Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №46 (895)
Мы продолжаем говорить о подростковом периоде, об общении подростков с родителями. Мы уже затронули тему, как нужно правильно выстраивать общение: Вы дали ориентиры нашим зрителям. А что делать, если общения нет? Что делать, если не просто какие-то методы не подходят, а в принципе общения между родителями и детьми не существует? Почему это происходит?
– Действительно, такое бывает, и причины, чтобы ребенок замкнулся и перестал общаться с родителями, как правило, традиционные.
Первая причина – это в принципе малообщительный ребенок, с низким уровнем коммуникации, которому очень нравится быть наедине с собой. Когда наступает сложный подростковый период и ребенок пытается себя изучить, понять, что теперь ему интересно и как он будет себя дальше по жизни вести, то он может замкнуться. Для такого поведения есть очень важное обстоятельство: это то, что родители нечего не делали, чтобы ребенок вел себя иначе.
Малообщительный ребенок – это, как правило, не стимулируемый взрослыми для общения и решения каких-то вопросы; он разочарован, что это ему не предоставлено в жизни. Так он постепенно все более и более отходит от непосредственного общения. Поэтому к подростковому возрасту замыкание ребенка связано с тем, что он не видит дополнительных возможностей в общении.
Вторая причина – это когда с ребенком что-то произошло и он замкнулся из-за проблемы со сверстниками, при этом возникло условие никому об этом не говорить. Ребенок с этой проблемой живет и замыкается, не зная, как сказать родителям, что его беспокоит.
Третий момент – это когда ребенок замкнулся из-за родителя. Например, тот поступил с ребенком в какой-то ситуации так, что потерял его доверие, перестал быть для него авторитетным взрослым. Здесь целый комплекс причин, почему именно такая дана оценка ситуации, но результат один: ребенок замкнулся, и теперь важная задача – помочь ему раскрыться и поговорить с ним, что его беспокоит.
Вы сказали о причинах замкнутости ребенка – чтобы начать действовать, правильно себя вести и решить эту проблему, необходимо понимать, в чем причина. Давайте поговорим о правилах поведения, как действовать в различных вариантах.
– Если мы возьмем вариант, что ребенок замкнулся, будучи в принципе малообщительный, то в любом случае потребность в общении у подростка есть. Он общается, но немного иначе, например, виртуально. Тогда мы и родителя подключаем в это виртуальное общение: через sms-сообщения, электронную почту и т.д. То есть надо попробовать наладить общение и поговорить, что ребенку интересно, значимо, обязательно объясняя ребенку, что даже если ему не очень хочется общаться, родителю это важно. Можно сказать: «Сделай это, пожалуйста, для меня, чтобы мне было понятнее, спокойнее».
Если замкнутость ребенка вызвана какой-то проблемой со сверстниками, можно сказать ему примерно следующее: «Может, у тебя что-то произошло с друзьями? Ты знаешь, у многих бывают такие проблемы, и не только с одноклассниками, но и с ребятами со двора или с незнакомыми людьми». Можно начать разговор с собственного примера: допустим, родитель вспомнит, что в его опыте жизни была какая-то проблемная ситуация со сверстниками и он поступил так-то. Может быть, в этом примере ребенок найдет что-то схожее со своей ситуацией, подключится к разговору и расскажет родителям, что конкретно у него произошло.
Если причина в том, что у подростка какие-то договоренности не рассказывать свою ситуацию родителям, то надо в этом ребенка поддержать и сказать: «Если ты не должен мне об этом говорить, наверное, это правильно, но когда эти условия или ограничения будут сняты, ты все-таки расскажи мне об этой ситуации. Мне очень интересно, что же такое нельзя мне знать». И, ссылаясь на собственный пример и опыт, можно что-то порекомендовать, использовав, например, виртуальный процесс и прислав ребенку небольшую заметку или комментарий с моделью решения подобных проблем.
Мы знаем, что очень часто проблемы, особенно сложные, решаются не путем какого-то мысленного их пересмотра, рассматривания с разных сторон, а с их проговаривания. Стоит только начать говорить о проблеме, тут же за счет нашего более объективного и разностороннего представления происходит понимание и озарение, как ее решить. При проговаривании ситуации даже не важно, кому ее рассказывать. Мама может сказать: «Дочка, я понимаю, что, может быть, в каких-то вопросах я не могу тебе что-то посоветовать, но иногда важно просто проговорить ситуацию, которая тебя волнует, чтобы ты сама приняла решение и поняла, как тут поступить. Я не буду советовать, просто буду человеком, который составит тебе в этом компанию, чтобы ты проговорила не сама с собой (это не очень эффективно и полезно), а при мне, а я послежу за тобой, кивну тебе головой».
Юлия Александровна, Вы дали совет, что необходимо с кем-то разговаривать, проговаривать проблему – и решение зачастую может вдруг прийти неожиданно. Я могу сказать, что общаясь со своими друзьями, знакомыми, когда мы говорим о каких-то волнующих нас вещах, проговаривая проблему человеку (не важно, даст он совет или нет: может, он вообще не ориентируется в теме, о которой я ему говорю), то вдруг происходит понимание того, как нужно дальше действовать. Хочу акцентировать внимание на том, что это действительно очень помогает.
– Спасибо за поддержку, это важно. Иногда телезрители считают, что то, о чем я говорю, мало помогает, поскольку говорится это на основе многих обобщенных ситуаций, а в каких-то конкретных случаях может не пригодиться. А когда есть примеры опыта, то, я думаю, телезрители будут больше доверять и, соответственно, использовать его.
В завершение разговора о закрытости подростка скажу о последнем и самом сложном моменте: это когда ребенок закрылся из-за поведения родителя. Стоит разобраться, что же такого сделал родитель, что привело подростка к желанию и намерению отгородиться, не общаться и, может быть, даже воспринимать родителя как человека, который ведет ошибочный образ жизни и не может быть ни добрым примером, ни образцом.
Родителю можно обратиться к психологу и рассказать, что произошло. Может быть, родитель совершил какую-то ошибку на глазах ребенка и не знает, как теперь поступить, как реабилитироваться. Иногда бывает, что извинения родителя вполне достаточно. Можно попросить прощения, когда в какой-то ситуации родитель действительно поступил неправильно. Может быть, с течением времени ребенок примет это извинение и наладит отношения со взрослым.
Если все-таки этого не получается, то важно поделиться с ребенком своими переживаниями и сказать: «Я очень переживаю за то, что у нас сейчас не получается общаться. Та ситуация оказала очень сильное влияние на то, что мы перестали с тобой общаться. Давай еще раз все обсудим, и ты выскажешь свое мнение. Я готов(готова) выслушать твою критику, оценку и обсудить ситуацию еще раз». Так можно сказать, поняв, что ребенок готов оценить и вас тоже. У него есть уже определенное представление о жизни и опыт, и сейчас в его глазах вы выглядите человеком, который его разочаровал. Попытайтесь выйти на его видение ситуации и понять, как ее исправить. Можно спросить: «Что мне нужно сделать, чтобы ты изменил свое отношение ко мне или к нашей семье?» Такие диалоги, попытка понять ребенка, выстроить общение и дальнейшее взаимодействие в соответствии с его ожиданиями позволит наладить взаимный контакт. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Людмила Моисеева
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.