Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №5 (902) → Автор-исполнитель, поэт и музыкант Игорь Растеряев: «Жизнь людей состоит из тернистых путей...»

Автор-исполнитель, поэт и музыкант Игорь Растеряев: «Жизнь людей состоит из тернистых путей...»

№5 (902) / 1 февраля ‘17

Есть что сказать

В студии телеканала «Союз» мы встречаемся с человеком, которому не только есть что сказать, но и есть что спеть. А поет и высказывается он так, что люди во множестве это слышат, понимают, принимают и любят. У нас в гостях Игорь Растеряев.

– Здравствуйте, дорогие зрители телеканала «Союз»!

Что-нибудь скажете еще для приветствия или сразу будете петь?

– А что сказать? Всех поздравляю с грядущими праздниками, какие будут.

Много разных.

– А теперь, я думаю, можно и спеть. Начать хотелось бы с новой песни, которую еще никогда не пел на «Союзе». Она посвящается всем моим друзьям, точнее – ровесникам, всем ребятам, девчонкам, детство которых пришлось на 90-е годы. (Звучит «Песня о детстве».)
Наши руки не привыкли
В интернете ставить лайки.
На советских мотоциклах
В замусоленных фуфайках
Мчимся по ночной дороге
Меж полей из ржи и гречки,
Где мерцает одинокий
Наш костер у чистой речки.
Наш костер у чистой речки.
Мы в костер
дровец подбавим,
Запечем в углях картошку,
И плеснет в реке голавль,
И появится гармошка.
От души
играть вдруг станет
До утра, без всякой меры,
Нам – первейшим хулиганам
И последним пионерам.
Нам пятнадцать лет
настало,
А стране – всего четыре.
Поломали идеалы,
А кто прав, сказать забыли.
Мы костру
с картошкой верим:
Он-то точно не предатель,
Он хорош на самом деле,
Он – наш общий
знаменатель.
Он – наш общий
знаменатель.
Каждый сам себя заквасит:
Свой характер, ум и норов.
Мы уедем восвояси,
Слушая наказ моторов.
Будет в жизни много бедствий,
Знать не будешь,
куда деться.
Но к костру своего детства
Приезжай почаще – греться.
Приезжай почаще –
греться...

Игорь, а что такого было в детстве, что помнится до сих пор? Я в этой чудесной и замечательной книжке прочитала про хулиганские элементы, когда Вы курили листья – не помню, какие.

– Кленовые, мы их заворачивали в районную газету «Призыв».

Да. Вы делали вид, что вы крутые, плохие парни. А что еще такого было?

– Мы не были плохими парнями.

Я говорю, что делали вид.

– Вообще, мне очень нравится, что здесь заставка питерская: меня обычно ассоциируют с полем, с Волгоградской областью, очень редко с Питером.

Я Вам хочу заметить: моя мама, когда узнала, что Вы питерский, сказала: «Да нет, я думала, что не из Питера».

– Поэтому у меня ощущение детства питерское – это отсутствие заборов, шлагбаумов и всяческих преград. Несмотря на то, что детство пришлось на 90-е годы, ощущение такого размытого громадного пустыря, по которому опасно ходить, гулять, но везде можно. То есть все вокруг ничье, все вокруг твое, ты можешь везде ходить.

А в Питере на тот момент какая была атмосфера?

– С одной стороны, 90-е годы – это бандиты, а с другой стороны, я везде гулял, никто за меня не трясся. Папаша меня уже в 15 лет ночью в ноябре на Ладогу отпускал за налимом одного с ночевкой. Меня там отрывало на льдинах. Короче, ужас творился, но как-то это все считалось нормальным. Сейчас вроде все спокойно, но везде заборы, никуда не пойдешь.

На окнах решетки.

– В общем, у меня детство ассоциируется со свободой.

Может быть, это потому, что мама с папой люди творческие, художники, а это определенное мировоззрение.

– Да, мировоззрение у них определенное.

Расскажите про маму с папой. В книге есть совсем немного про них.

– Мама с папой у меня пенсионеры. Папа из Волгоградской области, мама коренная ленинградка, бабушка – блокадница. Они художники, у меня и сестра художница. Как-то так.

То есть Вас вообще не строго воспитывали? Как наказывали, если вообще наказывали?

– Бывало, но маловато, конечно. Я давал больше поводов, чтобы меня наказывать. Кстати, посмотрел на заставку – вспомнил один новый клип, который на новую песню мы недавно снимали, как раз на Невском проспекте. Песня называется «Песня ангелов-хранителей».

Начнем с этого? (Запускает самолетик.)

– Да, в клипе мы пускали самолетики. Песня поется от лица ангелов-хранителей, до этого еще таких песен не было. (Звучит «Песня ангелов-хранителей».)
Жизнь людей состоит
из тернистых путей,
А мы – ангелы,
мы охраняем людей.
Нас отправили к ним
наши боги-отцы.
Мы – небесного войска
земные бойцы.
Нам задача дана
охранять, не мешать.
А ты попробуй везде
успевать-поспешать,
И сидеть на плече,
и глядеть молодцом,
Так что зря нас рисуют
с унылым лицом.
И всегда, когда трудный
кончается бой,
Люди путают нас
то с судьбой, то с собой.
И не знают,
победу купая в вине,
Сколько бед застревает
в усталом крыле.
Сквозь огонь пронеся
и по горло в воде,
Будем с каждым стоять мы
на Страшном суде:
«Эй, апостол Петро,
ну-ка дверь открывай!
Что там выпало нам:
то ли ад, то ли рай?».
И закончится суд,
и душа улетит...
А пока мы идем
по земному пути
Будто в связке одной.
И, крестясь каждый раз,
Люди вместе с собой
охраняют и нас.

Я тоже поучаствовала как могла. Игорь, насколько сложно уговаривать, убеждать людей, просто прохожих, которые шли по каким-то своим делам (может быть, они торопились), запускать самолетики или поплясать?

– Это не сложно. Сложно дальнобойщиков уговаривать сниматься в клипе, в смысле – пустить нас снимать к себе в кабину и вести километров 150 вместе с собой. И просить людей плясать посложнее, чем пускать самолетики.

Вы «Плясовую» снимали в Москве?

– Да, в Москве, и в Питере тоже чуть-чуть.

А где легче люди шли на контакт?

– Везде они идут довольно-таки легко на контакт, если особо ничего не надо делать. Самолет запустить? Почему бы и нет? Другое дело сплясать, там статистика примерно 1:5 или 1:10. Это очень хорошая статистика. Люди пляшут. Потом, очень много зависит от меня, от Лехи Ляхова – это он обычно подходил. Кстати, он молодец, не стесняется. То есть в миру он человек довольно избирательный в общении, даже, может, где-то закрытый, но что касается работы, он идет на контакт просто на раз. Я иной раз стесняюсь, а он запросто ставит свой фотоаппарат, идет по метро в вагон и снимает лица. Я думаю: «Сейчас ему по голове надают!». Нет. Если какое-то лицо понравилось, он камеру ставит: для дела надо. И все.

Мне кажется, Вас после этой песни Ваш ангел-хранитель будет как-то по-особенному охранять. С какой-то даже благодарностью к Вам.

– Я с ним стараюсь дружить, искренне считаю: очень сильная зависимость людей от ангелов-хранителей – им же виднее.

На самом деле, мы их редко замечаем и действительно путаем то с судьбой, то с собой. А были какие-то ситуации, когда Вы точно знали, что в его крыле застряло то, что Вам должно было прилететь?

– Сейчас мы говорили про Питер, и я упомянул про отрыв льдины. Я не знаю, был ли это ангел-хранитель, но внешне он был не очень похож. Внешне он был похож на экскаваторщика, такого здоровенного мужика. Как получилось? Я поехал в ноябре рыбалить. Лед намерз на Ладоге, встал за берег километра на полтора-два. Я поехал ловить налима, на ночь один, в 15 лет. Приехал, поставил палатку на льдине. Батя работал в художественно-оформительском комбинате, у них были аэропортовские флаги, и он мне выделил польский флаг, два на четыре. Я из него и из каких-то палок сделал себе палатку, поставил донки на налима и сижу ночью. Вдруг слышу шаги, вылезаю из палатки. Идет мужик, тянет за собой санки и спрашивает: «Можно я тоже рядом с тобой порыбалю?». Я ему без ума обрадовался, потому что стало страшновато на льдине, слышно было, как рядом волны ходят. Он расположился рядом, раскинулся, расставился и говорит: «Сходи на вокзал и посмотри расписание электрички, а то я, когда выходил, забыл». А я тоже не помнил. Я пошел. И вижу, что у берега идет трещина. Посмотрел расписание, иду обратно, а трещина увеличилась. Это знак, что отжимает помаленечку, еще ветерок дует с берега. Я к мужику подхожу и говорю: «Дядька, пора скирдоваться, потому что нас постепенно отрывает». Мы пошли сматывать донки. Кругом черная темнота, а лед то серый, то белый. Где снежку нападало, там белый, а где нет, там черный лед. Иду и вижу: впереди просто черный лед. Я практически дошел, и тут что-то заплямкало в ухе. Смотрю: это уже оторванный лед, то есть боковое поле уже ушло в сторону Валаама, понимаете?

Я быстренько прибегаю к дядьке, говорю: «Пора бежать». Поле с нашими донками уже уехало к Коневцу. Мы все быстро похватали, прибегаем, а льдина разошлась на метр-полтора. На ноябрьском льду это очень серьезное дело. Мы кое-как успели все перебросить, разбегаемся… А еще валенки с химзащитой, армейские ватные тулупы (90-е годы), то есть все неповоротливое.

Не сильно разбежишься.

– Это не синтепон. Мы кое-как перелетели, а потом на берегу стояли, смотрели. Наше поле развернулось и на глазах потрескалось, покрошилось в шубу и ушло. Мы стоим, а уже Ладога плещется там, где мы еще час назад сидели. И мужик говорит: «Знаешь, парень, я вообще не должен был оказаться на этой льдине. Я вышел на остановку раньше, на 44-м, но так получилось, что на платформу вышел, а санки из тамбура на веревке не успел выкатить за собой. Машинист захлопнул двери, и получилось, что я на перроне, а санки в тамбуре». Тогда он с внешней стороны схватился за подножку и проехал до следующей остановки.

То есть Вашему ангелу пришлось санки в поезде затормозить и двери раньше времени захлопнуть?

– Возможно… Вот такие дела. Хочется спеть песню про одного моего человека, который рановато ушел из жизни по причине употребления некоторых зелий. Песня называется «Кореш». (Звучит песня «Кореш».)
Кореш пиво с водкою мешал,
Всю жизнь гулял и веселился.
А вчера чего-то заплошал,
И вон душа –
совсем сбедился.
Новый фиолетовый пиджак,
Свеча в руке. Погасло пламя.
Я пришел к нему и говорю:
«Ну как же так?».
Молчит как камень.
Видно, где-то по проселкам
Смерть себе работу ищет
И шабашит по поселкам,
Жизнь заткнув за голенище.
Видно, проходила мимо
И его весенним утром
Убаюкала глумливо
Песней про крестовый хутор.
Не пришли ни жены,
ни зятья,
Ни снохи и ни даже дети.
Будут хоронить
его друзья, и я,
И всякие соседи.
Батюшка кадилом
окатил дымком
В лицо с большой сноровкой,
Чтобы никого не обматил он
Больше шуткой
своей ловкой.
Щас на согнутых коленцах
Понесем его мы строго
Вдаль на белых полотенцах:
Там, где скатертью дорога.
Кто-то стих
пропономарит,
И пойдут года кружиться.
Память медленно растает.
Памятник распорошится.
Закопал народ
в весенний снег его
И злобно подытожил:
«Эх, пропащий
был он человек –
Никчемно прожил.
Будут к бесам
только лишь, видать,
Открыты двери».
И давай сурово наливать,
А я не верю!
Кто ж над нами
песнь заводит
Разбитными голосами?
Кто ж тогда за небесами
Хороводы хороводит?
Ради хохмы, в телогрейке
Взяли в рай его, нахала,
Соловьям и канарейкам
Перья рвать на опахала…

Игорь, у Вас в песнях достаточно часто возникает тема смерти и звучит убежденность, что земной жизнью ничего не заканчивается, что есть жизнь вечная. Вы помните, как это понимание возникло в Вашем сознании? Это считается чем-то таким в общепринятом варианте: «Мы живем здесь и сейчас, а что там будет, никто не знает – и Гагарин в космос летал, а Бога не видал». Хотя Гагарин сам бы несколько иначе это сформулировал...

– А как бы он сформулировал?

Знаете, есть такой анекдот церковный.

– Но Бог его видал…

…и благословил. Еще недавно я видела (на память сейчас не процитирую), что Юрий Алексеевич сказал: «Знаете, кто Бога на земле не встретил, тот Его и в космосе не увидит». Я не знаю, говорил ли он это на самом деле, но то, что его мама была верующая, это совершенно точно, это исторический факт…

– Да и сам Гагарин от фашистов натерпелся, они были в оккупации.

Да. Так что, по-моему, мог и сказать, но точно не утверждаю. Так вот, про смерть говорить не принято. И «жизнь вечная» что-то такое эфемерное, а у Вас твердая убежденность в том, что там тоже все будет. Как это сформировалось?

– На самом деле, песни не только про смерть, не только такие.

Нет, что Вы, я не о том. Смерть у Вас – это двери в жизнь вечную, это абсолютно христианский взгляд. Это переход.

– Кстати, да. Я недавно думал… Сейчас вышел альбом «Дождь над Медведицей», он немного отличается от предыдущих, не тем, что лучше или хуже, а, скорее, там сквозит тема милосердия. То есть не вселенской скорби, а именно милосердия. Если брать такие песни, как «Бой», «Кореш», «Дождь над Медведицей», стих «Дед Агван», то есть то, что подытоживает сам альбом, то там прослеживается меньше подобного («железякой в голову дам», «вперед» и прочее), там милосердие.

Я анализировал, чем эти последние истории отличаются, и у меня такое есть. Мне понравилась эта мысль, я подумал, что, может быть, я нащупываю что-то или приближаюсь. на самом деле, к христианскому смирению. В миру я не очень к этому близок, но, может быть, хоть в песнях к этому подобрался, в темах. Этот момент имеет место. (Продолжение следует)

Записала:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс