Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение.Начало в №8 (857) 2016 – №3 (900) 2017
Диакон Павел Сержантов, кандидат философских наук, доцент кафедры систематического богословия и патрологии ПСТГУ, г. Москва: – Что сделал Господь? Он искупил. Но картина, которая древнему человеку была внятна, в Новое время, может быть, не так отчетлива, но все это оставалось: рабство-то остается – можно купить человека и можно продать человека, американцы это делали. В разных странах это было, и в Европе это было, и в России это было. А сейчас есть? Увы, и сейчас есть. Есть такое государство ИГИЛ – мы знаем, что там людьми торгуют: как вещь человек может быть продан, они захватывают пленников и дальше уже торгуют. К сожалению, это так, – рабство никуда не ушло, работорговля есть. Слава Богу, не повсеместное явление, но в наше время это тоже бывает. Человека захватили и за человека требуют деньги – террорист захватил людей и требует деньги. Это не работорговля, но согласитесь, это очень рядом. Люди – товар. «Вам нужны эти люди? Все, давайте, платите мне».
В этой терминологии: что сделал Христос? Он нас искупил – т.е. мы были кому-то проданы или продались. Бывает, что человек сам продается в рабство – допустим, долги какие-то у него и за долги он оказывается в рабстве. Люди были все проданы в рабство – и рабы, и свободные, вообще все. Но о каком рабстве христианство говорит? Греха. Главная-то проблема – грех. Человек есть раб греха. Раз он раб греха, значит он в этом рабстве и ему нужно выбираться. Как он может своими усилиями? Никак. А вот Христос его может от этого рабства избавить.
Некоторым людям очень не нравится понятие «раб Божий». Согласно святоотеческой традиции, есть альтернатива, только она совсем не подходящая – «раб греха». Вот выбирайте: либо человек раб Божий, либо человек раб греха. Только Господь – не жестокий поработитель, который отнимает у человека свободу, отнимает у человека все. Господь – это добрый властелин. Он раба Божия постепенно взращивает, и человек проходит ступени в своем духовном развитии, будучи рядом с Богом.
Раб Божий – а следующая ступень какая? Наемник… А следующая – сын, дочь. Раб – это тот, кто боится наказания за грех и воздерживается от греха, зная, что за это получит наказание. Наемник – тот, кто ожидает платы, награды, кто совершает добрые дела и воздерживается от греха рассчитывает, что Господь его вознаградит за это; это психология наемника. А психология сына и дочери – когда человек воздерживается от греха и совершает добрые дела по любви к Богу – не из каких-то соображений, что мне влетит или я получу какие-то блага, а из тех соображений, чтобы быть рядом с любимым Богом и ничем Его не опечалить.
Человек может быть либо рабом греха, либо рабом Божиим. И если он раб Божий перед ним целая лестница духовного восхождения к наемничеству и к сыновству.
«А существует ли обратная градация? Может быть раб, наемник или сын греха»? Нет, такого нет, конечно. Мы можем только с вами придумать. Понимаете, любовь человека к греху может быть многообразной, и она может быть такая, что человек грешит из страха перед кем-то. В преступном сообществе один говорит другому: «Ты пойдешь и убьешь этого человека». Тот говорит: «Я не буду этого делать» – «А тогда мы убьем тебя». И человек совершает преступление и грех просто из страха за свою жизнь. Человек может делать то же самое, когда ему скажут, что «ты получишь конвертик», это значит – за вознаграждение. Человек может убивать из любви к кровопролитию. (В аскетике православной, конечно, нет таких градаций, поэтому мы с вами можем их додумать, но я не готов указать вам ни одну церковную книгу, где бы это было расписано. Может и есть, я не знаю, я же не все прочел – нет такого человека, который все прочел).
Значит, искупление, тема рабства, когда кто-то кого-то поработил и держит в рабстве и другой человек этого раба может выкупить. Человек, совершая грех, становится рабом греха, и такого человека Господь может из этого рабства искупить, т.е. освободить. Этот образ, искупление мы находим уже в апостольских посланиях – в Новом Завете уже. Он совершенно естественный и многое объясняет, что для нас сделал Христос. Это рабство все-таки люди чувствуют, и то, что Христос освобождает – тоже чувствуют. Он действительно освобождает. Становясь христианином, человек становится внутренне свободным – это люди чувствуют.
Но смотрите, как было в истории. А было очень интересно. Понятие «искупление» легло на благоприятную почву: Римская империя – это большая культура, многое осталось до наших дней. И, в частности, что осталось? Что характерно для этой культуры? Юридическое жизнепонимание, юридизм такой. Понятие «искупление» имеет юридическую окрашенность? Товарно-денежные отношения – кто-то был в рабстве, кого-то выкупили из рабства. Есть юридическая окрашенность? Конечно. Поэтому со временем представление о том, что сделал для нас Христос, стало развиваться в этом русле римского юридизма. Очень он характерен для западного христианства, для Католической Церкви – на занятиях по сравнительному богословию вы можете в этом много раз убеждаться. (Продолжение следует)
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.