Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №14 (911) → Архимандрит Савва (Мажуко): О Кресте Христовом как об отеческих объятиях мира

Архимандрит Савва (Мажуко): О Кресте Христовом как об отеческих объятиях мира

№14 (911) / 4 апреля ‘17

Свет невечерний

– Крест Христов, распятие – это самый известный христианский символ. Мы его видим на церквах, носим на груди: каждый священник и каждый верующий носит на груди распятие. Мы крестимся, носим на груди, целуем крест, который дан нам при Крещении. В символике креста очень много глубокого смысла. Все, чем отмечена традиция канонического изображения распятия, важно: и глава Адама, и трость, и копие, и предстоящие у распятия. Но, пожалуй, самое важное, что каждый человек видит в распятии, когда созерцает Крест, когда видит Христа, висящего на Кресте, – он видит объятия Отца.

Руки, раскинутые Христом на Кресте – это не просто руки, прибитые к дереву, выражающие страдания. Это жест, обнимающий весь мир, привлекающий к себе всех людей – весь мир, весь тварный космос вместе с его звездами, зверями, живыми существами… Это объятия Отца.

Во время монашеского пострига поется тропарь «Объятия Отча отверсти ми потщися». И монах во время пения этого тропаря подходит к подстригающему его священнику, дает обеты монашеские. И в этом обряде очень важно значение возвращения к Богу – наш путь к Богу это чаще всего возвращение. И возвращаемся мы к своему Отцу, припадаем к Его стопам, бросаемся в Его объятия. Это не случайный жест какой-то, не образ, который нам навязала какая-то культура, но глубокая интуиция каждого человека, переживание религии, своего религиозного опыта возвращения к Отцу.

В Евангелии от Луки есть притча, в которой Господь образно рисует путь каждого из нас, путь возвращения. Религия – как путь возвращения к своему Небесному Отцу. В притче о блудном сыне запечатляется это отношение Бога Отца к своему сыну, к каждому человеку.

У некоторого человека было два сына. И вот младший сын сказал: «Отдели мне причитающуюся часть имущества» – потребовал у своего отца наследство, взял это наследство и ушел на страну далече, как говорит Евангелие. И вот в этой стране далече – далекой стране – он жил блудно, общался с нечистыми людьми и разбазарил, растранжирил то достояние, которое стяжал трудом его отец, и начал нуждаться. И все друзья его покинули. И по случаю в этой стране начался страшный голод – такой, что ему никак нельзя было выжить. И он, чтобы хоть как-то прокормиться, устроился пастухом свиней к единому от житель тоя страны, как говорит Евангелие. И его единственное желание было в этом состоянии – напитаться, насытить себя, наесться теми рожками, которыми в этой стране кормили свиней. И он никак не мог наесться, ему никто не давал.

И вот, пришедши в себя (какая интересная фраза, какой образ – пришел человек в себя), подумал: «Сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». И пошел.

Вот он идет, и отец его, старый человек, увидев, что идет сын, возвращается этот нищий бродяга, забыл свою старость – этот отец, любящий сына своего неблагодарного, побежал к нему навстречу, бросился на шею своему сыну, заключил его в объятия и сказал слугам: «Принесите лучшую одежду, принесите перстень на руку его, заколите лучшего тельца. Мы устроим пир, потому что мой сын был мертв и ожил, потерян был и нашелся».

Вот какой интересный образ – возвращение блудного сына. И отец не дает ему слова сказать. А что такое перстень, который он дает ему на руку? В системе образов древнего мира, где притча прозвучала, это было право обладания всем имуществом, потому что перстень был связан с печатью – эта печать давала право распоряжаться всем.

Сказал ли блудный сын отцу что-то, покаялся? Нет, ничего не сказал. Мне даже кажется, что отец закрыл ему уста – не дал ему слова сказать: «Ничего не говори, для меня важно, что ты жив, и что ты со мной».

Вот так относится к нам Бог. Так важны мы для Него, блудные дети. И приходим мы к Нему часто именно так, как приходит блудный сын. Это образ, который так интенсивно обыгран в христианском искусстве, в литературе, в музыке, в изобразительном искусстве. Он смотрится очень благородно, но подумайте, каков был мотив возвращения этого несчастного, неблагодарного гуляки к своему отцу? Он подумал о пище, ему есть захотелось. Он подумал: «Вот, там кормят хорошо, я туда и пойду!». Он ведь не вспомнил, что отец может быть расстроен, отец переживает за него, – нет, он подумал о пище. Он хотел просто получше устроиться в своей жизни. И вот это и был его мотив возвращения к отцу.

Когда мы осмысляем свою жизнь, как жизнь верующих людей, как христиан, мы ведь тоже, если достаточно честны, должны сознаться, что часто и в церковь приходим не потому, что мы жаждем Бога, а сейчас нам плохо, сейчас я, может быть, болею, или нужно помолиться за деток, помянуть родителей или, может быть, удача придет, работу я найду какую-то. Это ведь мотивы часто не совсем благородные, в них нет того бескорыстия любви, которого ждет от нас Бог. И Господь, вот как этот отец в притче Евангелия от Луки, закрывает нам уста и говорит: «Ничего не нужно здесь говорить, не нужно оправдываться, не нужно ничего просить. Я рад тому, что ты рядом со мной. Я рад, что ты вернулся». Вот что важно.

У апостола Павла в одном из посланий есть такая фраза: «Я ищу не вашего, а вас». Отношения к человеку должно выстраиваться по принципу, что он цель для меня, а не средство: мне ничего нужно от этого человека. Господь нас привлекает в Церковь не потому что мы играем какую-то роль в непонятной совершенно космической драме, и что-то мы должны отыграть, выполнить и пропасть просто, заработав себе Царство Небесное и, наоборот, попав в ад за свои какие-то проступки.

Господь ищет не нашего, а нас. Ему ничего не нужно: «Сыне, даждь Мне твое сердце, позволь Мне любить тебя и сам приобщись к Моей любви». Вот какой смысл в распятии Христовом – в объятии Отеческом всего мира, в призыве вернуться на свою отчизну, к своему Отцу.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс