Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

Сектовед Александр Дворкин: Эту работу я воспринимаю как послушание

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Душевная вечеря

Окончание. Начало в №7 (904) – №12 (909)

Александр Дворкин: – Если мы посмотрим наши учебники, то такое впечатление, что наша история начинается с XVIII века: до Петра особой истории не было. Да, какое-то там татарское иго, то, другое, но как-то все бегло и непонятно. Православие из нашей истории выпадает совсем. Целый год 6-й класс проходит западную средневековую историю, что там хорошо. Почему бы и нет? И только одна глава посвящена Византии, и то один урок, и опять же там все ужасно бегло и непонятно: что это за Византия, откуда она, для чего она нужна, хотя для нас это культурообразующая цивилизация, которую мы должны знать, и то лучшее, что у нас есть. В первую очередь нашу веру мы получили из Византии. Это была величайшая цивилизация, которая не сопоставима ни с чем, что существовало рядом с ней. Это было самое долго существовавшее государство за всю историю человечества – 1100 лет: ни египетская, ни другая цивилизация с этим не сопоставимы. Это было культурно-цивилизационно, научно высочайшее проявление человечества, когда-либо существовавшее. Константинополь был миллионным городом, когда в таких городах, как Лондон и Париж, население едва достигало 25 тыс., а они считались очень большими городами. То есть вещи абсолютно не сопоставимые.

Мы про это ничего не знаем – свою историю Церкви. А у меня даже есть книга «История Церкви», и год от года, от издания к изданию она расширяется. Расширяется не по моей прихоти – я сначала написал церковную историю, но когда я ее читал, я видел, что церковная история происходит на фоне светской истории, и я вижу, что студенты не знают светской истории византийской, впрочем, как и вообще средневековой европейской: говорю, что не буду им это рассказывать – «вы это уже знаете», а они говорят, что не знают. И приходится дополнять, и книга все толстеет и толстеет. Понимаю, что если уж мои студенты не знают, то светские уж точно не знают.

Так что вся концепция должна меняться. Конечно, хорошо знать западноевропейскую средневековую историю, но важно, чтобы она была увязана и с византийской историей, ведь это важнейшая часть европейской истории. И, по меньшей мере, половина времени должна быть отведена на Византию и на рассмотрение ее взаимодействия с Западом, какое это было взаимодействие. Во время так называемых «темных веков» на Западе никаких темных веков в Византии не было. Были удивительные века по напряжению богословских споров, цивилизационных прорывов, и так далее. Это нужно знать и нужно понимать.

Игумен Лука (Степанов): – Какими-то общественными движениями сейчас потихонечку подготавливается почва для перехода на другой взгляд на историю. И с назначением нового министра образования все-таки «повеяло весною»?

А.Д.: -Давайте посмотрим еще, повеяло – этого мало, громко сказано.

И.Л.: – Ну, формулировки очень здравые, которых давно все ждали от светской власти системы образования.

А.Д.: – Такие учебники готовятся годами, но, на мой взгляд, необходимо полностью пересмотреть всю концепцию. Пока все пишут по старым лекалам. Можно какие-то плюсы поменять на минусы, но программа остается той же самой. Можно немножко подкорректировать тут и там, но в рамках той же программы. А, на мой взгляд, нужно всю программу переписывать.

И.Л.: – У Вас, кроме расширения учебников, собственные замыслы есть, с точки зрения компактного изложения, все-таки за вашими студентами Свято-Тихвинского угонятся немногие, даже из других богословских образовательных учреждений. А для народа-то?

А.Д.: – Я стараюсь писать просто, и мой учебник по истории Церкви не перегружен терминами. Некоторые меня упрекают за сознательные анахронизмы, за то, что, говоря о Византийской империи, я говорю о генералах, о фрейлинах. Главное – донести основное содержание до людей.

И.Л.: – Ваше служение в области истории, Ваши злободневные заботы миссионера сильно мешают?

А.Д.: – Ну, они не связаны. Если говорить о книгах, я только что закончил очень большой труд. Это история крестовых походов. Это будет двухтомник, сейчас его редактор читает и будет долго читать: объем большой. На А4 это 1130 страниц.

И.Л.: – Она будет такая большущая?

А.Д.: – Нет. Будет двухтомник, по 800 страниц каждый том. Но это с картами, с иллюстрациями и с прочим.

И.Л.: – Сверхинтересная тема, касательно именно Византии, которая крестовыми походами была, собственно, уничтожена.

А.Д.: – Она была практически уничтожена крестовыми походами. На мой взгляд, эпоха крестовых походов – одна из ключевых эпох истории человечества и церковной истории: именно они сформировали воинствующее папство, которое мы знаем и которое впоследствии доминировало в европейской истории. Крестовый поход – это заезженный термин, и все мусульмане, чуть что, начинают обвинять россиян в крестовых походах, хотя в конечном-то итоге главной жертвой крестовых походов были православные и крестовые походы привели к усилению ислама.

Первый крестовый поход провозглашался, чтобы помочь страдающим восточным христианам выбить турок, мусульман из Малой Азии, то есть с далеких границ христианства. А когда эпоха крестовых походов завершалась, турки уже хозяйничали в Европе и подступали к стенам Константинополя. Поэтому привело оно ровно к противоположным результатам. И Константинополь – Византийская империя, которая в течение долгих веков была дамбой, которая сдерживала исламский поток, не пускала ислам в Европу, – пал. Идея западного христианства была не помочь, но, по меньшей мере, не мешать. Они сделали все, чтобы не помочь. За это и поплатились – турки дошли до ворот Вены, осаждали Мальту, вся Венгрия была захвачена турками, и так далее. Но это уже была некая расплата за безумие лидеров крестовых походов. Ну и главное, что они посеяли на Западе, – презрение, ненависть и неприятие Православия: все крестовые походы, кроме первого, увенчались неудачей. Ну третий более или менее ничьей закончился, но все остальные – поражения и разгромы. Четвертый не был направлен против мусульман – крестоносцы захватили и разграбили Константинополь и фактически уничтожили Византийскую империю. Но все остальные не принесли Западу успеха.

Всегда можно найти причину поражения, хотя, по всем правилам, оно не должно было произойти, и тогда обвинили греков. Вот, есть предатели-греки, и из-за них все произошло. Никто не соглашался признать, что крестовый поход провалился просто по глупости и отсутствия какого-то здравого рассуждения его руководителей или в результате отказа учиться на собственном опыте.

И.Л.: – Дорогой Александр Леонидович, от души признателен Вам за время, уделенное нам и нашим дорогим друзьям по ту сторону радиоприемника и телеэкрана. Для нас каждый Ваш приезд в Рязань – это солнце ясное, под которым становятся очевидными и наши недостатки, и цели на будущее, особенно нашего педагогического сообщества.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс