Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №13 (910) → Протоиерей Николай Малета: Причины и последствия событий 1917 года

Протоиерей Николай Малета: Причины и последствия событий 1917 года

№13 (910) / 1 апреля ‘17

Беседы с батюшкой

Отец Николай, добрый вечер, благословите.

– Добрый вечер, Бог да благословит всех.

Поздравляю Вас с днем памяти Державной иконы Божией Матери, обретение которой состоялось 100 лет назад, в начале трагических для всего нашего русского народа, для России событий.

– Благодарю за поздравление. И мне бы хотелось, в свою очередь, тоже поздравить всех вас, дорогие братья и сестры, с этим знаменательным событием в жизни нашей Церкви, нашего народа и, я думаю, в жизни многих живущих в нашей стране людей. Столетие обретения иконы Божией Матери «Державная» стало проявлением Покрова и благодатной помощи Божией Матери. И не случайно это произошло именно в день отстранения от власти или отречения нашего Царя Страстотерпца Николая (это именно сегодняшний день: по старому стилю – 2 марта, по новому – 15 марта).

Немного напомню историю явления этого образа. Некоей рабе Божией Евдокии Адриановой в сонном видении было велено Божией Матерью найти, как было сказано, Ее «черный образ и сделать его красным» – красивым, чтобы люди поклонялись и молились ему. И вскоре раба Божия Евдокия пришла в соседнее селение близ Москвы, в Коломенское, где в Вознесенском храме с помощью настоятеля сначала был осмотрен храм в поисках сей чтимой иконы. Затем, не найдя в храме этой святыни, батюшка с Евдокией спустились в подвал, нашли большую черную доску, на которой, когда сняли грязь, копоть и так далее, был явлен Лик Божией Матери, восседающей на престоле. Она держала в руках символы царской власти – скипетр и державу, и на коленях благословляюще восседал Богомладенец Христос. Ризы были не совсем обычные для Божией Матери – красная мантия или порфира.

Будущий Патриарх Тихон участвовал в составлении службы и акафиста новоявленной иконе. Конечно, люди увидели промыслительное действие Божие: в день, когда наш народ отрекся от земного Царя, Царица Небесная берет управление, заботу, попечение, покров над нашей страной в Свои руки. Я думаю, что и сегодня нам очень важно размышлять на эту тему – год был трагический. Сейчас мы вспоминаем событие явления Державной иконы Божией Матери, но мы вспоминаем и события революции, что именуется февральской, и на самом деле очень много вопросов, рассуждений – есть различные мнения на этот счет историков, политиков, простых людей, верующих и неверующих, что же произошло 100 лет назад.

Этот вопрос кажется и простым, и глубоким: что это было?

– Да, безусловно. Дело в том, что мне бы не хотелось вдаваться в исторические, политические или экономические причины…

Для нас главное – поговорить о духовных причинах?

– Безусловно. На самом деле, ничего так просто не бывает, ведь известна реакция большинства людей. По крайней мере, ни среди солдат, ни среди простого народа, митинговавших, бушевавших в Петрограде, голодные забастовки устраивавших в февральские дни, не нашлось тех, кто защитил бы Царя. Мало того, среди церковных людей, среди иерархов были сторонники перемен. Это коренится в человеческой психологии. Что движет людьми в такой момент? Мне кажется, люди забыли о Небе.

Сейчас дни Великого поста, и мы стараемся больше внимания обратить на нашу душу, на духовную жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Если человек устремится только к земле, то он потеряет и Небо, и землю, а если он устремится к Небу, то он наследует и Небесные обители, и земные не потеряет». Поэтому человек, который полностью поворачивается в сторону решения каких-то земных, может быть экономических, насущных проблем, вопросов, теряет внимание к своей душе. Не случайно есть заповеди Божии.

Сейчас много дискутируют, учить или не учить детей в школе религии, что такое «Основы православной культуры», нужно их преподавать или не нужно. И часто нас отсылают в дореволюционные времена, когда детей учили Закону Божиему, и говорят: «Вот смотрите: многие семинаристы оказались революционерами, и дети получали образование в воскресных школах, зубрили молитвы и Закон Божий, но к чему это привело?». Действительно, может быть, муштра, зубрежка молитв не поможет, но на сегодня речь идет немного о другом: детям хотя бы нужно знать законы духовной жизни. Мне кажется, нарушение именно законов духовной жизни и привело наших предков к тем печальным событиям и последствиям 70-летнего коммунистического пленения.

Ведь люди забыли: если мы нарушаем духовные законы, последствия будут печальные. Детей сегодня нужно учить именно этому: как есть закон земного притяжения (никакому разумному человеку не придет в голову игнорировать или сознательно нарушать этот закон, ведь он знает, что, забравшись на какую-нибудь вышку и спрыгнув, мы не Ньютонову механику, а руки-ноги переломаем), так и здесь: есть Закон, и один из его пунктов говорит, что хотя бы шесть дней делай все дела твои, а седьмой день – Господу Богу твоему, то есть спасению души, обрати внимание на душу. Мне кажется, такие духовные причины легли в основу того, что случилось 100 лет назад.

Вы хорошо подметили, что в том числе и тогдашние семинаристы могли быть революционерами. Но вот еще немаловажный момент: стремление знать о религии (не о Боге, а именно о религии) было у многих людей, в том числе и в советский период, когда изучали атеизм, изучали то, во что верит Православная Церковь, и было много людей, которые знали, кому молятся православные, но принимали это просто как факт, как знание.

– Безусловно, всегда есть искушения. Если посмотреть на историю Церкви, то после раскола в 1054 году (это неокончательно сформировавшийся раскол Восточной и Западной Церквей, но именно этот год считается официальным годом отпадения Римской Церкви от Полноты всей Соборной Вселенской Церкви) уклонение идет в рационализм, рассудочное христианство.

Я поступил в семинарию в 1988 году, это год 1000-летия Крещения Руси. Сдвиги уже пошли, но это был еще Советский Союз. В то же время наступившие свободы дали возможность многим западным проповедникам приезжать, учить наш народ. Ведь в чем нас до сих пор обвиняют протестантские секты? Что «православные целуют Евангелие, но не читают». Надо читать Евангелие, изучать Священное Писание. Это, безусловно, так. Мы часто ограничиваемся только целованием Евангелия за всенощным бдением накануне воскресного дня и не берем его в руки, чтобы почитать.

Сегодня приходится слышать от людей вроде бы грамотных, образованных, которые себя позиционируют как атеисты, предъявление каких-то абсурдных требований вплоть до того, чтобы спросить с Бога за все бедствия, трагедии и болезни, происходящие на земле. Познер говорит: «Ведь в Евангелии сказано, что волос с головы не упадет без воли Божией». То есть человек цитирует Евангелие, он грамотный, образованный, владеющий многими языками, и не может вникнуть в элементарную суть вещей: без воли Божией волос с головы не падает, но Господь нас создал свободными. Он бы немного почитал Книгу Бытие о сотворении Богом мира и человека, какими были первые люди и чем их Господь наделил, как они распорядились Божественным даром свободной воли. Господь говорил: «Избирай: или слушайся, или живи как пожелаешь». То есть Господь никого не ограничивает, со стороны Божией нет насилия, поэтому откуда происходят эти беды и трагедии? Откуда происходят эти страшные явления по сей день? Ведь у нас, у всех без исключения, всегда есть стремление, что если мы чисто внешне что-то поменяем в нашей жизни, то все станет хорошо. Даже сейчас многие реформаторы, предлагающие какие-то программы, говорят, что если не будет у власти Президента, премьера с его правительством и так далее, если придет вот этот, то у нас будет демократия и будет все прекрасно. Здесь абсолютное незнание...

Кстати, в советское время изучали и религию, кафедры научного атеизма были практически при всех высших учебных заведениях. Но не было в советской материалистической, атеистической науке настоящей, нормальной науки, такой, как антропология (учение о человеке). Было понятие, что человек – это видоизмененная обезьяна, – но не было осознания, что человек, оказывается, отличается от животного не какой-то хромосомой, а разумом, чувствами, свободной волей: он избирает то, что избирает.

И 100 лет тому назад, даже раньше, люди думали, что если не будет царя, то будет все хорошо, не будет диктатуры, власти, которая нас ограничивает, совершает некое насилие над нашей свободной волей, мы будем жить тогда хорошо, свободно. Но получилось каким образом? Что в начале 90-х получилось у нас в стране? Когда из нашей жизни убрали даже ограничители в виде советской законности, нравственности и морали, наделили всех свободой («свобода, равенство и братство»), что получилось? Стая голодных волков, хищников набросилась: растаскали, растерзали, разворовали... Я думаю, старшее поколение помнит, что каждому человеку вручили так называемый ваучер – это был эквивалент какой-то твоей доли общей собственности. Его можно было вложить в какое-нибудь предприятие, но умные люди что делали?

Скупали.

– Скупали ваучеры, потом незаметным образом некие люди становились хозяевами заводов, фабрик, скважин и так далее, а скупали совершенно за бесценок. То есть что получилось? На что употребили нашу свободную волю? В связи с этим многим, кстати, не нравится, в особенности на Западе, чему учит Священное Писание. Считается, что если бы Господь родился не в убогой Вифлеемской пещере, а где-нибудь в императорском дворце...

...был бы мирским царем?

– Да, мирским царем, и, безусловно, справедливым Царем, тогда бы наступил рай на земле. Но, читая Евангелие, мы видим, что Господь нигде не призывает к равноправию. С христианской точки зрения (христианской морали, нравственности), наверное, самая вопиющая несправедливость – это рабовладельческий строй. Что такое римское владычество? Находили инвентарные книги богатых сенаторов, где был перечень имущества. Допустим, 100 волов, 200 лошадей, 1000 овец и так далее, такой-то плуг, и где-то на 65-м месте значились 500 рабов: человек был вещью, хозяин мог его не только наказать, продать, подарить, убить – что угодно мог сделать, это его собственность. Мы нигде не встретим, что Господь призывает бороться с этим строем. Как это понять? Отчего это происходит?

А с чем бороться? С чем должен христианин бороться? Он должен бороться с грехом. Вот я уже упомянул 90-е годы, можно вспомнить и события 100-летней давности тоже: что там произошло, за что боролся народ? За право владеть теми богатствами, которыми владели единицы (помещики, фабриканты, заводчики, купцы). Взяли и поделили все поровну. А дальше что? Если сегодня взять все богатства нашей страны и поделить их всем поровну, что будет завтра? Что будет через неделю, через месяц?

Потому и называются мероприятия, посвященные 100-летию революции, уроками столетия: если сегодня произойдет то же, история просто повторится.

– Я думаю, она будет повторяться до скончания века: человек остается тот же по природе – богоподобный, но его природа испорчена грехом.

Сейчас, во время Великого поста, многие приступают к таинству Исповеди, к покаянию. Сколько раз мы каемся в одних и тех же грехах? Это одни и те же грабли, на них мы наступаем практически каждый день. Мало того, есть грехи, совершая которые, мы чувствуем, что наносим себе вред, урон, нам плохо, больно. И что? А страсть дороже. Разум говорит: «Нельзя это делать». А чувства говорят: «А мне хочется» – и потом совесть мучает, бежим на Исповедь.

Эти вещи, я думаю, будут повторяться и по той простой причине, что, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), пока существует мир, существуют такие явления, как власть и подчиненность. Ведь подчиняться бывает тяжело... Благо, если человек рассудительный и адекватный, трезво смотрит на себя и видит, кто он и что он способен делать в этой жизни. Мы знаем, что, на самом деле, абсолютное большинство людей могут быть хорошими работниками, но руководители никакие – нет к этому способности, таланта, дара. Руководить – это действительно дар Божий, это большая ответственность, но это и способность… Мало рассудительных, разумных подчиненных, которые с завистью не смотрели бы на руководителя и не хотели бы занять его место. Как им кажется? «Сидит, ничего не делает, всем управляет, при этом получает гораздо больше, чем я, труженик. Каждый день в поте лица стараюсь трудиться, а он вот такой».

Святитель Игнатий обращает внимание, что, на самом деле, это устройство необходимо. Оно может иметь различные формы – от рабовладельческого до демократического, но все равно это было, есть и будет. Если в семье нет главы (апостол Павел учит, что муж – глава жены, как Христос – Глава Церкви), если дети не будут подчиняться родителям, слушать их, то будет анархия.

Должна быть монархия, а не анархия. Но где царь? Царь должен быть прежде всего в голове и в сердце. Устремления и желания все разрушить до основания (а потом ничего не построить – как правило, так и бывает: разрушаем, а потом ничего не можем построить) ничего не дадут. Рабовладельческий строй отпал сам собой в процессе христианизации общества, народов, ведь это было уже каким-то вопиющим явлением, совершенно несообразным. Но самое главное, что говорит апостол Павел в Послании к Филимону: «Прими беглого раба твоего Онисима как возлюбленного брата» – вот принцип взаимоотношений власти и подчиненных: да, он раб, он исполняет свои обязанности, на него возложены какие-то послушания, он их выполняет, но ты его люби при этом: прими как возлюбленного брата. Вот это будет в сердце... Перестраивать надо не внешние экономические, политические условия… Думают, «мы сейчас поменяем, перестроим, начальников поменяем – и будет все хорошо». Это ничего не даст, если человек не поменяет свое внутреннее духовное устроение.

Но несмотря на то, что длительное время пытались искоренить Православие, в нашем народе остались люди, которые своими стойкостью, упорством и верой донесли до нас по крупинкам веру. Это в том числе и священномученики, пострадавшие в XX веке от рук гонителей.

А сейчас время, на мой взгляд, благодатное для Православной Церкви: у нас все есть – появляются новые храмы, восстанавливаются старые, передаются храмы, когда-то принадлежавшие Церкви. У нас существует множество способов образования, самообразования, в том числе и через интернет, телевидение – изучай, приходи в храм, молись... И все равно, согласно некоторым опросам, лишь около 5% наших сограждан систематически приходят в храм, участвуют в церковных таинствах. И при этом около 70% населения – крещеные люди, принявшие Православие. Что не так? Можно сказать, что имеем, то не храним?

– Здесь, мне кажется, что-то не так с человеком, с его греховной природой. Я упомянул, что поступил в семинарию в конце 80-х, когда стали открываться храмы. Я поступал, когда еще на весь Советский Союз было три семинарии – Московская, Ленинградская и Одесская. Сейчас у нас в России 37. Поэтому, безусловно, когда я видел, что храмы открывались, душа радовалась, ликовала. И когда стал изучать богословские науки (до этого был верующим всегда, был знаком и с Евангелием, посещал богослужения, но глубокого изучения, даже на уровне Закона Божия, не было), я думал: если народ это узнает, такая сокровищница откроется!

Абсолютно новый мир – и, главное, мир подлинный. Не какая-то иллюзия, а мир, в котором на многие, как их называют, проклятущие вопросы о смысле жизни, о цели, о причине страданий и так далее находились ответы. И я думал, что если люди узнают эту истину, все до единого станут верующими. Но впоследствии стал замечать странные вещи. Вроде бы и ребята стали поступать с каждым годом немножко не такие. Уже какая-то порча была более существенная.

Когда в том же 1988 году ребята поступали в семинарию, у них было другое отношение. Конечно, были и люди, которые недавно стали верующими, но были и те, кто воспитывался в традиционно православных, воцерковленных семьях. Они не читали богословской, духовной литературы, они жили больше практической церковной жизнью, но у них был внутренний стержень, духовный: это не было что-то рациональное, то, до чего сам дошел мозгами – это было внутреннее, подлинное чувство принятия, и человек этим жил. Он, может быть, не мог объяснить, что, зачем и почему, но чувствовал. Как и я, не зная каких-то догматических определений в начале обучения в семинарии, внутренне чувствовал: если кто-то говорит не совсем православное, ересь или не ересь, то начинался внутренний дискомфорт, были неприятные ощущения.

В то же время, я помню, стали приходить сектанты к нам, на Русь Святую, оскверненную семидесятилетним безбожием, стали приходить разные гнилые, страшные западные вещи. Сергиев Посад находится в 70 км от Москвы, но иногда приходилось бывать в Москве. Где-то в подземных переходах, в метро стали открывать киоски и продавать в них иконки, крестики – это такая радость была, ведь прежде невозможно было ничего приобрести. Но рядом, правда, продавали вот эту развратную безобразную продукцию. Открывался храм – и рядом открывался какой-нибудь видеосалон, где крутили на кассетах видеофильмы развратного характера. Туда почему-то народа, в основном молодежи, шло больше, чем в храмы.

Это говорит о том, что человеческая природа искажена: человек будет рационально понимать, что это плохо, разум будет говорить, что этого нельзя делать, а чувства, страсти, которые подогреваются с разных сторон, наоборот. А сейчас еще войди в эту всемирную паутину... Даже студенты семинарии мне жалуются, говорят: «Ткнешь какую-нибудь ссылку, набираешь «Основное богословие», а может всплыть какая-то гадость». То есть щупальца бесовские и их споспешников проникают везде и всюду. Поэтому человека сейчас многое отвлекает от Церкви, от духовной жизни.

Наше время – не совсем здоровое, на меня часто нападает какой-то страх и трепет, даже ужас. Наше время гораздо хуже, современные крещеные язычники находятся в худшем состоянии, чем наши предки эпохи, когда равноапостольный князь Владимир стал православным христианином и крестил Русь: язычники тогда были глубоко верующими, практикующими. Современные язычники – нигилисты. Безразличие полнейшее… Сейчас студенты семинарии, например, проходят доказательства бытия Бога. Этих доказательств множество: антологический, психологический, нравственный (высказанный западным мыслителем и философом Кантом) аргументы. Сейчас они не нужны – человека не надо убеждать, что есть Бог, он говорит: «Да, есть, есть, но Он мне не нужен». Если он это не проговаривает, то своими действиями, своим отношением это показывает: он не ходит в храм Божий, не посещает богослужения, не участвует в таинствах Покаяния, Причащения. Значит, ему Бог не нужен. Человек признает Его бытие, но без Него обходится.

Записала:
Елена Кузоро

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс