Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Протоиерей Артемий Владимиров: Поговорим о хорошем

Протоиерей Артемий Владимиров: Поговорим о хорошем

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Молитва

Продолжение. Начало в №44 (893) 2016 – №13 (910) 2017

– От чего лица взрослых так заметно, так сильно отличаются от беззаботного, светлого, радостного и прекрасного выражения, которое мы читаем на детских лицах? Почему детей мы называем ангелами и цветами жизни? А взрослые, чем дольше идут дорогой жизни, тем более становятся потрепанными, серенькими, угасшими, – иногда нам так кажется, тем паче, что мы сами из их числа: иногда едешь в общественном транспорте, скромно поглядываешь на окружающих тебя людей, и, знаете, хочется перекреститься, потому что у иных на лице как будто застыла маска смерти – выражение всегдашней угрюмости или какого-то внутреннего напряжения, добавляющего морщин на челе. Иной только зыркнет на вас, и вы чувствуете, как он обливает вас горечью презрения. От чего все это происходит?

Мне кажется, у современного человека есть несчастное свойство накапливать и удерживать в памяти негатив – отрицательные впечатления о жизни, которые днями, неделями, месяцами, годами накапливаются, как неполезные ископаемые, откладываются в недрах души, как толщи. Так что живая вода Божией благодати, сообщенная нам в таинстве Крещения, уже не может пробиться через эти пласты, совершенно закрывающие от взрослого человека свет Божий.

Но больше всего неприятностей нам доставляют нехорошие, постыдные поступки, некогда соделанные по глупости, под влиянием духа злобы, или блуда, или гордости. Поступки, которые время от времени как будто всплывают в сознании и нестерпимо жгут совесть, как если бы кусок раскаленного металла прожег наши недра и испепелял их. И многие по-разному распоряжаются и поступают с этим злым активом: кто-то пытается активно вытолкнуть зло, грех из поля своего сознания, из фокуса своего внимания, прибегая ко всяким паллиативам, то есть мнимо умягчающим, гармонизирующим внутренний мир средствам. Ну что перечислять... Горячительные напитки, употребляемые не в меру, клубы дыма, не только осаживающиеся чернотой на легких, но и отравляющие атмосферу вокруг… Умолчу о худшем путешествии в демонический виртуальный мир через употребление наркотиков: легких не бывает, последствия равно тяжкие для всякого, кто только прикоснулся к этому злу. Есть еще и другие способы отвлечься от безобразных деяний юности – уйти в мир бесконечных развлечений: одна «подсаживается» на детективы, другая – на телесериалы, кто-то ищет экстрим-удовольствия в горнолыжном спорте, где смерть иногда смотрит вам в глаза, – всякие «черные трассы». Конечно, я не против горных лыж (сам Патриарх имеет обыкновение отдохнуть где-то в Альпах или на наших отечественных курортах), но все хорошо в меру.

Но, повторяю, совесть обмануть нельзя: как ее ни прокуришь, ни пропьешь, едва лишь несчастный придет в осознание самого себя, набатным звоном – «по ком звонит колокол»? – нам напоминает, что в датском королевстве, во внутреннем пространстве души, завелась какая-то гнильца.

Думается, я уже настолько сгустил краски, что моим сегодняшним собеседникам даже тяжело слушать батюшку и возникает желание переключиться на какую-то другую, беззаботную программу – вечер смеха или криминальную хронику, как раз принадлежащие к упомянутым мной виртуальным наркотикам.

Давайте же поговорим о хорошем – о том, как подлинно избавиться от злых накоплений греха, как исцелиться так, чтобы сознание, совесть перестали мучить нас. О том, как вернуться к детской цельности, чистоте, как раскрыть сердце для радостного восприятия жизни, сказать миру «да» и запеть новую – на самом деле, хорошо забытую старую – песенку «Как прекрасен этот мир, посмотри».

Для этого давайте вновь прибегнем к испытанному нами лекарству и средству душевной терапии – акафисту Иисусу Сладчайшему. Там мы найдем такую молитву: «Иисусе, отыми от меня беззакония мои». Иисус Христос есть Сын Божий и Сын Человеческий, Который воистину имеет власть прощать грехи. И то, что разрешает на земле через священников, очищает, то прощается и на Небесах.

Все остальное будет самообман, желание уйти от самого себя (а ведь от себя далеко не убежишь), желание погрузиться в какой-то делириум – наркотический сон, хотя проснуться, хочешь или не хочешь, придется обязательно: смерть, как утверждали русские классические писатели, срывает все маски с несчастного грешника, только и думавшего, какой бы имидж, образ на себя принять, так, чтобы казаться, а не быть.

«Иисусе, отыми от меня беззакония мои»… Знаете ли вы, дорогие друзья, что, когда хорошенько покаешься в грехах – мы часто говорим с вами о таинстве Исповеди как подлинной и единственной нравственной, душевной терапии, учрежденной Самим Богом в Его лечебнице, Божием храме – и, может быть, подробнее всего остановившись на самых постыдных, нехороших, ужасных, давящих на сознание беззакониях юности, затем уже оправданным, очищенным, освященным, по-детски скрестив на груди руки, мы, приступая к Святой Чаше, удостаиваемся приятия этого пламенеющего угля – Пречистых Тела и Крови Иисуса Христа.

И что же слышит в такой заветный момент христианин, уже обернувшийся от тьмы к свету, от идолов – к Живому Богу, от греха – к добродетели, от смерти – к жизни? «Причащается раб Божий (или раба Божия) – далее следует имя, священник обязательно осведомляется, как вас зовут, – Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление всех его грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную. Аминь». И слова «оставление грехов» теснейшим образом соотносятся сегодня с молитвой, которую мы нашли в Акафисте Иисусу Сладчайшему: «Иисусе, отыми, остави, прости, забудь, загладь беззакония мои».

Если мы твердо вознамерились изменить нашу жизнь от худшего к лучшему, то батюшка всегда благословит закрепить успех, увенчать покаяние Святым Причастием, дабы получить от Господа Бога живительную силу, возродить ум и сердце, отсечь щупальца греха, психологическую привычку, пристрастия, которые иногда вновь подстегивают невнимательных и легкомысленных людей возвратиться к тем грехам, которые мы исповедуем у креста и Евангелия.

Но еще интереснее, что мы слышим в алтаре. Когда причащаются священнослужители, то после батюшек к Святой Чаше приступает диакон – тот, кто помогает священнику и произносит молитвенные прошения, ектеньи. Побуждая народ к молитве, он поднимает орарь – длинную ленту, которая напоминает ангельское крыло, и таким образом направляет умы и сердца молящегося народа к Искупителю, Господу Иисусу Христу. Так что же произносит священник, когда, осторожно наклонив Чашу, он причащает Пречистой Кровью под образом вина своего помощника – диакона? «Се прикоснуся к устам твоим и отымет беззакония твоя и грехи твоя очистит». Не правда ли, почти дословное повторение молитвы из Ааафиста: «Иисусе, отыми беззакония моя»?

Остается только выяснить, откуда взято это замечательное изречение – отнять беззакония. Речь идет о Господе, Который, взяв на Себя наши грехи, собственной Кровью очищает от горьких и худых дел совесть человека, отымая от него беззакония, прощая, обезвинивая упавшего, вновь поставляя на ноги потерявшего чистую одежду благодати, облекает в лучшие, светлейшие одежды милости Своей, так что покаявшийся как должно христианин уже не оборачивается назад, а смотрит только вперед. И его покаяние заключается уже не в бесплодном сожалении о содеянном, чего и сам стыдишься и выговорить трудно перед лицом священника. Однако сказано – сделано, Исповедь принесена, и уже не просто скорбишь о прошлом, а радуешься о настоящем: что Бог принял, простил и отнял от нас память о соделанном беззаконии. Откуда это взято? Из Книги пророка Исаии, которого иногда называют ветхозаветным евангелистом. Там как раз говорится, как шестикрылый серафим поднес к устам пророка пылающий угль. И когда угль был поднесен к его устам, и пророк прикоснулся к нему, он услышал откуда-то с Неба слова: «…и коснулся уст моих и сказал: вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен».

Итак, дорогие друзья, мы сегодня говорим, в чем же ясный и простой признак того, что грехи тебе воистину прощены. По объяснениям святых отцов, тот, кто действительно переосмыслил прожитое и, покаявшись, устремился к Богу, не оборачиваясь назад, на прошлую, худую жизнь, такой человек чувствует ненависть к греху, старается свершать дела, противоположные своей греховной страсти. Такой человек уже не просто скорбит, но и радуется, что Бог простил его, не помянул и отнял от него память об этих грехах.

Свершается это не всегда и не сразу, но направление движения указано, поэтому, дорогие друзья, пусть никто не отчаивается в своей худости и немощи, но мужественно исповедует грех, просит, чтобы Господь даровал ему и это чудо – отнял от него память о содеянном. А мы бы, став простыми, чистыми детьми, преданными Господу, наконец-то сняв с себя маску смерти, начали радоваться о Господе и делиться этой радостью с окружающими. (Продолжение в следующем номере)

Записала:
Ксения Сосновская

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс