума и бросается и в огонь и в воду, одержимый демоном самоубийства, стремящийся стряхнуть человечество с самого себя, убить его, уничтожить, столкнуть нации, народы, общества, социальные классы – уничтожить род людской.
Мы должны воспринять молитву и пост как служение – и прежде всего мысль свою всякую превращать в воздыхание перед Богом за весь этот мир. Это наше служение. И работать каждому над самим собой, избавляя себя лично от ярости, похоти, злоречия и других вещей, которые делают нас людьми ненастоящими. И вот это есть подлинный пост – тот самый пост, который всегда с нами остается. Это молитва, которая происходит не по времени, не в какие-то календарные дни, а всегда: каждый христианин, осознающий свое имя как служение должен нести на себе бремя молитвы и поста ради того, чтобы мир это оздоровился, ради того, чтобы в нем было легче дышать.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.