Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №15 (912) → Иеромонах Антоний (Простихин): Пасха – спешите делать добрые дела!

Иеромонах Антоний (Простихин): Пасха – спешите делать добрые дела!

№15 (912) / 11 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Окончание. Начало в №13 (910)

Батюшка, прошу Вас по традиции благословить наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, рад приветствовать вас словами Пасхального приветствия: «Христос Воскресе!» Эти слова для нас всегда радостные, и отрадно слышать эту благую весть, которую с радостью услышали жены-мироносицы, придя ко гробу Спасителя и Господа Иисуса Христа. Желаю вам, чтобы этот добрый вечер и наше сегодняшнее общение послужили на пользу душевную каждому из вас, кто сегодня слушает, кто тратит свое время и внимание, кто, может быть, будет задавать свои вопросы. Я надеюсь, что мы сегодня сможем на них ответить и эти вопросы послужат вашей пользе душевной. Также прошу прощения, если что-то не так буду говорить, у меня не так много опыта в работе с телевидением.

Сейчас идет период Светлой Седмицы. Обратитесь, пожалуйста, к нашим телезрителям и расскажите, как лучше проводить это время с пользой для своей души.

– Христианин всегда, в любое время должен проводить свою жизнь, конечно, в молитве и делании добрых дел. Особенно во время после поста, когда мы празднуем Светлое Христово Воскресение. Событие Пасхи – это то событие, которое перевернуло историю всего рода человеческого, послужило тому, чтобы совсем новая человеческая жизнь началась здесь, на земле. Оно послужило краеугольным камнем жизни каждого из нас, каждого христианина. Поэтому в эти дни, конечно, призываю вас всех так же, как и обычно, пребывать в молитве. Конечно, Пасхальное время – это время особой молитвы, когда мы, по церковной традиции, не читаем наши обычные молитвословия. Есть Пасхальные часы, которые чаще всего употребляются в это время.

Конечно, не забывайте посещать храм Божий, спешите туда, потому что вы сможете участвовать в богослужении, которое больше никогда в этом церковном году не повторится. Это Пасхальное богослужение, оно каждый раз своеобразное и в то же время радостное, жизнеутверждающее. Спешите делать добрые дела, потому что мы прославляем Господа Иисуса Христа своей жизнью и теми делами, которые творим на земле. Нужно спешить находить людей, нуждающихся в нашей помощи, нашем участии, и с ними делиться радостью о воскресшем Господе и делами любви и милосердия. Так, наверное, и нужно проводить время Светлой Седмицы.

Расскажите, пожалуйста, как не спутать Пасхальную радость и мирскую радость, которая приходит во время праздника?

– Да, у нас чаще всего наша Пасхальная радость переходит в праздник человеческой плоти, праздник нашего живота, как мы иногда говорим. Поэтому время после Светлой Седмицы для нас оказывается самым тяжелым, нам приходится восстанавливать те физические силы, которые мы за это время потратили. А Пасхальная радость выражается в словах из канона Пасхи: «О Пасха велия и священнейшая, Христе! О мудросте, и Слове Божий, и сило!» Пасха есть Сам Христос, поэтому радость о Христе – это, конечно, не ликование, песни и танцы. Хотя и это, может быть, полезно делать во время радости Пасхальной, потому что закончился пост и иногда можно позволить себе то, чего мы, может быть, лишали себя. Но не это самое главное, а конечно, ликование нашего духа, нашей души, потому что Господь Воскрес. Своим Воскресением, сошествием во ад Он победил этот ад, дал надежду, что и мы теперь здесь, на земле, не одни, что мы пребываем с Богом. Господь рядом с нами, Господь утешает нас в скорбях и лишениях. Радоваться и ликовать нужно, потому что сегодня, как никогда, Христос ощутимо физически и духовно среди нас совершенно особым образом.

Вопрос телезрительницы из Тверской области: «На протяжении многих лет я читала пяточисленные молитвы, и буквально недавно по каналу «Союз» выступал батюшка (по-моему, из Екатеринбурга) и сказал, что эти молитвы как бы не очень правильные. Это молитвы святителя Димитрия Ростовского. Я бы хотела узнать: они действительно настоящие молитвы или вызывают какое-то сомнение?»

– Прежде всего надо сказать, что на любое правило, которое вы читаете дома, кроме уставного (обычных утренних и вечерних молитв), нужно брать благословение у своего духовника и с ним советоваться. Поэтому я советую вам обратиться к вашему духовнику или священнику, у которого вы постоянно исповедуетесь, с ним посоветоваться, что можно было бы, а что нельзя почитать в вашем правиле. А сказать сейчас однозначно, плохие это молитвы или хорошие, я не могу, потому что сейчас издается такое богатство литературы… И, к сожалению, не всегда она бывает проверена. Ее достоверность, качество очень страдают. Есть разные сборники молитв, в них молитвы иногда очень варьируются, бывают совершенно недостоверные или те, которые могут идти совсем под другим названием. Поэтому надо смотреть и, конечно, обратиться к своему духовнику, он уже вам посоветует, что можно, а что нельзя читать. Может быть, даже конкретную книгу надо посмотреть.

Вопрос от телезрителя: «У апостола Иакова есть такие слова: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». А дальше он пишет, что Бог никого не искушает злом и никого из нас не искушает, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью, а похоть рождает грех. А чему ж тогда радоваться?»

– Радоваться следующему: несмотря на то что похоть в нас существует и грех иногда нас одолевает, все-таки есть Христос, Который победил и грех, и смерть Своим Воскресением. А это значит: то, что нас сегодня одолевает, – это только временно, все можно преодолеть. И апостол Павел поэтому говорит: «Все могу в укрепляющем меня Христе Иисусе». При помощи Божией, при нашем старании и стремлении к Нему все возможно преодолеть: и скорби, и искушения, и грех, и страсть, – если нас укрепляет Господь Иисус Христос.

Также есть вопрос о майских праздниках. В основном многие наши сограждане уезжают в это время на дачу, в деревню, и далеко не везде там есть храм. Каким образом людям проводить праздничные и воскресные дни на даче, без храма?

– Как минимум нужно не оставлять свои обычные домашние молитвы, то есть утренние и вечерние. Или в Пасхальный период они заменяются часами Пасхи. Это краткое последование, оно очень радостное и еще раз напоминает нам о радости Воскресения Христа. Но и по возможности воздерживаться, конечно, от грехов и страстей, это нужно всякому христианину, тем более в праздничный или воскресный день нужно воздерживаться от всякого греха. И, наоборот, стремиться не только какие-то свои дела делать: взращивать овощи, копать землю – это, конечно, тоже нужно, человек должен добывать пищу в поте лица своего. Но в то же время не забывать при этом Бога. И если уж вы не имеете возможности сами побывать за богослужением, значит, хотя бы как минимум, прочитать Евангелие этого дня, о чем в этот день говорит Церковь, чему она сегодня нас научает. И по возможности какое-то дополнительное правило. Например, акафист в воскресенье прочитать. И вот так у себя на даче встретить событие Воскресения Христа.

Вопрос от телезрительницы из Казани: «Когда на Светлой Седмице умирает родственник, какие молитвы нужно читать? Потому что до Радоницы нельзя читать даже акафист о единоумершем. Что нужно читать?»

– Я не могу сказать точно, таких определений нет. Псалтирь на Светлой неделе обычно не читается, но Канон Пасхи, я думаю, вполне можно почитать и добавить молитву о упокоении хотя бы в конце Канона, это вполне допустимо.

Поступают очень разные вопросы и совершенно из другой области. Спрашивают: «Можно ли стать человеку священником в 56 лет?»

– В принципе, возможно. Конечно, у нас нет ограничений по возрасту, поэтому священником можно стать в любом возрасте, но тут вопрос, наверное, образовательных данных. Сейчас, особенно в наше время, священник должен иметь духовное образование. И тут уже встает вопрос о поступлении в духовную школу, потому что для поступления в духовные школы существуют ограничения до 50 или до 55 лет, точно не помню. В принципе, это, конечно, возможно, но это уже на усмотрение Правящего архиерея епархии, в которой вы планируете рукополагаться.

Не могли бы Вы подробнее рассказать о молитвенном правиле, которое совершается в период Святой Пасхи?

– Я уже сказал, что это Пасхальные часы. Начинаются они возгласом: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Потом трижды поется или читается тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Потом трижды читается молитва: «Воскресение Христово видевше», в которой Церковь излагает нам события Воскресения Христова. Потом читается кондак, ипакои Пасхи, завершается молитвой «Господи, помилуй». И в конце тоже пение «Христос Воскресе». В принципе, сейчас можно найти такое последование в любом молитвослове. Коротенькое, но очень яркое и радостное последование. Им обычно заменяются утренние и вечерние молитвы в период Светлой Седмицы.

Вопрос телезрительницы: «Я знаю, что у меня очень много грехов, в одних грехах я раскаиваюсь, о других нет такого покаяния; просто пока знаю, что это грех. Скажите, на Исповеди я должна говорить те грехи, в которых я до конца не раскаиваюсь, или только раскаянные грехи должна называть?»

– Исповедь – это ведь не только само событие, когда вы пришли к священнику и начали ему что-то рассказывать. Исповедь на самом деле начинается с того момента, как мы проявляем желание прийти к Богу и покаяться в собственном грехе. Поэтому к Исповеди, конечно, христианин обычно готовится. Мы готовимся к ней и тогда, когда читаем любые молитвы. И когда готовимся к Причащению, обычное правило как раз призывает нас к покаянию, к осознанию своей греховной немощи. Поэтому мы к Исповеди внимательно готовимся, стараемся прочитать заповеди Божии и сравнить с ними свою жизнь. И, подготовившись духовно, уже приступаем к Исповеди. Не только тем, что пришли, записочку написали со своими грехами или переписали из сборников, пусть даже прекрасных, все грехи, какие там написаны, – нет; на самом деле, уже готовясь к покаянию, мы должны, конечно, вызывать сокрушение своего сердца, должны осознавать свою греховность. А если мы какие-то грехи не считаем таковыми, не осознаем грех, значит, нужно просить Господа, чтобы все-таки Он открыл наши глаза духовно, чтобы мы увидели этот грех в себе и стремились назвать его своим именем, отказаться от него и испросить Божией помощи для исправления жизни.

Вопрос телезрителя: «Есть мнение известных людей, что современные монастыри больше занимаются социальной деятельностью; чаще это коллективное хозяйство, чем место уединения иноков. Каково Ваше мнение?»

– Я не вправе выносить оценку всем нашим монастырям. У нас, к счастью, сейчас в Русской Церкви множество обителей. Все они разные, в них разный уклад, разные особенности внутренней и внешней жизни. То, что вы говорите, – это проблема, но не только нашего времени. Если почитаете святителя Игнатия, вы найдете, что он писал о современном ему монашестве то же самое, о чем вы сейчас говорите. И в то время были такие монастыри, особенно это касалось вновь устраивавшихся монастырей. Были монастыри благоустроенные, где братия жила более-менее налаженной жизнью, но тогда это было и проще, потому что братии не нужно было прикладывать особенных усилий. Были какие-то земельные владения, в свое время были даже крепостные крестьяне, которых кормили монастыри, а братия нуждалась только в том, чтобы молиться. Их задачей была молитва, и существовали люди, их обеспечивающие.

Позже, как в случае с Александро-Невской лаврой, основные средства, на которые жил монастырь, приходили от погребений на наших кладбищах. У нас было три кладбища до революции. Люди, когда хоронили близких на этих кладбищах, вносили определенный вклад в монастырь на поминовение, плюс к тому были, конечно, владения: земельные участки, здания в городе, на Невском проспекте доходные дома, в которых люди снимали жилье, и на эти средства содержалась и строилась лавра. Поэтому, как правило, благоустроенные монастыри могли жить беспроблемно и заниматься внутренней жизнью.

К сожалению, в наше время ничего этого нет. Как вы знаете, в годы гонений у Церкви реквизировано все имущество, в том числе даже здания. Сейчас мы находимся в Александро-Невской лавре, но, может быть, не всем известно, что здания, в которых находится сама лавра и даже наш собор, фактически сейчас не принадлежат Церкви, не принадлежат даже общине Александро-Невской лавры. Они принадлежат государству, лавра их пока арендует у государства, пусть за какие-то, может быть, символические деньги, но тем не менее…

Они не являются церковными, даже по современному законодательству мы вообще не имеем возможности их оформить в собственность, поскольку это памятник архитектуры. Было утрачено все, что имелось до революции, утрачены все земельные владения… Кто нам вернет наши здания на Невском проспекте, в которых сейчас уже живут совсем другие люди? Они приватизировали жилье в этих домах, они живут там часто в коммунальных квартирах, никто нам сегодня этого уже, конечно, не вернет. Кладбища, может быть, и вернут (наши некрополи). По крайней мере, мне бы очень хотелось, чтобы их когда-нибудь вернули лавре, но сами кладбища как таковые сейчас, конечно, не могут служить для нас источником доходов.

Поэтому монастыри, особенно маленькие, провинциальные, вынуждены выживать собственными трудами. К сожалению, там бывает такое, что братия и сестры, которые живут в монастыре, вынуждены не столько заниматься молитвой, сколько хозяйством, но это уже особенность нашего времени. Я думаю, это какой-то переходный этап, пройдет время, более-менее устроится жизнь каждого монастыря, изменится что-то в жизни нашего общества вообще, появятся какие-то другие источники и возможности финансирования монастырей. Может быть, со временем появятся какие-то благотворители, и тогда это отойдет на второй план. Тут еще и вопрос игумена или игумении монастыря, которые тоже должны разумно все сочетать, понимая, что в Церкви должна быть и внешняя деятельность. Но она должна сочетаться с самым главным – с сокровенной жизнью обители, с духовным трудом братий и сестер, которые там проживают. Это уже вопрос определенной опытности настоятелей и настоятельниц монастырей, но и вопрос пока еще финансовой неблагоустроенности нашей церковной жизни.

Прошу Вас в конце программы благословить еще раз наших телезрителей.

– Спасибо вам за внимание, дорогие братья и сестры! Для меня как-то даже неожиданно быстро пролетело это время, я думал, что все это будет очень долго и тяжело. Желаю вам эти Пасхальные дни Светлой Седмицы прожить максимально полезно для своей души, для своей жизни. Почерпнуть все, что только возможно, из этих дней, и радость, потому что Пасха – это праздник, который наполняет всю нашу жизнь. А такое сугубое празднование совсем короткое, пролетает за семь дней. Конечно, мы еще потом будем до самого Вознесения сорок дней праздновать Воскресение Христа, но в это время сугубым образом нужно молиться, обращаться к Богу, нужно и у себя дома молиться и не забывать добрых дел, как и во всякое время.

Стремитесь и сегодня, в Пасхальные дни, несмотря на Пасхальную радость, жить по-христиански, по закону своей совести, по заповедям Божиим, стараясь как можно меньше грешить. Так, как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Никого не обижать, никому не досаждать и всем мое почтение». Так и я желаю вам достойно прожить нашу христианскую жизнь. Жизнь наша совсем короткая здесь, на земле, поэтому нужно стремиться прожить ее достойно, чтобы иметь всегда такую радость, как у преподобного Серафима Саровского, который каждый день и каждому, кого встречал, говорил: «Христос Воскресе, радость моя!» Чтобы каждый, кого вы встречаете в своей жизни, был для вас радостью.

Это не значит, что каждый из них обязан делать вам что-то хорошее, действительно быть источником радости для вас. Чаще всего от него, наоборот, могут даже скорби исходить, но вы должны воспринимать каждого, кого встречаете, как радость, которую посылает Господь, как единственную радость, никогда уже не повторяющуюся. Желаю вам такой Пасхальной, доброй радости, не радости живота (нашего тела), а радости духовной, радости о воскресшем Господе. Делиться этой радостью и примером своей жизни делиться с ближними и дальними, так служа Христу здесь, на земле. И надеюсь, сподобимся служить Ему в жизни вечной. Христос Воскресе!

Записала: Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс