Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №11 (908) → Архимандрит Савва (Мажуко): О вере в человека

Архимандрит Савва (Мажуко): О вере в человека

№11 (908) / 14 марта ‘17

Свет невечерний

– Дорогие братья и сестры, дорогие наши друзья, слушатели. Мы сегодня с вами поговорим о вере в человека. Мы называем себя верующими людьми, и для нас слово «верующий», жизнь верующего человека стали чем-то особенным, всегда мы вкладываем в это слово значение, смысл веры в Бога. Но следует ли верующему человеку, подлинному христианину приучать себя к добродетели веры в человека?

И вот в Евангелии есть такой эпизод – он меня всегда потрясает, когда я его читаю. Если у вас под рукой сейчас есть Новый Завет, будьте добры, откройте Евангелие от Луки, 19-ю главу и вместе со мной вспомните эту историю, историю обращения. А Евангелие повествует нам, как Христос пришел в старинный, очень древний город Иерихон – считается, что это самый древний город на земле. И Он проходит через этот город. За ним идет толпа людей удивленных и восторженных зевак, – Христос только что при входе в Иерихон исцелил слепца, человека, про которого все знали, что он слеп от рождения и невозможно вернуть зрение тому, у кого его никогда не было. Но Христос это делает, исцеляет слепого. И вот огромная толпа окружает Учителя, проходящего со словом этот древний город.

И тут евангелист Лука говорит о некоем Закхее, начальнике мытарей (мытарь – это чиновник, сборщик налогов, причем мытари собирали налоги не в пользу государства суверенного, не в пользу здравоохранения – это был налог для оккупантов, для римских войск, которые оккупировали территорию Иудеи, Палестины: фактически они работали на захватчиков. Народ местный ненавидел этих людей – они были олицетворением враждебной силы чужого государства). Так вот, Закхей был не просто мытарь – он был начальник мытарей, т.е. человек, который координировал действия всех остальных злодеев, так люто ненавидимых собственным народом. Но ему очень хотелось увидеть Христа.

И этот богатый человек, по-своему уважаемый (люди всегда уважают силу как бы то ни было, а этот человек обладал силой, властью, влиянием, богатством, что часто тождественно с силой и властью, но был маленького роста. И чтобы видеть Христа за толпой, которая Его преследует, Ему сопутствует, он, забывая свое положение, должность, вскарабкивается на дерево – как мальчишка, как неистовый юноша вскарабкался на дерево… И что происходит дальше? Человек, которого боялись, ненавидели, но как-то терпели… Среди этой толпы вдруг Христос поворачивается в его сторону, смотрит на начальника мытарей, сидящего на дереве и говорит: «Закхей, сегодня Я буду у тебя в гостях, в доме».

Он называет этого человека по имени: мы не должны забывать, что Библия всегда очень внимательна к именам. Если Бог кого-то называет по имени – это неспроста. Очень важно, когда в Евангельском тексте присутствует упоминание имени. И здесь Христос называет по имени человека, которого ни разу не встречал, но ради которого и пришел в этот город – мы не знаем, что было еще важного, какие чудеса совершил в этом городе Христос, но он пришел ради этого грешника. И вот Закхей слезает с дерева, ведет Христа в свой дом. И снова всплеск негодования – Евангелие говорит: народ возмутился… «Как это Учитель идет в дом – не просто заходит в дом, а разделяет хлеб, трапезу с этим грешником, с этим смердящим псом, который свой народ обирает?!».

Вот Христос приходит к нему в дом, и Закхей говорит ему: «Господи, я половину своего имения отдам нищим, а если кого чем обидел – вчетверо возвращу». И Христос ему говорит: «Днесь спасение дому сему, потому что и он есть сын Авраамов», а Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Вот это отрывок из Евангелия от Луки всегда читается во время освящения квартиры или дома. Священники хорошо знают этот отрывок – его часто приходится повторять. Но почему так получается, что именно этот отрывок мы читаем на освящение дома? Священник, входя в дом, олицетворяет собой Христа. Христос пришел спасти погибшего. От Закхея отвернулись: он человек конченый, в народе явный грешник, явный преступник, слуга оккупантов, почти полицай (у нас была такая категория людей во время Второй мировой войны. Их ненавидели – это было последним позором служить захватчикам. С этим человеком не общались: его ненавидели, боялись – но ненавидели, никто его не любил). И никто не ожидал от него хоть какого-то зерна, проблеска любви и добра.

Но посмотрите, стремление к добру, к истине загнало этого человека на дерево. Забыв стыд, забыл свое положение, репутацию мужчины, уважаемого человека, он лезет на дерево. Ради чего? Чтобы увидеть краем глаза, чуть-чуть, молча, не спрашивая, ни на что не надеясь совершенно, увидеть Того, Кто есть настоящая Святость, Кто есть настоящее Добро. Не просто Закхей искал чего-то удивительного, чего-то такого сверхъестественного – он хотел видеть Бога и ради Бога полез на дерево (хоть вот так вот возвысился над землею). И Господь Христос (я еще раз повторю, что это человек, на котором поставили крест: мытарь был конченным человеком, его вычеркивали из родословия, с ним не общалась собственная семья, никто не верил, что такой человек может быть порядочным, что-то доброе из себя родить) показывает, что среди этой огромной толпы людей только Он один верил в этого человека. И эта вера вызвала в душе Закхея больше добра, чем от него ожидали.

Посмотрите, что он говорит во время обеда, на котором принимал Христа: «Я половину имения моего отдам нищим, а кого чем обидел в четверо возвращу». Подумаем, братья и сестры, кто из нас способен на такой поступок? Вчетверо отдать тем, кого мы обидели. Но откуда это добро, откуда эта жертвенность вдруг родилась в этом черством человеке? Причиной тому – вера в человека. Поэтому, если мы носим на себе имя Христово, называем себя христианами, то мы должны воспитывать в себе эту веру в человека. Пускай он даже нам кажется совершенно черствым, давно уже оскотинившимся, опустившимся, Христос верил в людей и мы, верующие люди, должны научиться вере в человека.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс