Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №1 (898) → Протоиерей Артемий Владимиров: Бог бесконечно милосерд к тем, кто приходит к покаянию

Протоиерей Артемий Владимиров: Бог бесконечно милосерд к тем, кто приходит к покаянию

№1 (898) / 2 января ‘17

Духовные размышления

Продолжение. Начало в №44 (893) – №48 (897)

Дорогие друзья, у каждого из нас свой жизненный опыт. Накапливается он по крупицам чрез общение друг с другом, встречи с незнакомыми людьми, которые вступают с нами в дружеские, деловые отношения. И не все эти встречи оборачиваются благом для современного человека. «Всяк человек ложь есть», – утверждает Священное Писание, свидетельствуя , что в сердцах людских добро и зло перемешаны. Да и понятно почему: мы – существа, падшие в Адаме, и лукавый отец лжи воздействует на нас, пытается заразить нас собственными страстями и преуспевает, если человек не ищет в своей жизни Христа, Того, Кто есть путь, истина и жизнь.

Конечно, крещеным людям гораздо легче бороться со злом – благодать Святого Духа таинственно мерцает в их сердцах, как искра Божия. И если мы напрягаем наши силы, стараемся, трудимся, боремся с дурными привычками, Господь через Мать Церковь и ее таинства дивно помогает всякому подвижнику, желая ученику Христову совершенно освободиться от отвратительных ветхих темных одежд греха и страстей и облечься в новую, лучшую одежду Христовых добродетелей смирения, кротости, мира, терпения, целомудрия, радости, мудрости и любви.

И все-таки, как ни ясен нам путь ко спасению, нет человека, который и на дню семь раз не преткнулся бы. Заметим, что грех очень часто рядится в одежды добродетели, почему и называется соблазн соблазном: лукавый обольщает нас, как это бывает с маленькими детьми, которые тянутся ко всему яркому, блестящему, но иногда не могут распознать яда, завернутого, так сказать, в блестящую оболочку. Вот почему, идя по жизни, мы все собираем в душу какую-то горечь, часто нас сопровождает ощущение разочарования, или испуга, или страха, особенно неприязни, когда мы обмануты в лучших наших намерениях или сами оказываемся не на высоте. Но чем больше кто отклоняется от нравственного пути правды и любви, тем больше собирает в душе горечи, чувства прогорклого разочарования, тяжести, нечистоты, боли, от которой и страдает человек. До тех пор будет маяться и мучиться, пока совершенно не извергнет вон эту ветхую, лукавую закваску, через таинства Покаяния, Причащения Святых Таин не очистится, не освятится, не поменяет рубища греха на светлые одежды добродетели.

Сегодня мы с вами вновь обращаемся к акафисту Господу Иисусу Христу и находим там такие утешительные для всякого кающегося человека слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте». Помните, мы говорили о горечи греха? Действительно, в Священном Писании даже худая мысль называется вещью горькой. А каково на вкус осуждение, злословие? Умолчу о сквернословии, матерной брани – это невообразимая отрава, которая делает душу зловонной, наполняет ее смрадом. И как подчас нелегко христианину избавиться от власти худых мыслей и образов, очиститься от окалины греха и перестать чувствовать на зубах оскомину, горечь, источником которой является всякий грех против любви и правды Божией.

«Иисусе Премилостивый», – обращаемся мы к Спасителю, Который всякий раз встречает нас на Исповеди, простирая нам Свои отеческие длани, отеческие объятия. Бог уврачует нас столько раз, сколько мы будем прибегать к таинству Покаяния при искреннем намерении исправляться с Божией помощью и не возвращаться к исповеданным грехам. Бог бесконечно милосерд и терпелив к тем, кто не оправдывает себя, но приходит к покаянию как бы первый и последний раз одновременно. Он, Создатель, хорошо знает нашу немощь, он неистощим в Своей Божественной любви, которая и изливается на нас в таинствах Церкви. И, может быть, больше всего об этой любви опытно знают священники, иереи или пресвитеры.

Слово «пресвитер» – греческое по происхождению, первое его значение – старец, человек, умудренный годами жизни, стяжавший духовную мудрость. Слово это взято из Нового Завета и означает пастырей, которых двенадцать апостолов рукополагали, поставляли на служение в Древних христианских Церквах. Но и сегодня всякого батюшку, городского или сельского, мы можем именовать пресвитером, священником. И главное дело пресвитеров – предстояние Господу Богу у Его престола в святом алтаре, участие в совершении Божественной литургии, суть которой – принесение Бескровной Жертвы, освящение силою Святого Духа хлеба и вина, претворяемых десницей Божией в Пречистые Тело и Кровь Господа Иисуса.

Пресвитер – это такое облагодатствованное лицо, которое единственное имеет власть и полномочия выносить из алтаря Святую Чашу, исполненную величайшей святыни – Тела и Крови Господа под образом хлеба и вина. И всякий раз, когда христиане, принеся глубокое, искреннее покаяние, причащаются Святых Христовых Таин, им становится понятно, о чем же сказано в акафисте Иисусу Сладчайшему: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…». Не одних пресвитеров, но всех христиан Господь собирает, как наседка птенцов под крыльями своими. Собирает нас Господь в Божьем храме и, врачуя нас от горечи греховной, приобщает этой духовной сладости Небесного Своего хлеба, дарует нам благодать вкушать Его Тело и Кровь во оставление всех наших грехов, во исцеление души и тела.

И когда мы раскроем молитвы, обыкновенно читаемые пресвитерами перед литургисанием, совершением Божественной литургии, мы найдем в них такие вдохновенные слова. Вот как пишет о Святом Причащении святитель Амвросий Медиоланский: «Иисусе Сладчайший, хлебом Небесным уврачуй горечь уст и сердца моего, ороси меня росою милости Твоей, да, приобщаясь Святых Твоих Таин, сердце мое вкушает блаженство о имени Твоем и забудет вся красное мира, совершенно отвратится от земных соблазнов и прельщений и найдет полноту успокоения и блаженства в единении с Тобою». Вот почему священники, которые часто литургисают, самой природой своего служения призываются всегда ходить в радостном, благодарственном, светлом расположении ума и сердца. Напитанные Пречистыми Таинами, они призваны быть раздаятелями духовных даров.

Но недалеко от них находятся и благочестивые христиане, которые, участвуя в Божественной литургии, становясь сотелесниками Господа, через покаяние и причащение вступают в теснейшее общение с Богом во плоти. Божество, пронизывая, осяивая христианина, делает его ум спокойным, безвидным, безмечтательным, ясным, сердце освобождает от всякой тревоги, страхов, опасений, неприязни. Напротив, делает его сосудом, в котором обитают мир, любовь, сострадание, милость, радость бытия. Вот, оказывается, почему в акафисте помещены такие замечательные слова: «Иисусе Премилостивый, пресвитеров сладосте…».

Господь Иисус Христос, Хлеб, сшедший с Небес, становится источником подлинного вдохновения, радости и блаженства для всякого искренне верующего в Него ученика. И чем дальше крещеная душа отдаляется от Святой Чаши, чем больше мечтаний о суетном, дольнем, преходящем наполняет душу христианина, тем больше горечи и разочарования обретает он на путях своих. «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас», – говорит Господь, добавляя: «Вкусите и видите, яко благ Господь».

И священники без устали будут звать крещеный православный народ, оставив позади себя все внешние и чувственные пристрастия, будут призывать входить во дворы Господни, где, принеся Господу всеусердное покаяние, очистившись от всякой скверны плоти и духа, мы призываемся на великий пир веры. И, вкушая Пречистые Тело и Кровь Спасителя под образом хлеба и вина, будем, как говорит преподобный Серафим Саровский, становиться все светлее, мягче, чище, покуда наши души не засияют, как маленькие солнышки, просвещая и плоть благодатью Святого Духа. Радостная перспектива, не правда ли? Однако нужно преодолеть много соблазнов, приложить много усилий, чтобы не просто приобщаться Святых Христовых Таин, но и хранить полученный дар, умножая его деятельным служением людям. (Продолжение следует)

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№7 (760) / 17 февраля ‘14

Духовные размышления

Животворящий Крест Господень, знамение победы

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Духовные размышления

Бог кающегося не презрит

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс