Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (751) → Бог кающегося не презрит

Бог кающегося не презрит

№46 (751) / 9 декабря ‘13

Духовные размышления

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе (г. Москва).

– Совсем недавно мы начали с вами размышлять о вечернем молитвенном правиле, стараясь каждую новую молитву неспешно разбирать и размышлять над их смыслом, а уже совсем немного осталось. Мы с вами совершили, с Божией помощью, большое путешествие, и очень хочется надеяться, что и в сердцах моих собеседников остались драгоценные семена духовного разумения, которые, может быть, незаметно для нашего собственного взора принесут благодатный плод.

Сегодня мы обращаемся к заключительной молитве вечернего правила, которую христианин произносит, указывая рукой на одр, на постель, и вопрошает Создателя: «Ужели одр сей гроб мне будет?».

Итак, о чем пойдет у нас речь сегодня? «Знаю, Господи, что прогневляю Тебя и Пречистую Твою Матерь и все Небесные Силы и святого ангела-хранителя моего». Над этими словами мы сегодня крепко призадумаемся, потому что, безусловно, нет ничего страшнее, нет большего несчастья, чем прогневать милостивого Господа, Бога нашего, имя Которому – Любовь, Который пришел в этот мир грешный спасти нас, дабы мы пришли в разум истинный.

Что же подвигает премилосердного Создателя нашего на гнев? Об этом говорят святые отцы и учителя благочестия. Бог – не человек, чтобы обуреваться Ему гневом в обычном для нас смысле. Но если разумное Божие создание упорно пренебрегает дарованным свыше нравственным законом, если человек закрывает рукой глаза и отрицает бытие своего Создателя, если, нарушив заповедь, христианин не кается тотчас, как это нужно сделать, но медлит, коснеет во грехе, вот тогда Бог отходит Своей благодатью от Своего ученика. И сердце негодного христианина погружается во тьму собственных его страстей. Об этом-то и говорит нам вечерняя молитва.

Всегда жалуется на самого себя молящийся вечером Христов ученик: «Тебя, Господа и Бога моего, всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и все Небесные Силы,и святого Ангела хранителя моего». Чем именно прогневляю? Тем, что мы не следим, как должно, за самими собой, тем, что, согрешив вольно или невольно, даже не замечаем нашего скольжения вниз, по наклонной плоскости, машем рукою на собственное спасение, самих себя обольщая и, что еще хуже, – оправдывая. Самооправдание, то есть извинение самого себя, погубило многих. В раю нет ни единого, кто изобретал бы извинения собственным грехам, а покаяние спасло всех, кто, мужественно обличая сам себя, раскрывал сердце пред взором Верховного Судии, прося милости и прощения – не потому ли мудрый наш русский народ испокон века составил пословицу: «Повинную голову меч не сечет»…

«Тебя, Господа, Бога моего, всегда прогневляю», – это относится прежде всего к тем людям, которые не желают всматриваться в собственное сердце, не помнят о велениях совести, заглушают в себе голос Божий, живут бездумно, беспечно, легкомысленно и иногда даже уповают, то есть возлагают надежду, на милосердие Божие, но при этом вовсе не думают исправляться, не хотят палец о палец ударить, чтобы избавиться от грехов прелюбодеяния, супружеской неверности, от страшных нажитых в течение дурно проведенной молодости страстей винопития, курения, от гордости, которая более всего помрачает человеческий разум. Умолчим о злобе, гневливости, лишающей нас и человеческого, и Божия образа. Говорят, что Матерь Божия, Премилосердная Царица Неба и Земли, отвращается от тех, кто оскверняет уста нечистой так называемой, матерной бранью. Не презирая ни одного грешника, который бы взывал о пощаде, о прощении, Царица Небесная с негодованием отвращает Свой Лик от сквернословов, которые не дают труда себе подумать, что они поносят и злословят самое святое, что есть в нашей человеческой жизни, ругаясь против собственной родительницы, оскверняя похабными словами тайну рождения человека на свет Божий, воюя, таким образом, супротив Самого Создателя, который дарует нам жизнь вовсе не для умножения этих мерзких слов, являющихся причиной землетрясений, тайфунов, наводнений и прочих стихийных бедствий…

Вот почему прошения, о которых мы говорим, так близки нам. Они воистину обличают современное человечество, забывшее и ум, и совесть, и купающееся произвольно в грязи, и вступающее в союз с диаволом, который хохочет и глумится над несчастным человеческим родом, обрекающим себя на вечные муки. На вечернем правиле, исповедуя свое недостоинство перед Лицом Всесвятого Бога, мы тотчас испытываем стремление отвратиться от нечистоты и грязи, обратиться от худшего к лучшему, изменить нашу жизнь, дабы жить чисто, честно, благородно и, таким образом, не страшиться праведного Суда Божия. И, покаявшись во всех своих грехах, прославлять всесвятое имя нашего Создателя, приносить Ему хвалу и благодарность за каждый проживаемый нами миг, день ото дня умножая дела милости и любви, таким образом, вступая в подлинное родство и союз с нашим Искупителем, так, чтобы земная жизнь была не первым кругом ада, а преддверием рая.

Вот почему Церковь Христова проповедует всепрощение Божие к тем, кто и согрешив, нечаянно, невольно, под воздействием обстоятельств, обольщенный собственной гордыней или развращенный дурным примером, едва лишь только восчувствует, что милость Божия отошла от него, как блудный сын, решительно разворачивается лицом в сторону Небесного Отечества и, преодолевая все препятствия, припадает к стопам милосердного Небесного Отца в твердой надежде, что Бог кающегося не презрит, но обнимет, очистит, освятит и вдохнет в него силу более не возвращаться к исповеданным грехам.

Вечерние молитвы проливают сладость и утешение в наши души. Действительно, хотя бы несколько минут постоять пред невидимым Господом Богом и обратиться к Нему, как сын обращается к отцу, – это одно из самых великих дарований, утешений и радостей, которые только уготованы нам Всевышним.

Будем теперь переходить с вами от слов к делу – не только будем внимать словам священника, но и на собственном опыте обретем превосходящую разумение любовь Господа Бога, которая изливается на всякого Его ученика, умеющего каяться, молиться, с сыновним дерзновением призывать имя Божие.

Полная версия беседы


Смотрите программу «Духовные размышления» протоиерея Артемия Владимирова на телеканале «Союз»: понедельник 18.30, вторник 12.45, суббота 23.45. Время Екатеринбурга (+ 2 часа к московскому)

 
Архипастырь

Епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков: Север не терпит фальши

Ведущий Денис Береснев

Продолжение. Начало в № 44-45 Проект «Русская Арктика» – А по каким признакам Вы поняли, что морской поход прошел успешно, что все удалось? – Что значит – по каким признакам?– Что изменилось? – По каким признакам можно понять, благочестиво человек живет или нет? Господь призирает на его молитву, на его труды. С Божией помощью мы все это совершили, преодолели все трудности. Трудным было прохождение через ледовые поля.

 
Монастыри России

Нерукотворный образ русской Палестины

Окончание. Начало в № 44-45 «Этой обители – оплоту Российской империи, чудотворной иконе, здесь явленной, и людям, которые не пожалели жизни своей ради веры Православной, посвящается…» Игумен Феофилакт (Безукладников), наместник Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс