Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Сегодня мы бы хотели поговорить о покаянии: в нашей сегодняшней теме как бы две темы – Пост и покаяние. Какая связь между ними и как это время провести с пользой для себя и своего внутреннего состояния?
– Прежде всего, к посту надо подходить, соизмеряя свои силы. Если, допустим, человек первый раз начинает поститься (тем более, такой продолжительный и строгий пост, как Великий), то, конечно же, надо, испрося благословения, и какие-то послабления снизить во время этого поста, и это общее правило такое – не надо, как многие говорят, даже люди воцерковленные: «Я буду голодать – не вкушать яйца и так далее». Ведь пост – это не голодовка, не очищение организма. Все, что мы делаем, мы делаем ради Бога, даже не ради своего здоровья, и поэтому тем, кто приступает впервые к посту, больше всего нужно обращать внимание на духовную его сторону, а не на то, что мы не будем есть мясного и молочного. Духовная сторона поста гораздо важнее для нас, и пост будет более действенным, если мы ограничим себя в различных увеселениях, развлечениях, отмечаниях всякий юбилеев – постараемся перенести это, по возможности, на время после поста. И еще: стараться (может, не очень хорошо так сказать) не есть друг друга.
Это как понимать?
– Вот, допустим, муж с женой живут, и я говорю: «Можете вы за время поста, за все семь недель друг другу не сказать ни одного обидного слова, не обидеть друг друга, не перечить друг другу ни в чем?». И люди переглядываются. Для этого нужно приложить волевое усилие. А вот чтобы не наносить друг другу обиды, тут уже своей воли, своих сил недостаточно – здесь нужно иметь и терпение, и смирение и призывать на помощь Божию помощь.
То есть польза от поста – не только нам самим, но и всем окружающим, с кем мы общаемся?
– Безусловно. Особенно в больших семьях, когда совместно живут муж с женой, дети, теща, свекровь или еще кто-то из родственников. Кто-то постится, а кто-то не постится: бабушка постится – внук не постится, родители постятся – дети не постятся. И в таких случаях, конечно, надо подавать пример. Соблюдай ты пост, старайся во время поста то, что я сказал, выполнить, а другого человека нельзя заставить ограничивать себя хотя бы в пище. Так что прежде всего это личный пример. И в таких случаях нужно думать о спасении своей души. Как говорил батюшка Серафим Саровский: «Спасайся и вокруг тебя спасутся тысячи».
Отец Георгий, у нас первый звонок.
Галина: – Батюшка, благословите! 3-го апреля исполняется годовщина после смерти моей мамы, но в этот день не служится панихида. Как я могу отметить этот день?
– Бог благословит. Бывают такие ситуации, когда спрашивают родственники усопших как отмечают полгода, год, другие сроки. Тут один-два дня значения совершенно не имеют. К этому можно в ближайшее воскресенье заказать панихиду или поминовение на литии на первой седмице. Вот у нас первые три дня служатся – понедельник, вторник, среда, если я не ошибаюсь. И накануне, на вечерней службе, служится лития – можно принести записку, что-то на поминальный стол, и это будет самое хорошее.
Спасибо за ответ. А если день рождения выпадает на период поста или Страстной недели, тогда что делать? Переносить?
– Есть два подхода к этому вопросу. Если человек воцерковленный, если он постится, а на Великий пост выпадает его день рождения, надо спокойно к этому относиться. Вот мой день рождения всегда выпадает на Великий пост, и я спокойно это переживаю и мои родственники тоже. Отмечается все после Великого поста.
Допустим, у ребенка день рождения, ребенок невоцерковленный, он даже пост не соблюдает. Надо выбрать время (желательно, ближайшее воскресенье или субботу) и в этот день скромно, без зазывания гостей, отметить – посидеть за столом, попить чай. Может, что-то сладкое поесть и подарок сделать.
Я считаю, что нельзя человека лишать в такой ситуации радости дня рождения. Помните, как в детстве ждешь его с нетерпением? А если выпадает день рождения взрослого на Великий пост, надо постараться объяснить человеку, что, мол, давай мы тебя поздравим скромно, а по окончании Великого поста отметим, как ты уже сам захочешь.
Вопрос, связанный с детьми, достаточно актуален. Пост – это время покаяния: какой смысл для ребенка в посте? Он, может быть, даже не осознает покаянного чувства, все-таки ребенок. Тогда в чем сущность поста для детей?
– Сначала скажу, как нужно организовать пост ребенка. Вернее, не «как надо» (Церковь ни к чему не принуждает), я просто из личного опыта всегда советую так. Дети маленькие ( 2–3, 4–5 лет) могут даже обрадоваться, если им не давать мясо и то, что им обычно не нравится. А вот если не давать в течение всего поста сладкое, вот это для него уже испытание. И надо постараться ребенку объяснить, в соответствии с его возрастом, что это за время – Великий пост, почему все люди должны поститься, и, когда он немножко осознает, что делается это не ради папы и мамы или бабушки, а все, что мы делаем ради Бога, нам приносит огромную пользу. И тогда ребенок, может быть, поймет и будет меньше шалить и со временем будет сознательно подходить к дням Великого поста.
Отец Георгий, давайте прервемся, у нас еще один звонок. Людмила, Екатеринбург: – Я в Великий пост исповедовалась, и меня интересует вот что. Когда я все уже рассказала, я наклонила голову, батюшка все сделал молча. Я первый раз с таким столкнулась. Это допускается? Я бы хотела услышать, что так и положено – можно и без слов.
Видимо, вопрос в том, что разрешительная молитва была прочитана молча. Это первый аспект. И второй: священник ничего не сказал исповедующемуся человеку.
– Я понял так, что разрешительная молитва была прочитана молча, если священник накрыл голову епитрахилью и некоторое время прошло: может быть, шепотом, может быть, не вслух прочитал молитву. Тут лучше всего обратиться к батюшке, который исповедовал, чтобы совесть была спокойна. И надо было это сразу сделать. Сейчас мне трудно помочь в этом вопросе.
Ну, наверное, ничего такого нет, если священник читает молитвы тайно. Бывает такое.
– Я считаю, что все-таки ее лучше прочитать так, чтобы слышал исповедующийся. Мы для того и поставлены, чтобы человек слышал нашу речь. Или можно сказать: «Вот, тебя Бог простил», и все. Лучше все-таки нужно прочитать вслух.
Кстати, об Исповеди. Отец Георгий, скажите, насколько часто стоит приступать к этому таинству во время поста, если в остальное время сложности с ним бывают?
– Из моего не такого уж большого опыта видно, как время поста действует на всех нас, на всех прихожан, – гораздо тщательнее они стараются покаяться, поисповедоваться. И это, видимо, не потому, что время поста, а, видимо, это уже такая традиция в нашем государстве, что каждый старался поисповедоваться, причаститься Святых Даров. Тем более, это время благоприятно: мы к нашим молитвам присоединяем говение в течение нескольких недель. Весь настрой, все молитвы, все богослужения – все это подвигает напрячься, больше усилий приложить, чем обычно, чтобы как следует приготовиться к таинству Исповеди и исповедоваться, причаститься Святых Даров.
Отец Георгий, Церковь призывает нас всегда к покаянию и особенно в это время. В чем человек должен каяться, если он действительно своих грехов не осознает – вроде бы никого не убивал, ничего не украл? По большому счету, это и заключается в этих категориях и понятиях.
– Ситуация стандартная. Иногда бывает так и у меня во время таинства Исповеди. Тут бывает два крайних случая. Один человек говорит: «У меня грехов практически нет – ну, вкусил нечаянно кусочек рыбы накануне Исповеди» или там еще что-то такое сделал. И второй случай, когда говорят: «Батюшка, во всем грешна».
Я всегда старался человека привести к сознанию, что у нас много грехов, поэтому надо было более тщательно подготовиться, книжечки, брошюрки в помощь кающимся почитать. А не так давно я слышал в одной передаче пример из жизни одного старца. В беседе с ним один человек (можно сказать, даже не верующий) говорит: «Вот, ты считаешь себя грешником. Ты же не грешишь – смотри, как ты живешь: ты можешь назвать какие-то свои грехи?». Старец смутился и говорит: «Я не знаю. Но я знаю твердо, что я грешен».
Вот это и для меня был урок. Если человек понимает свое состояние греховности, то он может очень искренне говорить, что во всем грешен. То есть не «как бы исповедоваться, чтобы не придирались ко мне», и не перечисляя свои грехи, а человек действительно понимает свою греховность. А вот перечислить грехи бывает очень трудно. Таких людей, которые исписывают листочки, не так уж и много.
Если человек осознает себя грешником, то в молитве перед тем, как приступить к таинству Исповеди, он обращается к Богу о прощении тех или иных грехов. И плюс искреннее покаяние. Это вполне приемлемо, я так думаю.
Послушаем еще один звонок.
Я недавно воцерковлена, и раньше мне не приходили в голову такие вопросы. Дело в том, что мои родители не верующие. Сейчас я знаю, что во время поста нужно соблюдать супружеское воздержание, а у меня в ноябре день рождения. Я так поняла, что зачата была в пост. Как это может отразиться на судьбе человека? Как я могу помолиться за себя и за родителей?
– Вопрос интересный. Но, я считаю, если родители – люди не верующие, какой же это грех? А вашей вины, вашего греха я совершенно не вижу. Так что к этому нужно относиться нормально. А молиться мы должны и за родителей. И если вас этот вопрос смущает, придите в Церковь. Есть такие виды грехов, они от лукавого идут, чтобы они не смущали, в таинстве Исповеди покайтесь, чтобы успокоить вашу совесть и снять всякие недоразумения.
Отец Георгий, что требуется от человека, приступающего к таинству Исповеди? Ведь покаяние совершается на таинстве Исповеди – еще где-то оно должно совершаться? Или таинство Исповеди – это единственное место, где совершается покаяние человека?
– Конечно же, таинство Исповеди – это уже последний этап, как нас учит святая Церковь. Если человек впадает в грех, то не надо ждать, когда настанет время и можно будет исповедоваться. А надо немедленно, чем быстрее, тем лучше, горячо просить прощения у Господа. Если грех связан с нанесением обид другим людям, с причинением зла, то обязательно испросить у них прощения, не дожидаясь, когда наступит Исповедь.
После горячего испрошения прощения грехов сразу же Бог прощает. А в таинстве Покаяния грех уже не просто прощается – он вычеркивается, списывается из книги нашей жизни, как будто бы и не был совершен. Пример такого покаяния – царь Давид. Как он в своих псалмах горячо испрашивает прощения! Может, тогда о таинстве Покаяния не могло быть речи, но так он горячо просил Бога, чтобы Он простил ему смертный грех. Вот и нам надо следовать таким путем.
Отец Георгий, у нас еще один звонок, из Челябинска.
Благословите, батюшка, раба Божия Ксения. Я была на Исповеди, и батюшка посоветовал пойти на Соборование. После него через какое-то время я вспомнила еще старые грехи, которые были не раскаяны. Как поступать в этом случае? Раскаиваться в этих грехах или как?
– Бог благословит. Я думаю, что следует в очередной Исповеди покаяться в этих грехах. Но тут не надо понимать так, что «в таинстве Соборования грехи все прощаются, и теперь уже если я вспомню какой-то грех, то он уже прощен, зачем мне исповедовать?».
Нет, мы в течение жизни, если человек крестился в детстве, постоянно вспоминаем какие-то грехи, и чтобы успокоить свою совесть, чтобы не было таких вопросов, надо на очередной Исповеди исповедоваться в этом грехе, и тогда, так скажем, вопрос снимается. А грехи, которые мы вспоминаем, – скорее всего, на мирском уровне, который мы, может, просто забыли.
В таинстве Соборования прощаются не только забытые грехи, но и такие, которые мы, в отличие от святых людей, не можем даже представить, что совершили: не можем не то что запомнить, а мы и не думаем об этом вообще, не задумываемся.
Отец Георгий, последний вопрос – у нас немного времени осталось. Пользоваться брошюрами «Как подготовиться к Исповеди» – это правильно? Выписать грехи, прочитать, подумать самому…
– Я всегда советую, особенно тем, кто не имеет опыта и навыка в Исповеди, подготавливаться с помощью таких книжечек. Одна из них очень хорошая; даже можно несколько назвать: святителя Игнатия (Брянчанинова), архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Есть подробные книги с описанием грехов. Когда человек серьезно подходит к таинству Исповеди, то, конечно, надо ими пользоваться: ведь мы всего запомнить не можем. А когда начинаем сверять свою жизнь с наставлениями, что нам оставили наши учителя, то это делается более эффективно, и с их помощью больше грехов вспомните, чтобы очистить от них свою душу.
Спасибо, отец Георгий. Время нашего эфира подошло к концу. Сегодня мы говорили о покаянии и посте. Время поста – особенное, и следует в это время приложить особые усилия, чтобы совершить дело покаяния. Еще раз благодарю Вас за беседу. Благословите наших телезрителей.
– Всего вам доброго. Да благословит вас Бог всех.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.