Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Какими средствами и способами можно показать ребенку свое отношение к его поступку, неприятие его поступка?
– Я часто стараюсь пример Паисия Святогорца приводить. Он вспоминает свое детство (а он был из многодетной семьи, у его родителей было 13 детей). Когда они в детстве начинали шалить и этим огорчали маму, она не делала им замечаний, не кричала на них, а просто начинала читать вслух Иисусову молитву, но с такой скорбью в голосе! И когда они это слышали, видели, что мама с ними не разговаривает, им не отвечает, а начинает читать вслух Иисусову молитву, они чувствовали, что, наверное, очень сильно огорчили маму, раз она им не отвечает, а только молится, и сразу притихали. Но надо отдать должное, и преподобный Паисий на это обращает внимание, что дети того времени и дети нынешнего поколения – это небо и земля. Это было бы чудо, подарок Божий, если бы в какой-то семье дети, услышав, как вы в огорчении читаете молитву Иисусову, сразу бы притихли. Это была бы просто радость. Порой не сразу ребенок может даже это воспринять, но это зависит от того, насколько проблема запущена.
Вопрос телезрительницы из Вологодской области: «Моя хорошая знакомая не хочет ходить в храм на Исповедь, считает, что батюшка к ней «охладел, не уделяет столько внимания, как раньше», и она обижается. Что ей посоветовать и как ей помочь, ведь такая ситуация не только у нее?».
– Надо учитывать, что духовничество – одно из важнейших служений, отношения духовного отца с духовными чадами требуют огромной мудрости, самоотвержения, рассудительности как со стороны пастыря-духовника, так и со стороны духовных чад. Порой не все, особенно начинающие христиане, знают эти нюансы, а духи злобы поднебесной, наши извечные враги, очень хорошо знают важность духовного руководства. Поэтому круглосуточно работает целая «фабрика грез», невидимая для нас, по созданию различных подозрений, фантазий с целью сеять между людьми рознь, неприязнь, подозрительность, зависть, обидчивость и так далее. И особенно эта «фабрика грез» работает на то, чтобы отделить пастыря от прихожан или духовника от его духовных чад.
Поэтому достаточно часто бывает, когда какая-нибудь женщина-христианка с огорчением смотрит, как батюшка исповедует других, и говорит: «Ужас какой! Он вот с той прихожанкой говорит уже 8 минут 20 секунд, а со мной всего лишь две минуты. Кошмар! Батюшка смотрит на нее как-то доброжелательно и с любовью, а на меня холодно, отстраненно. Я ему что-то говорю, а он зевает, представляете?». То есть она даже представить не может, что, может быть, батюшка просто устал. Не потому, что ему не интересна и не важна ваша душа, ваши заботы и проблемы, он просто устал как человек.
И вот такая мнительность, излишняя требовательность, подозрительность формируют у некоторых духовных чад, особенно у начинающих, отношение к духовнику как к своей собственности: «Наш батюшка! Какое он имеет право разговаривать с другими, а не с нами?». Или: «Почему он нам о своей жизни ничего не рассказывает?». А правильно делает, что не рассказывает: любой здравомыслящий священник несет свой пастырский крест, и тяжесть этого креста такова, что внимательные духовные чада и прихожане не нуждаются в том, чтобы батюшка об этом рассказывал, чтобы он жаловался при каждой встрече. Внимательно присмотревшись, вы сами почувствуете, что батюшка устал, что у него проблемы, какие-то скорби, нужно, чтобы вы помолились о нем, не требуя от него объяснений.
Поэтому я могу вам посоветовать рекомендовать вашей подруге почитать книгу архимандрита Рафаила (Карелина), изданную в 2004 году, она называется «В поисках истины». Там есть очень хорошая статья «Слишком усердная прихожанка», где описываются эти и подобные им искушения, которые враг всевает в души прихожан (и наипаче прихожанок), чтобы возвести стену недопонимания между ними и духовным отцом. Книга издана в 2004 году в Саратовской епархии по благословению Владыки Лонгина, ныне митрополита. Возможно, она переиздавалась, вы эту книгу можете найти.
Возможно ли научиться в полной мере рассудительности без духовного руководства?
– Ни в коем случае. Всем христианским добродетелям можно научиться, наипаче видя добрый пример. В первую очередь, это молитва – без молитвы к Богу, Источнику жизни, никакое добро невозможно созидать в своей душе. Вообще, Сам Господь сказал: «Без Меня не можете творити ничесоже». Но и Сам Спаситель, посылая Своих учеников-апостолов на проповедь, сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня». То есть Господь Свою учительную власть делегировал Своим апостолам и, естественно, их преемникам – епископам, священникам. Поэтому без духовного руководства научиться духовной жизни, каким-то добродетелям очень и очень сложно. Есть редкие исключения в истории Церкви, подтверждающие правило, что без духовного руководства сложно чему-то научиться. Поэтому надо молить Бога, чтобы Господь даровал рассудительного духовника, именно даровал. И тому, кто хорошо просит, Господь даст.
Следует ли поощрять каждую просьбу своего ребенка и хороша ли безотказность в воспитании детей?
– Если ребенок, допустим, говорит: «Пап, я хочу во что бы то ни стало в это воскресенье пойти на богослужение», то стоит поощрять такую просьбу. Если он говорит, что ему исполнилось уже 9 или 10 лет и он хочет соблюдать многодневный Великий пост, то не стоит отказывать, но сказать: «Сынок, ты еще учишься в школе, но хотя бы первую седмицу попостишься, а дальше посмотрим по силам, потому что у тебя растущий организм. Но давай стараться хотя бы среду и пятницу неукоснительно соблюдать, чтобы ты запомнил, что среда и пятница – это особые дни». Или дети говорят: «Мы сейчас поедем в лавру, там есть нуждающиеся люди. Можно мы купим что-нибудь, какие-нибудь пирожки, и сами раздадим милостыню?»… В благих просьбах, если дети такое просят, отказывать не надо.
А если дети просят купить новый планшет – «у соседа по парте новый», или просятся пойти в игровой зал, где в компьютеры играют, то родители должны серьезно подумать, стоит ли им такое разрешать, ведь они несут за них ответственность перед Богом. То есть просьбы просьбам рознь, и, соответственно, безотказность безотказности рознь. Если на что-то доброе – пожалуйста, благословение есть, а на худое – нет.
Как правильно запрещать детям?
– В первую очередь – собственный пример. Мы неоднократно этого касались в нашей передаче. Отец, который сам курит и пьет, как может запрещать пить и курить своему сыну-подростку? Вроде бы он имеет право это делать по факту, ведь он отец, но в то же время как он может запретить, если сам показывает пример противоположного? Если он сквернословит, причем дома (а сейчас, к сожалению, во многих семьях это уже не ругань, а просто формат беседы), то как можно запрещать детям это делать? Любое воспитание надо начинать с самих себя: только добрым примером. Конечно, это тяжело, но это надо делать.
Как правильно поощрять ребенка, чтобы не избаловать его? И как правильно ребенка наказывать?
– По поводу наказания хотелось бы сказать так, как говорят мудрые люди. Преподобный Паисий Святогорец вообще говорит, что в любом деле необходимо некоторое «пождание», то есть не нужно никогда торопиться. И святитель Иоанн Златоуст говорит, что воспитание детей – это самая тяжелая из всех земных наук. В этой тяжелейшей науке тоже надо понимать, что в порыве гнева, эмоций, даже если мы видим, что ребенок сделал какой-то поступок, который нас выводит из себя, любое сказанное слово может очень больно ранить ребенка, пусть даже это слово справедливое, как бы уместное, а тем более рукоприкладство. Пока он маленький и безответный, слова, сказанные в гневе, его ранят, подавляют, поэтому всегда лучше взять некий тайм-аут, постараться во что бы то ни стало сдержать себя, выдержать хоть какую-то паузу, когда утихомирятся чувства, немного начнет работать ум, не омраченный страстью, желанием рубить сплеча. Выдержка поможет не сделать опрометчивой ошибки, потому что любое холодное, оскорбительное родительское слово может так ранить ребенка, что он его надолго запомнит. Может быть, потом все это сгладится, но эта рана, что когда-то отец или мать его так назвали, останется надолго. Поэтому самое главное: никогда не спешить наказывать. Это должно быть золотым правилом.
И золотое правило, если мы хотим к чему-то поощрять, о котором говорят все мудрые люди (преподобный Паисий Святогорец, Порфирий Кавсокаливит, святитель Николай Сербский – все духовно опытные люди), чтобы родители никогда, ни при каких ситуациях друг с другом не ссорились, не ругались при детях. Ссориться родителям при детях смерти подобно.
Если в семье наступило охлаждение любви, как сделать так, чтобы любовь вновь воцарилась в семье?
– Если мы вспомним определение любви, которое дал святой апостол Павел, что любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится и никогда не перестает, то по определению понятно, что настоящая любовь не может охладеть. Могут охладеть чувства, эмоции, влюбленность или какая-то эгоистичная привязанность к кому-то, а подлинная любовь охладеть не может. Мы говорим слово «любовь», но не все вкладывают правильный смысл в это слово. Настоящая любовь не охладеет. Может охладеть родительская привязанность к детям в силу того, что родители бьются-бьются, а ребенок не оправдывает их надежд, порой эгоистичных, и они как бы внутренне от него закрываются, их сердце становится холодным, они от него отстраняются завесой равнодушия: «Живи как хочешь». Если о таком идет речь, то ясно, что это уже очень запущенная ситуация, тут только опытный, хороший духовник может помочь таким родителям, но при условии, что они будут к нему обращаться и сами будут молиться и исправлять себя. Тогда можно это охладевшее чувство вновь разогреть и восстановить мостик между родителями и детьми.
Спасибо Вам за беседу, благословите наших телезрителей.
– Дорогие друзья, да хранит вас Господь на все доброе и в новом 2017 году. Позвольте поздравить в прямом эфире нашей передачи одного замечательного пастыря – протоиерея Вадима Леонова, преподавателя в Сретенской семинарии Свято-Тихоновского университета, кандидата богословия, автора многих интересных, глубоких богословских статей и просто очень хорошего и искреннего человека. Хотелось бы пожелать ему многая и благая лета и неоскудевающей помощи Божией в пастырском служении, в преподавании и душепопечении.
Записала:
Елена Кузоро
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.