Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №15 (912) 2017
– Недоведомою премудростию Божиею, по искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом, предоставлена человекам свобода в изображении жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в отвержении их. И многие, к несчастию, весьма многие, пожелали остаться в общении с сатаною, в плену и рабстве у него, объявили себя открыто врагами Спасителя и Его Божественного Учения», – пишет святитель Игнатий. Отныне мы можем сами добровольно, благодаря дарованной нам свободе выбирать, где бы мы хотели оказаться в вечности: в аду или в раю.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Мы можем не туда попасть. Но православным христианам дается возможность спастись. Господь для этого много всего сделал. Поэтому мы и читаем у святителя Игнатия, как это происходит. Господь после крестной смерти душой Своей сходит во ад. Но он же Богочеловек, и Божество Сына Божия остается и с душой, и с телом его. Богу же все возможно.
Для чего это все делалось? Почему так? Да потому что по-другому человечество было не спасти. Поэтому Господь и становится Человеком и соединяет с Собой человеческое естество. Богочеловек спасает людей именно так. Умирая на Кресте, сходя во ад и, как в темную комнату заходишь (приходится такие примеры приводить), включаешь свет – куда темнота девается? Она разрушается, исчезает – ее просто нет. Так же и Господь сходит во ад и Божеством Своим, благодатью, святостью уничтожает это место, открывает его, чтобы извести оттуда праведников. Но открытие этого места, эти разрушенные ворота, которые изображаются на иконе «Воскресение», не обозначают, что ад уничтожен полностью.
Со Христом ушли праведники, те, кто его ожидал. Те, кто его ненавидел или те, кто не хотел с ним идти, остались. А нам сейчас дается выбор – не там выбирать, а сейчас сделать этот выбор. И как грустно бывает, когда мы, не зная нашей Православной веры, начинаем кукситься, огорчаться, впадать в уныние и отчаяние от того, что нам предстоит борьба или слыша, что существуют адские муки. Мы должны с вами знать об этом. Но в то же время и знать, что Господь дает человеку возможность спастись, становясь членом Православной Церкви, каясь в своих грехах, участвуя и готовясь к таинствам, сохраняя веру, сохраняя свою жизнь: нам дается жизнь, чтобы спастись, а не для того, чтобы унывать и мучиться в грехах.
Нам открыто, что Бог милует кающихся, что огромная радость не от того на Небесах, что мы попраздновали, поели, попили, а от того, что кающийся человек существует: есть люди, которые каются. Тем и ужаснее состояние наших современных христиан, что мы такие путаники, такие умницы, а таких простых вещей не понимаем и не принимаем. Начни бороться с грехами, начни Евангелие изучать, начни исполнять то, к чему Господь в Евангелии призывает, и у тебя будет другая совсем жизнь! А мы мучаемся, мучаемся, мучаемся. И вот – логичное продолжение мучений уже там.
Но это же от кого зависит? Это зависит только от нас. Но столько препон в этом, когда христиане не хотят знать о грехах, не хотят учиться. Это беда! Лукавый как раз вот здесь и торжествует, и получает своих жертв среди нас – христиан, которые не хотят это слушать: «Хотим здесь жить весело, и все».
– Да, Господь наш Иисус Христос по искуплении рода человеческого предоставил всем нам свободу в понимании жизни и смерти, в принятии искупители и искупления или в отвержении их. Святитель Игнатий говорит: «Многие, к несчастию, весьма многие, пожелали остаться в общении с сатаною, в плену и рабстве у него, объявили себя открыто врагами Спасителя и Его Божественного Учения. Также многие, вписав себя в Его воинство и объявив себя Его служителями, нарушают обет верности Ему, – действиями своими, явными и тайными, вступают в союз с духами злобы. Все. явно отвергшие Искупителя, отселе составляют достояние сатаны: души их, по разлучении с телами, нисходят прямо во ад. Но и христиане, уклоняющиеся ко греху, недостойны немедленного переселения из земной жизни в блаженную вечность. Самая справедливость требует, чтобы эти уклонения ко греху, эти измены Искупителю были взвешены и оценены. Необходимы суд и разбор, чтобы определить степень уклонения ко греху христианской души, чтобы определить, что преобладает в ней – вечная жизнь или вечная смерть. И ожидает каждую христианскую душу, по исшествии ее из тела, нелицеприятный Суд Божий, как сказал святый апостол Павел: лежит человеком единою умерети, потом же суд (Евр. 9, 27)». И нам ли, предупрежденным об этом главнейшем событии, не учить уроки веры и не узнавать, что ждет лично меня на этом Суде – как и за что Господь будет судить меня, именно меня, а не всех остальных грешников...
Протоиерей Андрей Канев: – Главное, чтобы человек это понял для себя лично: не отправлять в ад иноплеменников или соседей – по отношению к себе это нужно делать. «Каким путем ты идешь, куда ты идешь, правильно ли ты веришь, правильно ли ты понимаешь борьбу, правильно ли ты готовишься к таинству? Какие результаты от моего участия в таинстве?» – эти вопросы должны быть заданы себе лично.
– А если после этого рассказа у нас ничего в душе не шелохнется, если человек, прослушав об адских муках, останется спокойным и даже равнодушным, что тогда? У скольких людей, узнающих об аде, его мучениях, так и не появляется ни ревности о спасении, ни желания хоть что-то сделать ради лучшего определения своей загробной участи… Не появляется и осознание, что если этот выбор не сделать, то человек окажется обреченным на вечные мучения – и эта мысль не выводит из состояния окаменелости чувств. Так что же можно сказать людям, которых ни описания ада не испугали, ни описания рая не прельстили? Что могут сделать они сами, чтобы помочь себе выйти из такой глубокой духовной заморозки, когда «что воля, что неволя – все равно»?
Протоиерей Андрей Канев: – Этим людям, нам (ведь мы эти же люди и есть!) надо молиться Богу и просить, чтобы Господь дал нам покаяние: покаяние – это дар, а не то, что вы говорите «понимаю умом – да, знаю, да, понимаю, а силы нет ни ум в трезвости держать, ни следить за собою»… У нас нет покаяния именно как процесса жизни, поэтому нужно просить Господа, чтоб покаяние нам дал, веру нашу укрепил. Оживил, потому что вера без дел мертва. А дела веры какие? Это же не только дела явного милосердия – делом веры должно быть в первую очередь исправление жизни. Нам нужно просить, чтобы Господь нам веру и покаяние дал – Он Раздаятель даров, только просить надо, принимать и верить в то, что Он для этого все сделал. Мы часто просим-просим, а чего просим? Надо просить веры и покаяния. Как в Евангелие от Марка: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Понимаю, Господи, но дай покаяния, чтобы живая была моя вера и живая моя жизнь. Покаяние осоливает христиан, а так мы не соленые.
Недавно я прочитал статью и один из наших архиереев говорит, что ревность одних, заражает других. Ну, в мусульманской среде. В христианской так же. Если мы расслаблены, получается не удивительно, что мы сами к вере не идем и других не можем привести, только делами я имею ввиду, не словами. Поэтому мы если переживаем за всех, надо за себя браться в первую очередь. А то мы всех спасаем, а сами-то чего? А если человек начинает быть к себе внимательным, то он обязательно изменится, Господь его изменит. Но просить веры и покаяния нужно обязательно. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.