Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Дорогие братья и сестры, мы вновь с вами в прямом эфире в передаче «Беседы с батюшкой». У нас в гостях протоиерей Димитрий Смирнов. Батюшка, сегодня первая Неделя Великого поста, именуемая Торжество Православия. Давно не было столько людей в храме – я вот так даже наблюдаю, любимое воскресенье, многие приходят целыми семьями. Но насколько наблюдается Торжество Православия в наше современной жизни, в нашем народе?
– Вопрос немножко трудный, потому что не совсем понятно, что ты вкладываешь в эти два слова – Торжество Православия. Мы празднуем вполне конкретное событие.
Но оно уже давно стало как бы шире. Этот праздник все-таки воспринимается многими людьми именно не как восстановление почитания икон, с чего, собственно, и началось это празднование, а как действительно торжество нашей Православной веры, в частности, в нашей стране. За последние 20 лет многое изменилось по сравнению с прошлым.
– Но Православие – это есть некая константа. Представим себе, что все человечество отречется от Православия, от этого оно не перестанет торжествовать. Это же торжество истины.
Даже если истина сохранится в одном человеке?
– Даже если не в одном. Это как математика. Даже если человечество забудет математику и все, что с ней связано. Ну, вот наши все цифровые технологии исчезнут – это все равно связано, цифра хоть и очень микроскопическая, но часть математики, то от этого математика не перестанет существовать. Если человечество останется разумным, оно вновь построит математику, которая будет тождественна той, которую мы сейчас имеем. Просто трудно сказать, каким путем пойдет. Ну, может быть, какие-то области математики разовьются сначала, другие потом.
Насколько наш народ верен принципам Православия, которые утверждались Вселенскими Соборами?
– В массе своей наш народ вообще не в курсе дел. И даже, на мой взгляд, не собирается этому учиться. Слава Богу, определенная часть молодежи, я замечаю, этим заинтересована. Поэтому надежда на будущее есть. Ну а в массе ведь мы народ старый, вымирающий. Средний возраст русского гражданина около сорока лет. Сорок лет учиться – это могут только отдельные персонажи. Поэтому народ как таковой, скорее всего, так и не успеет. Какие там принципы, хоть бы «Отче наш» заучил.
Ну, «Отче наш» все-таки знают.
– И я этому очень радуюсь. Я думаю, если постоянно будут ходить в церковь, выучат «Верую» – это тоже большой шаг вперед. Но разуметь, например, что такое «во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» – это уж сложновато. Не говоря уж о том, что такое «единосущна Отцу, Имже вся быша». Это весьма и весьма трудно.
Если сейчас все же начнут в школах преподавать курсы…
– Кто?
Найдутся, наверное, люди грамотные, которые смогут это объяснить.
– Ну, какая-то часть найдется, но школ-то уж больно много.
Вот Вы говорите, что молодежь интересуется Православием. Может быть, все-таки из этой среды возникнут и люди, которые научат. Ведь если не учить народ…
– Тут как? Учитель у нас в стране – это как бы самый низший регистр чиновничьего аппарата. Это очень бедное, очень замученное и очень несчастное бесправное существо. И молодые люди, которые, допустим, собираются жениться. Как с зарплатой учителя можно жениться? А жить на что? На что детей кормить? Поэтому у нас в учителя идут одни только женщины: есть надежда, что замуж выйдет, как-то проживет, в общем, какие-то есть надежды. А молодой мужчина, если он идет в педагогический институт – это не значит, что он собирается быть учителем. Это все-таки исключения. Есть, конечно, учителя просто замечательные из мужчин, но это все-таки штучный талант.
Батюшка, такой вопрос. Елена из Москвы задает. «Если главное – это отношение человека с Богом, стоит ли человеку переживать, волноваться и возмущаться историческому течению событий или логическому их продолжению?».
– Разумеется, не стоит. И я имею в виду только в смысле переживать, как это у нас сейчас принято, волноваться по поводу. А так, мы вот сейчас зиму пережили, переживем и все остальное. Ну, кроме конца света. Это уж никто не переживет. Всем нам приходится переживать весьма неприятные вещи. Например, болезнь, собственная смерть.
У нас сейчас народ очень политизированный. Все смотрят, все читают, все слушают; многие даже участвуют.
– Но дело в том, что сама атмосфера накаляется. А раз накаляется, естественно, всякие жидкости начинают кипеть. А человек на 70% состоит из воды. Раньше этому не придавали значения. «Погода в Куйбышеве +4, в Красноярске -8». И все. А так, пришел – проголосовал, не пришел – не проголосовал: за кого проголосовали – тот и выиграл. Собственно, и волноваться-то нечего. А тут кипят определенные страсти. Ну, ясно, что некоторое время назад все было спокойно. А сейчас волнения. Ясно, что подогревается.
Особенно когда приходит в храм почти 99-летняя бабушка и говорит: «Ой, смотрела новости и так потом прямо плохо спала, молитва не идет и вообще».
– Да, мне все время жалуется народ. Говорят, «дебаты посмотрела, и все, до утра не могла заснуть». Можно было какого-нибудь лекарства для сердцебиения напиться или крепкого чая и потом не спать. Это вот увлекает людей. В этом есть некий соблазн.
Батюшка, а если все-таки от этого всего отрешиться, не будет ли это предательством своей Отчизны, Родины? Мол, мне все равно: будь кто будет, будь что будет.
– Во-первых, предательство – это когда мы кого-то кому-то предаем. Во-вторых, я же не говорю, что человек не должен участвовать в политической жизни, не может организовывать какие-то партии или участвовать в уже существующих, – нет. Мы все свободные люди, и каждый может заниматься той деятельностью и участвовать в чьей-то деятельности, как ему заблагорассудится, чтобы из этого было благо. Не надо никого предавать. Если ты считаешь нужным какие-то такие действия – совершай их по совести.
Речь идет о том, чтобы это не превращалось в какие-то страсти, которые поглощают все наше внимание, нам не дают молиться, от которых мы теряем присутствие духа, приходим в отчаяние или уныние и так далее. Ничто нами не должно владеть, кроме благодати Святого Духа. Вот в чем дело. Все остальное второстепенно – Господь говорит: «кто любит сына или дочь мою больше, чем меня, тот меня не достоин». Но дети – это же самое дорогое, что у нас есть. И то Спасителя должны любить больше. О чем тогда еще речь? Зачем так нервничать?
Вы всегда говорите, на телевидении работают профессионалы, и они создают все эти передачи и все эти новостные выпуски именно так, чтобы людей зацепить, чтобы люди не остались равнодушными.
– 30 лет тому назад один умный человек мне сказал: «Великий ученый Попов изобрел радио. Ручечку повернул, и в доме стало тихо». Я запомнил это на всю жизнь. Это же от нашей воли зависит. Ну, да, должно прийти соблазнам. Горе тому, через кого они приходят, но для чего существует разум, воля, расположение сердца? Если тебе это вредно, зачем ты делаешь то, что тебе вредно? Вот и все. Если человек спокойно, рассудительно в этом участвует, сравнивает, думает – пожалуйста.
Человек – такое существо (единственное, наверное, во всем животном мире), которое делает то, что ему вредно: ест то, что вредно, живет так, как ему вредно.
– А потом на эту жизнь жалуется.
Кто из животных пьет водку, кроме человека?
– Да, пожалуй.
Вот как-то интересно, да? С одной стороны, разумное существо, которое должно уметь выбирать, выбирает худшее.
– Сегодня видел коробку. На ней написано «Водка». Человек при мне открыл эту коробку, а там шоколадные конфеты, а в них – водка. Вот я знаю конфеты с вином, с коньяком, с ромом. Но вот уже конфеты с водкой. Для таких непобедимых любителей. Причем этикетка серебряная, напоминает, что она такая прохладненькая. И вот таким образом камуфлируют. Ну, перейдем к нашим вопросам.
Александр из Казани: «Читаешь такие книжки, как «Архипелаг ГУЛАГ», «Отец Арсений», «Лето Господне» и невольно возникает вопрос, почему же люди ведут себя так как будто ничего этого не было?».
– А они же этого не читали. У меня был такой случай. Я был, наверное, еще школьником или на первых курсах института. Я одному своему приятелю дал почитать «Архипелаг ГУЛАГ». И он мне быстренько вернул. Я говорю: «Слав, ну как?». Он: «Я не дочитал». Я ему дал в печатном виде, а сам читал в фотографическом исполнении. Очень неудобно было читать, это была целая пачка фото, и они были скрючены, и очень мелким шрифтом. И все-таки я прочел за три ночи, по-моему. А он мне говорит: «Скучно». Для очень многих людей смерть десятков миллионов – скучная вещь. После этого у меня что-то в отношении к нему оборвалось. Я даже не предполагал. Я понимаю, в этом была известная доля бравады, но сами слова, прошло, ну я не знаю сколько там, 40 лет, а я не могу это забыть. Не потому что я на него обижен, но для меня было как-то странно, что то, что у меня вызывало не просто слезы – рыдания, я не мог себя сдержать, когда об этом всем читал, ему все равно. Тем более, я многих людей, прошедших лагеря, лично знал, знаю, что некоторые до сих пор живы.
Один здесь рядом живет даже, мой друг. Буквально пешком можно дойти от нашей студии. Всегда, когда прихожу сюда, о нем думаю, вспоминаю, и это мне говорит мое сердце. Он уже старик, за 80 лет. Этот человек – особенный. Он и «Лето Господне» прочел, и «Архипелаг ГУЛАГ». Это, конечно, человек, у которого сердце живое, сочувствующее. К сожалению, не все такие.
Денис из Карасука: «Отец Димитрий, как относится Православная Церковь к людям, пережившим клиническую смерть, которые говорят, что они видели себя вне тела, со стороны? Или были в раю или аду. Правда ли это, что они говорят?».
– Ну, разумеется, правда: таких свидетельств тысячи, и эти люди не могли сговориться. Они об этом говорят на разных языках и на разных континентах. А потом, мы и без них это знаем.
Вот говорят, что оттуда не возвращаются, но все-таки возвращаются.
– Нет, оттуда очень даже возвращались всегда. Ну, к примеру, Лазарь, друг Спасителя. Он оттуда вернулся. Другое дело, что это редко. Поэтому как некая гипербола – «оттуда не возвращаются». Я сам оттуда возвращался, поэтому как так не возвращаются?
Батюшка, а Ваши воспоминания?
– У меня воспоминание такое, что мне за то время, когда я тонул, передо мной в цветном виде, как на пленке быстро прокручено, прошла вся моя жизнь. Об этом многие говорят, что жизнь проходит очень быстро. Вот этот кусочек я ухватил. У меня родственница была в состоянии клинической смерти, и тоже душа от смерти отделялась.
Я читал, – мне тоже интересна эта тема, – есть книги достаточно толстые, где собраны эти свидетельства.
– Я тоже такие читал. Мы их даже распечатывали на машинке в юности, давали другим читать. Доктор Муди – американец, перевод был на русский язык, и я занимался его распространением. На многих оказывал впечатление, люди задумывались.
Просто эти свидетельства настолько иногда кажутся фантастическими, что кажется, что это выдумка.
– Я вообще-то человек изначально был доверчивый. Сейчас, конечно, меньше стал, но все равно многие говорят, что очень доверчивый. Я склонен вообще сейчас говорить и верить. Мне проще лопухнуться, чем высказывать недоверие заранее, подозрительность.
Елена, Республика Коми: «Чтобы причаститься, нужно покаяться в грехах, но, если нет сил противостоять страстям ревности, отчаяния, обиды, значит, невозможно получить прощение и благословение к Причастию?».
– Почему? Очень даже возможно. Надо прийти к священнику и с ним эти все проблемы обсудить. Он что-нибудь подскажет.
Вот приходит человек и говорит: «Ну, не могу. Понимаю, что обида гложет, что не права я, но ничего с собой поделать не могу».
– А никто и не может с собой ничего поделать. Здесь может поделать с человеком только Господь. Но так как у нас народ в основном в вероучительных вопросах весьма темен, то долг священника объяснить, что в Писании сказано: «Молитесь за обижающих вас. Вот тебе канон, читай за обидчика. Приходи через неделю». Через неделю человек приходит: «Ну как? Сильней стала обида или меньше? Меньше. Тогда читай еще неделю». Потом придет, скажет, что совсем почти ослабла. Ну вот, давай причастимся и окончательно простим.
То есть пока в человеке сильна обида, причащаться ему не стоит?
– Я не знаю, стоит не стоит. Не так звучит вопрос. Ведь что такое – причащаться? Человек соединяется с Богом. Но это в некотором смысле его дело, он хочет приступить в общение с Богом. Он должен решать это. Священник может ему в этом помочь.
Он-то как раз к священнику с вопросом...
– А священник должен с ним поговорить и выяснить, он сейчас причастится, чтобы потом наточить нож и зарезать обидчика или все-таки у него решимость победить обиду? Какое за этим последует действие? Ведь он причащается, чтобы благодать Божия излилась в его сердце. Что он от этого ждет? Если он ждет помощи Божией в победе над обидой – это одно. А если он хочет утвердиться в своей ненависти, то это другое.
Один из наших зрителей позвонил с таким вопросом: «В последнее время большое распространение имеет книга Коновалова «Книга, которая лечит». Каково отношение Церкви и Ваше лично к этой книге, если вы ее знаете?».
– В мире ежедневно издаются тысячи книг. И у Церкви нет никакого отношения ни к какой из них. Церковь реагирует только на то, что если какой-то человек написал книгу (как Лев Николаевич Толстой написал новое «Евангелие»), исполненную всяких ересей, – Церковь на это среагирует. А так Церковь реагирует на некоторые учения, которые претендуют на христианство, таковым не являясь. Для чего? Церковь предостерегает своих чад, чтобы они не увлекались тем или иным учением. А книга – это сейчас эффективный продукт, который можно подавать, потому что большинство русских людей абсолютно помешаны на здоровье. Такие передачи, причем ежедневные, боятся пропустить даже один денек. Некоторые, как например, «Малахов+», он на этом деле сломался, этот, так скажем, чудак. Но там, правда, к медицине это не имело никакого отношения. Ну, только по форме. Обыкновенный такой мужичек– оккультист. Судя по названию, эта книга из той же серии: книга не может лечить. Это абсурд. Раз такое название книги, значит таково и содержание.
Слово «лечит» – просто приманка.
– Ну, да, на живца. И клюет. Даже человек потрудился и дозвонился, что очень сложно.
У нас есть вопрос – Московская область. Здравствуйте, мы вас слушаем. – Добрый вечер батюшка, я хотел бы задать Вам вопрос про Иисуса Христа. Мне задал этот вопрос мой знакомый, и я не смог на него ответить. Почему Иисус Христос отдавал последнюю рубаху Своим бедным – не так ли Он делал, зная то, что, если Он не отдаст рубаху, ему будет хуже. То есть не для Себя ли Он это делал?
– Понятно. Вот интересное дело. Сначала человек придумывает какую-то клевету. Потом на основании этой клеветы задает вопрос. Я бы вам советовал, чтобы отвечать на такие, вопросы почитать Евангелие хотя бы один раз. Мы не знаем ни одного случая, когда Христос отдал бы кому-нибудь Свою рубаху. Не надо ничего сочинять. Как можно рассуждать о событиях, которых не было, и из них делать какие-то выводы?
Как интересно люди читают, правда?
– Да я не знаю, читал ли он? Просто даже странно. Люди находятся в области каких-то мифов все время. Вот самые частые – «в Библии написано». Дальше открываются кавычки, и идет совершенно бредовое выражение, не связанное не только с Библией, Кораном, Талмудом, а вообще ни с чем. А если разобраться, получается текст, как святое письмо «На берегу озера мальчик встретил Бога, и Тот ему сказал: «Передай это письмо, перепиши его 19 раз»». Какое? О чем письмо? Но огромное количество людей сидят и пишут. То есть голова совершенно отсутствует. Даже не понятно, как во 2-м классе учились и закончили начальную школу, если люди абсолютно не умеют вообще ничего соображать. Вообще ничего. Даже понять человеческую речь.
Очень часто ко мне обращаются – «вот, батюшка, вы сказали такое-то». Я не мог этого говорить, это совершенно исключено. Слава Богу, много из того, что я сказал, записано на цифровых носителях. Всегда мы можем отмотать и разобрать то, что я сказал. В этом большой выход.
Меня зовут Андрей. Хочу задать вопрос. Можно ли во время молитвы использовать кадило, как у батюшки?
– А зачем? Прежде чем что-то делать, ты как мужчина, существо разумное, должен задать себе вопрос: «Я хочу, а зачем я это делаю?» Без того, как ты твердо будешь знать зачем, этого делать не надо. Понимаешь? Научись, прежде чем что-то делать, подумать, зачем тебе это надо. Если ты для себя твердо знаешь ответ и тебя ответ устраивает, тогда и будем это обсуждать.
Роман из Казахстана: «На земле до сих пор идут скорби и мучения. Власть наглеет, жить невозможно. Почему Бог не прекратит эти беззакония прямо сейчас?».
– Ну, очень просто. Люди не все состоят из властей. А если это беззаконие прекратить, то и все, и страдающая сторона будут еще больше страдать. Вот сейчас, одна группировка, поддерживаемая извне, хочет встать на место того человека, который диктатор там, то се, и властвовать вместо него. А в результате гибнут мирные жители, которые вообще не хотят в этом участвовать. Это уже было и ни к чему не привело. Вспомните о Всемирном потопе. Прекратил Господь. И причем прекратил для чего? Чтобы мы об этом помнили. Но люди ничего не помнят и ничего не читают. Они сидят на диване и что-то изобретают. Но это уже было, и от этого ничего не изменилось.
Те рецепты, которые мы предлагаем Богу, давно опробованы в наше назидание, а не потому, что Он не знал, чем это кончится. Это Он совершал, чтобы закрыть уста людям, которые пытаются советовать что-то Богу. Это наивно и смешно.
Советуют Богу все, кому ни лень.
– Это говорит о гордости. А у гордости всегда есть неизбежное следствие – это глупость. Почему люди из гордости что-то предпринимают, а сами оказываются в дураках. К сожалению.
Александр из Краснодарского края: – Моя будущая супруга считает фанатизмом то, что я исповедуюсь каждые две недели, причащаюсь, хожу каждую субботу вечером и утром в воскресенье в церковь, живу с мыслями о спасении души. Также ей один священник советовал остерегаться часто исповедующих людей. Скажите, пожалуйста, что же на самом деле считать христианским фанатизмом?
– Вот это и считать. Я сам фанатик, поэтому я считаю, что христианин и должен быть фанатиком. Что такое фанатик? Это человек, преданный до смерти. «Фан», Θάνατος (по-гречески) – это «смерть». Поэтому каждый христианин, мне кажется, так должен. А все остальные – теплохладные.
То есть каждый человек, кто возлюбил Бога более, чем себя самого и вообще всех, – фанатик.
– Да, естественно. А все остальное ни шатко, ни валко, Богу свечка, а кое-кому кочерга. Это не проходит.
А люди так рассуждают очень часто.
– Ну, мало ли что.
Зачем так много? Не надо этого фанатизма. Должно быть все очень размеренно, спокойно.
– Спокойно – я согласен. Фанатизм – он должен спокойный быть, размеренный, очень такой собранный: «Что-то она редко причащается раз в две недели. Недостаточно фанатизма»... Я считаю, что он что-то как-то прохладненько живет: вообще не представляю, как можно неделю прожить без Причастия, а потом еще до следующей ждать. И непонятно, во имя чего? Если ты пришел в храм и не причащаешься. Ну, если ты обокрал сберкассу или кого-то убил – я понимаю. А если ты как вел свою христианскую жизнь, постишься, читаешь Писание, стараешься делать доброе дело, борешься со своими страстями, то где брать источник, поддерживающий твой фанатизм? Только в святом Причащении. Поэтому, если священник тот это советовал, пусть сам не причащается – служит раз в полгодика, как некоторые греческие иерархи, и неплохо себя чувствует: главное не благодать, а должность. Приехал в храм, кассу забрал – и на дачу. Зачем тогда служить, причащаться и таких фанатиков побаиваться? Очень даже интересно. И вообще тогда религия зачем?
Спасибо, батюшка, за Ваши ответы. Наше время закончилось, пора прощаться.
– Всего вам доброго. До свидания.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.