Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) 2016 – №13 (910) 2017
– В повествование об адских муках святитель Игнатий неожиданно вкрапляет рассказ об устроении Неба и той части пространства, которая находится под ним. Причем речь идет о Небе и духовном и материальном. Святитель пишет, что пространство между Небом и землей в Священном Писании и творениях святых отцов называется воздухом – точно так же, как мы называем его в обычной жизни. И если ученые занимаются исследованием физических, химических свойств воздуха, то нам полезно исследовать в нем то, что имеет отношение к нашему спасению. Святитель Игнатий спрашивает: «Что такое – этот синий свод, который мы видим над собою и называем небом? Точно ли это – небо? Или это – только необъятная глубина воздуха, беспредельная, окрашивающаяся голубым цветом и закрывающая от нас небо? Последнее вероятнее: свойственно воздуху на большом пространстве принимать для глаз наших синеватый цвет и оттенять им другие предметы, находящиеся в отдалении от нас. В этом всякий может убедиться собственным опытом».
Последующие размышления святителя о небе надо читать, а не пересказывать – читать и наслаждаться удивительным языком и той необычной формой изложения о которой сам автор сказал: «Образ изложения, сам слог моих книг могут стать новостью в русской духовной литературе». И действительно, до святителя Игнатия такой духовной прозы у нас еще не было. Его выдержки из Священного Писания святых отцов, подкрепляющие богословскую и аскетическую мысль, как бы вставлены в духовно-лирическое обрамление почти поэтического звучания, и это придает речи автора особую убедительность, задушевность. Конечно, этот жанр святитель придумал не сам, а последовал опыту святителя Григория Богослова, но благодаря этому даже «Слово о смерти» поражает нас необычайностью и красотой слога, сочетанием мудрого аскетизма и лиричности, особенно, когда речь идет о Небе.
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Святитель Игнатий в этом произведении часто делает отступления и приводит интересные аргументы. И дальше в описании местоположения ада он пытается для своих современников (для нас это тем более актуально) правильно выстроить мировоззрение. Можно же подумать, что на земле тут ад находится? В какой стране? В каком месте? Все люди везде исходили, обсмотрели. Юрий Гагарин поднялся в небо – Бога не увидели. Как бы и аргумент. А на самом деле какой это аргумент? Это вовсе не аргумент.
Напомню известную историю: черепную коробку вскрыли, а ума не нашли. Это не аргументы против или за. Нельзя очень часто то, что мы своими глазами видим, относить к духовной жизни, но так или иначе все равно структура духовного мира существует, и поэтому святитель Игнатий для своих современников пытается выстроить, что где находится – в первую очередь, в духовном плане. Почему мы называем «Небеса»? Почему «поднебесный»? Это тоже библейское понятие. Почему апостол говорит, что до третьего Неба был призван Богом? Это не случайные выражения – они отражают определенные настроения духовного мира, который, как душа с телом совпадает, так и видимый наш мир частично совпадает с устройством духовного мира.
Поэтому святитель Игнатий выстраивает это мировоззрение. В традиционной культуре это само собой разумелось, даже и в языческом мире: небо символизировало духовную жизнь, мир богов, средний мир – человеческий, это мир человека и животных, а под ногами там находится нижний мир – мир мертвых. Причем это у народов всей земли так. Почему так? Язычники, после того, как их далекие предки потеряли истинную веру, все-таки основное воззрение на мир сохраняли. У многих народов можно встретить воспоминание о всемирном потопе. В мифологии разных народов одно и то же строение мира: самые принципиальные какие-то события – сотворение мира, существование мира, устройство существовали как далекий отблеск истины в этих самых языческих верованиях… Святитель Игнатий как раз нам и говорит, что существуют Небеса и существует поднебесный мир – тот, в котором мы с вами живем. Неслучайно лукавый тоже называется князь поднебесный: мир в котором мы живем – это мир поднебесный.
Было интересно такое толкование (не знаю, насколько оно справедливо, но оно очень логично и подходит к этому устроению). Почему «небеса»? Там бесов нет. А мир, в котором мы обитаем и привыкли его видеть радостным, цветущим, на самом деле – колония строго режима, где мы обитаем с этими злыми существами.
А святитель Игнатий приводит еще несколько аргументов. Что ад находится в противоположном состоянии, он находится под землей. Поэтому библейский образ преисподней – это некая темница, находящаяся в земле. И мне кажется, лично свое мнение выскажу, это очень логично и правильно. Я слышал и читал несколько таких высказываний в адрес святителя Игнатия, что он «в земле ад нашел» – причем это христиане пишут. Мне кажется, очень опасно и неправильно так понимать; библейское понимание говорит, что ад находится внизу.
– Давая нам такое описание устроения духовного мира, видеть который мы, к сожалению, не можем, святитель Игнатий поясняет, что совершенные христиане, очистившие свои чувства, могли ясно видеть Небо – и видели и на Небе, и в воздухе то, чего мы видеть своими очами не можем. И, как обычно, святитель подтверждает свои слова свидетельствами из жизни святых угодников Божиих: он пишет, что святой первомученик Стефан видел отверзшееся Небо перед своей страдальческой кончиной. Видели Небо и вход учителя своего во врата Небесные ученики Макария Великого. Видел отверзшиеся врата Небесные и преподобный Исидор Скитский, когда присутствовал при кончине юного Захарии. Святитель называет целый ряд таких свидетельств от сподобившихся узреть отверзшееся Небо. Среди них и преподобный Антоний Великий.
Но, повторимся, мы этих дивных картин видеть не можем. И причина такой слепоты – в состоянии нашей души, о которой святитель Макарий сказал, что плотское состояние чувств человека делает его неспособным для зрения духов и действия их. И святитель Игнатий, приводя эти слова, добавляет, что в этом состоянии мы находимся как в темницах и оковах – как узники, которым удается увидеть совсем немногое. И на следующих уроках, читая «Слово о смерти», мы будем искать возможность освободиться от этих уз здесь, на земле, и постараться миновать их в вечности. (Продолжение в следующем номере)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.