Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Друзья мои, в 69 правиле Святых Апостолов, которое можно найти в Книге правил (это текст правовой, правовой документ, по которому живет наша Церковь) мы читаем с вами, что каждый христианин – будь то епископ, священник, диакон или мирянин – обязан поститься Святую Четыредесятницу, т.е. Великий пост. И если не постится, то священник должен быть извержен, а мирянин отлучен.
Очень страшные правила. И мы, конечно же, прочитав этот текст устрашаемся, ведь поститься – это очень тяжело: Великий пост – 40 дней. Но это правило не предписывает стиля пощения, там не сказано, как поститься, что есть, чего не есть, какие читать молитвы. Там ничего не сказано. А почему не прописаны детали в апостольских правилах? Древность христианская знала много разных способов поста – существовало очень много уставов, каких-то законов, манер, стилей постного подвига. Вот, например, древний христианин до IVвека вовсе не слышал, что нужно поститься 40 дней: предпасхальный пост для них состоял в соблюдении строгого поста только в Святую Пятницу и иногда в Субботу накануне Святой Пасхи – древние христиане мыслили церковный календарь несколько иначе, чем мы.
Для нас церковный календарь – это годовой цикл, который выстраивается вокруг праздника Пасхи. Для христиан доникейского периода, т.е. до IV века, Пасхой было каждое воскресенье. И они мыслили Пасху как воскресный день каждой недели – день Господень, в который обязательно нужно причаститься. Настолько они серьезно относились к этой еженедельной Пасхе, что если человек не мог прийти на собрание Евхаристическое верных в церковь или в молитвенный храм, непременно посылали ему на дом диакона, который приносил Святое Причастие человеку: Пасху, т.е. воскресный день, нужно было отпраздновать как следует – и поэтому каждую пятницу христиане древности строго постились. Но уже с IV века в некоторых церквах появляется традиция пощения в течение 40 дней. Причем есть сведения исторические, что в эти седмицы постные на Востоке постились семь недель, на Западе – шесть. Особенно строго относились к пощению в недели поста первую, средопостную и Страстную. Другие недели соблюдались или менее строго или вовсе не соблюдались. А христиане Запада, например, даже ввели такой Устав пощения для мирян: когда человек не мог поститься без молока или масла, он на время поста часть своих средств посылал на какое-нибудь доброе дело. Например, в Германии на эти «масляные деньги» были построены очень много храмов – и во Франции строили целые колокольни, монастырские комплексы с этих «масляных денег». За право вкушать такую скоромную пищу в постный день христиане Запада платили.
Таких стилей поста было очень много. Я сейчас хочу вам зачитать отрывок из замечательной книги, без которой невозможно изучение церковной истории. Это «Церковная история» Евсевия Памфила. Он донес до нас письма, записи и документы авторов, произведения которых бесследно исчезли в истории. И вот он описывает в 5-й книге своей «Истории» конфликт, который произошел в Древней Церкви в конце III века между христианами Запада во главе с папой Виктором и христианами Малой Азии, тех регионов церковных, в которых проповедовали апостолы, в частности апостол Иоанн Богослов и апостол Павел.
Христиане Малой Азии праздновали Пасху 14 нисана – в какой бы день недели она не приходила. Так у них было принято. Папа Виктор считал, что Пасху нужно праздновать только в воскресный день. И, ревнуя об этом обычае своей Церкви, он посылал уведомление малоазийским Церквам, что они отлучены от Церкви, раз не хотят совершать празднование так, как принято у них. И вот умиротворителем в этом споре выступил Ириней Лионский и вот он пишет: «Спор идет не только о дне, но и о том, какой пост соблюдать. Одни думают, что следует поститься один день, другие – что два, а некоторые еще больше; иные отсчитывают для поста сорок дневных и ночных часов. Вся эта пестрота в соблюдении поста возникла не при нас, а гораздо раньше, у прадедов наших, а они, не беспокоясь, конечно, о точности, передали потомкам свои обычаи, укрепившиеся в их простой, непритязательной жизни. Тем не менее, все жили в мире, и мы живем в мире друг с другом, и разногласие в посте не разрушает согласия в вере».
Вот отрывок из этого письма говорит нам, что отношение к посту и разным стилям пощения в древности у учеников апостолов было очень простое: как раз в духе апостола Павла – тот, кто постится, не осуждай того, кто не постится. Уставы поста могут быть очень разными. В современной Русской Православной Церкви не существует устава поста для мирян. Наш устав – это устав одного из палестинских монастырей, и он рассчитан на монашескую общину, на регулирование аскетической и богослужебной практики внутри монашеской общины. И таких уставов церковная наука знает сотни. Устава для мирян нет, поэтому мы с вами должны руководствоваться в пощении, во-первых, церковной традицией, во-вторых, советами духовника своего, ну и, конечно, сообразуясь с настоящим временем, со своим здоровьем.
Ни в коем случае не нужно воспитывать в себе чувства вины в том, что вы не можете соблюдать такой строгий пост, который предписывает какие-то монашеские книги: ведь вы не монахи, не так ли? Значит, Господь с вас не спросит за то, в чем вы не давали никакой клятвы, никакого уверения.
Что такое пост, в чем его сердцевина, служение Господу, вот в этом предпасхальном аскетическом усилии мы прочтем с вами у святого пророка Исаии. Этот отрывок читается в самом начале Великого Поста: «Вот пост, – говорит Господь – который я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся». Вот как понимал пост святой пророк Исаия. Вот как он передает нам мнения, в чем суть поста, Самого Господа: это дела милосердия «и от единокровного твоего не укрывайся». Не скрываемся, друзья мои, от своих близких, от общения с ними, от добрых слов, от доброты, от любых дел милосердия. Потому что Господь с нас не спросит за то, что мы едим, что мы не едим. Как говорил один из старцев отец Павел (Груздев), «за еду никто не бывал в аду». А вот за зло, за ненависть, за унижение своих близких Господь с нас, конечно же, спросит. Поэтому перед постом мы должны поставить перед собой задачу к Пасхе стать добрее, и тогда мы с вами устав поста выполним как следует.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.