Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №16 (913) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 51

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 51

№16 (913) / 19 апреля ‘17

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) 2016 – №5 (902) 2017, №7 (904)– №15 (912)

– Дорогие братья и сестры, сегодня будем разбирать 51-й псалом. Как и прочие, он имеет надписание: «В конец, разума Давиду, внегда приити Доику Идумейску, и возвестити Саулу, и рещи ему: прииде Давид в дом Авимелехов». Удивительный псалом, который имеет некую строгость в своем суждении: здесь Давид порицает Доику за ужасные предательства.

Когда было противостояние Саула и Давида, то, убегая от Саула, Давид посетил священнический город, где находилась скиния. Этот город назывался Номва (Нов), там служили священники. И когда Давид взалкал, придя туда, он съел хлебы предложения и затем имел суждение с первосвященником Авимелехом. Давид не задержался в этом городе, но прежде чем он покинул его, его увидел пастух мулов Доика и сообщил об этом Саулу. Причем не просто сообщил, что в этот город пришел Давид, но оклеветал священников, которые приняли Давида, сказав, что они поддержали его. И Саул приказал убить первосвященника и еще 305 священников, а затем уничтожить и сам город, убив всех жен, мужей и детей. Так что Давид здесь порицает, с одной стороны, Доику, а, с другой стороны, говорит, что все в этой жизни управляется милосердием Божиим, и тот, кто предает и клевещет, обязательно понесет заслуженное наказание от Господа.

«Что хвалишися во злобе, сильне? Беззаконие весь день». Псалмопевец этими словами говорит, что Доика пребывает во злобе и хвалится своим неправедным и беззаконным состоянием. Причем он давно пребывал в беззаконном состоянии, у него в душе пустота и злоба – значит, он постоянно вынашивает некое злодеяние в своем сердце. И когда появляется повод совершить злодеяние, он с удовольствием его совершает и даже получает от этого удовлетворение. Почему «беззаконие весь день»? В таком беззаконии пребывал и Иуда Искариотский, который целый день выстраивал план как предать Христа Спасителя и предал его только ночью.

«Неправду умысли язык твой, яко бритву изощрену сотворил еси лесть». То есть он жил неправдой, ничего не было у него общего с правдой и благодатью, с добродетельной жизнью, которые имеет благочестивый человек. Он вынашивал эту неправду в помыслах и затем ее превратил в некое действие: «…яко бритву изощрену сотворил еси лесть». Лесть – это клевета, которую Доика стал возводить на псалмопевца Давида, она была жесткой, наглой, не пощадила ни священнический город, ни жен, ни детей, ни всех живущих в нем. Как бритва сбривает все волосы, ничего не оставляя на своем пути, так и клевета, которую вознес на Давида Доика, принесла такое сильное поражение людям, жившим в городе священников.

«Возлюбил еси злобу паче благостыни, неправду неже глаголати правду». Здесь опять поносится Доика за то, что возлюбил неправду, жил неправдой, она стала его сущностью – не было ничего святого в нем. И все то, что приносило бы пользу всему человечеству и ему лично, он не принимал, а принимал за пользу и за богатство ту злобу, что вынашивал в своем сердце, и клевету, которую он выражал постоянно.

«Возлюбил еси вся глаголы потопныя, язык льстив». Потопные глаголы – те, что, как волны, сметают все, что им попадается на пути, как цунами, приносящее разрушения, а его «язык льстив» – это язык клеветника, язык неправды, который, как волны потопные, снес священнический город, нанеся сильный урон и огорчение людям, жившим в нем.

«Сего ради Бог разрушит тя до конца, восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых». Святой псалмопевец Давид повествует, что будет с человеком, творящим неправду, постоянно возносящим клевету на ближних своих, имея в своем сердце злобу. Ведь клевещет тот, кто действительно уже не обладает правдой, живет постоянно в неправде. Мы видим здесь, от чего клевета исходит – от того, что человек наполняется злобой; она может быть от зависти, от неправды, которой человек живет в течение всей своей жизни. И когда это неправедное запрещают ему совершать, сердце его наполняется злобой, оно готово клеветать и разрушать все на своем пути. Эта злоба только тогда получает удовлетворение, когда видит до конца уничтоженным тот объект, на который была направлена.

Доик был пастухом, он пас лошаков стада Саулова и, естественно, был не бедным человеком, он хотел еще больше разбогатеть, быть еще ближе к Саулу: может быть, он видел отношение Саула к священникам, служившим у алтаря Господня, видел отношение к первосвященнику, и у него была злоба и зависть к ним. Эта зависть, конечно, искала своего удовлетворения.

И первый повод: когда он увидел Давида, он понял, что на этом можно разбогатеть и даже отомстить тем, кто ставил какие-то препятствия на пути его превозношения и богатства, его собственной внутренней гордыни. Так как он ненавидел священников, был озлоблен против них, эта злоба дала ему парение греховной фантазии, как будто задуманное было действительно совершено, а на самом деле этого не было. Он убеждает себя, что это было совершено, а потом уже идет и убеждает Саула.

Но Господь не бывает поругаем. Бог всегда видит человека, совершающего неправду, и наказывает его. «Сего ради Бог разрушит тя до конца», то есть Бог уничтожает совершившего неправду, не видя в нем покаяния. Это мы видели и в Иуде Искариотском, который не принес покаяния – он понял, что совершил неправду и пошел к первосвященникам, чтобы вернуть им деньги, не потому, что раскаялся, а потому, что хотел увидеть от них какую-то поддержку. И когда они не взяли денег и сказали ему: «Нам-то что? Ты сделал неправду, ты и отвечай за нее», была уязвлена его гордыня, и, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился, говорится в Священном Писании. То есть человека, предавшего Христа, и того, кто подражает Иуде Искариотскому, Господь разрушит до конца: «Сего ради (ради твоей клеветы, ради Иудинова греха, ради той неправды, которую ты совершаешь) Бог тя разрушит до конца». Об этом взывает псалмопевец Давид и предупреждает каждого верующего человека, что не следует идти таким путем. Мы должны уходить от пути неправды: Бог поругаем не бывает. Бог ждет, наказание происходит не сразу, но оно настигает человека при определенных условиях и в определенное Богом время.

Наказание, конечно же, настигло и Доика. В Предании сказано, что он покончил жизнь самоубийством, когда Саул уже видел свое поражение, а Доик был с ним рядом. Доик полагал, что он стал богатым человеком, приближенным к царю после предательства. И это поначалу вскружило ему голову: какой он сильный, мудрый, как хорошо он все сделал, подставив Давида, как хорошо поступил с теми священниками и первосвященником, которые тоже могли бы обличить его. Причем, по Преданию, Доик сам уничтожил всех жителей этого города, активно участвовал в убийстве священников и первосвященника. Он был доволен, что оказал царю такую услугу и был приближен к нему. Но смерть настигла его, и сказано, что и дом его тоже был уничтожен, стерт с лица земли со всеми жившими в нем, то есть весь род его был уничтожен: «…восторгнет тя, и преселит тя от селения твоего и корень твой от земли живых» – Господь наказал не только его, но и всех его сродников по восходящей и нисходящей линии. Теперь нет ни твердыни его, ни селения его – все Господь разрушил до конца, весь род его пострадал от греха, который он совершил в неправде своей.

«Узрят праведнии и убоятся, и о нем возсмеются и рекут…». Действительно, и праведные, и преподобные увидят это и, конечно же, еще больше утвердятся в своей правде, в своей святости и в своем преподобстве: в этом есть некая вдохновляющая сила – видно, как Господь совершает дела правые, не оставляет всякое беззаконие на земле, чтобы оно царствовало и было безнаказанным.

«…се человек, иже не положи Бога Помощника себе»: Доик не уповал на Бога, более того, он не думал, что Господь может защитить и Давида, и священников, служивших Богу. Он не взял себе в помощники Бога, и поэтому Бог наказал его, и не только его, но весь род его.

«…но упова на множество богатства своего, и возможе суетою своею». Он уповал на свое положение и богатство, но не на помощь Бога, думая, что раз он богатый и состоятельный человек, то имеет право поступать так, как поступает. Он себя посчитал мудрым (мол, всех перехитрил, удвоил свое богатство) и решил, что теперь в обществе займет серьезное положение, будет рядом с царем, и это определит успех его жизни здесь, на земле. То есть подумал, что через неправду, смерть других, клевету и злобу проложит себе путь по служебной лестнице и будет занимать особое положение в обществе. Опять-таки, Бог поругаем не бывает: кто думает как Доик даже сегодня, тот получит поражение в этой жизни – рано или поздно человеку придется дать ответ перед Богом, и Господь, конечно же, накажет такого человека не потому, что Он к этому стремится… Господь пресекает всякое зло на земле и показывает, что у зла не бывает будущего. И тот, кто совершает зло, тоже не имеет будущего (ни он, ни его дом): он всегда должен думать об ответственности за свой дом, за своих близких. Ведь если это доброе дело, оно утверждает дома, а всякое зло разрушает основание домов.

Так мы не должны жить и поступать. А как мы должны жить? На что мы должны уповать? Как Давид себя повел в этой ситуации? Об этом нам и говорит дальше этот замечательный псалом. «Аз же яко маслина плодовита в дому Божии, уповах на милость Божию во век и в век века». Здесь трижды (во век и в век века) говорит псалмопевец Давид: «Я же как маслина плодовитая». Но какая маслина? Что она дает? Она дает замечательные плоды, из плодов – масло. И действительно, масло настолько необходимо человеку в жизни, что оно показывает великую милость, какую может сделать добродетельный человек: масло не только пригодно в пищу, но оно употребляется в некоторых лекарственных средствах, в мазях, маслом лечили раны, наводили определенную красоту и блеск на лице, им смазывали волосы – масло было применимо во многом. О чем это говорит? О том, что человек, уповающий на милость Божию, знает, что Господь победит злобу, должен быть добродетельным, плодовитым, его насаждают в дому Божием.

Что значит насадить в дому Божием? Давид уже был отлучен от города, где находилась скиния, от Иерусалима как города Бога Живого и Вечного. Конечно, он говорит здесь о добродетельном жительстве. Тот, кто пребывает в добре, находится под Божией защитой, над ним будет пребывать милость Божия. И Господь не посрамит человека, уповающего на Него. Как масло от оливы употребляется во многом, так и человек, уповающий на милость Божию, живет добродетельной жизнью и творит добрые дела.

И благочестие спасает человека. Домом Божиим называет Давид благочестивую жизнь человека: такой человек пребывает в Боге, – а если он пребывает в Боге и в добродетельном житии, то он уже пребывает в Царствии Божием, почему Господь и говорит, что Царствие Божие внутрь вас есть – это не какое-то определенное место во вселенной, а это наше внутреннее состояние. И если мы как маслина плодовитая живем благочестиво, у нас много добродетелей, и мы уповаем на милость Божию, она всегда будет пребывать с таким человеком.

«Исповемся Тебе во век, яко сотворил еси, и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими». «Исповемся Тебе во век…» – буду прославлять Тебя, Господи, во век, яко Ты сотворил еси. Что сотворил Господь? Что показал через этот псалом Бог? Что всякое зло побеждается, упраздняется, оно не может быть не видимо Богом. Поэтому за то буду прославлять Тебя, Господи, что правда Твоя торжествует здесь, на земле, что ты все равно милостив бываешь к тем, кто живет в дому Твоем, то есть живет благочестиво.

«… и терплю имя Твое, яко благо пред преподобными Твоими». Этим говорится, что терпение рождается в ожидании – надо ждать с терпением, когда Господь сотворит: не сразу Господь дает наказание, но ждет от человека покаяния. Многие в жизни могут ошибиться, но если они раскаются, если они действительно исправят путь свой и свою жизнь, то Господь, конечно же, являет им милость. А если человек пребывает дальше в своей злобе (как сказано про Доика, что он «уповал на множество богатства своего и возможе суетою своею» – то есть суета это вот эти положения: «Какие мы состоявшиеся, всего достигли в этой жизни». Конечно, не это самое главное в жизни. Самое главное в жизни – иметь мир с Богом и иметь мир внутри себя. И это приносит человеку богатство и умиротворение, человек отказывается от богатого и суетного, ведь оно не приносит такого благодатного и блаженного состояния, в котором человек может находиться), то богатство и суета, к сожалению, приводят ко греху: человек отходит от Бога и начинает уповать только на собственные силы, на внутреннюю гордыню, на свои связи и положение.

В жизни очень часто видим, когда богатый, состоятельный человек думает, что у него уже сняты все границы, он может все что угодно делать и ему все сойдет с рук. А потом он оказывается на скамье подсудимых, и ему приходится отвечать за свои поступки. А что стало причиной? Пелена, которая наложилась на его разум и стала ему диктовать, что он все может в этой жизни, он всесильный. На самом деле мы должны всегда быть осторожны – во главе всего этого лежат не просто какие-то наши измышления и наши поступки, но и действия врага рода человеческого, задача которого – сначала ослепить человека, притупить его бдительность, ввергнуть в грех, а потом уже напустить на него всяческое уныние, чтобы уничтожить, раздавить и погубить его: за этими действиями стоит точка невозврата, он не может уже вернуться к Богу, но ему приходится нести полную ответственность за неправду, что он совершает.

Святые отцы поэтому и говорят, что этот псалом еще имеет и внутренний, духовный смысл: Доик – олицетворение врага рода человеческого, который наносит сильный ущерб человеку, возводит на него клевету, хочет причинить злобу, уничтожает все святое и праведное на своем пути в лице священников. Но Бог, в конце концов, явит Свою победу через Пришествие Господа нашего Иисуса Христа на землю и через ту благодать и силу, которую получает верующий в таинствах Церкви Христовой, – они тогда идут вслед за Господом, имеют благодатную поддержку, помнят слова Священного Писания и тем самым побеждают врага рода человеческого. Недаром Господь говорит: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть».

Молитва должна быть уделом нашей христианской жизни, чтобы мы имели победу над врагом рода человеческого. И, конечно, если мы будем пребывать в молитве, то сможем победить испытания – те иудины дела, которые вокруг нас также совершаются. И почти каждый человек не по одному разу в своей жизни может встретиться с теми, кто его предает, кто клевещет, возлагает на него неправду. И мы видим очень много людей, которые идут за этой неправдой и остаются пораженными, потому что они прислушиваются через неправедным людей к умыслу, клевете врага рода человеческого.

Вот такой замечательный псалом. С одной стороны, он говорит о порицании Доика, а с другой – о милости Божией, которую Господь все равно являет над людьми, идущими за Ним. И в то же время тот, кто творит злобу, клевету, неправду, всегда будет еще здесь наказан за это – Господь такого человека разрушает до конца. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Елена Кузоро

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс