Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №47 (896) → Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 36

Протоиерей Алексий Ладыгин: Псалтирь всегда являлась утешением. Псалом 36

№47 (896) / 20 декабря ‘16

Читаем Псалтирь

Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №46 (895)

Продолжаем разговор о Псалтири. Рассмотрим 36-й псалом.

– 36-й псалом очень обширный, красивый, назидательный и, самое главное, жизненный: очень многие задаются вопросом – почему те, кто не ходит в храм, не соблюдает заповеди Божии, благоденствуют здесь, на земле, а те, которые рядом с Господом, исполняют заповеди Божии, не имеют возможности жить широко и иметь столько же благ и удовольствий? Псалом отвечает на все эти вопросы и недоумения словами святого псалмопевца Давида.

Святые отцы говорят, что мы не должны заботиться о земном, а должны заботиться о вечном. Хотя и в земной жизни мы видим, как все изменяется у людей, и никто, конечно, не может заглянуть в душу и сердце человека – чем они исполнены, какими переживаниями, какой молитвой, а, может быть, даже сильным и очень горячим покаянием.

«Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут». Удивительными словами начинается 36-й псалом: не ревнуй лукавнующым, то есть не подражай тем людям, которые живут неправедно – и не нужно завидовать тем, кто творит беззаконие. Все это временно, и они приобщаются к временности. Как трава скоро высыхает и различные злачные растения, так и жизнь человека неправедного может быстро расцвести, но так же быстро и увянуть. Увядание происходит буквально на глазах… Мы очень часто встречаем таких людей. Например, один человек, будучи богатым, был неверующим, а когда стал не бедным, но простым среднестатистическим человеком, сказал: «Я однажды был богатым, больше не хочу – это тоже приносит массу разочарований, всякого рода заботы и досаждения, без которых можно совершенно мирно, тихо и спокойно жить». А другой человек говорит, что не нужно столько богатства, потому что, имея в доме 20 телевизоров, одновременно смотреть их не будешь, и 20 шуб не наденешь, а сохранить их очень тяжело (мне одна женщина сказала: «Столько шуб имею, что мне приходится хранить их в специальных морозильных камерах, и хранение обходится дороже, чем сами шубы»). Поэтому все относительно. И не нужно смотреть на человека богатого, и особенно беззаконного, который неправедным трудом добывает себе состояние.

«Уповай на Господа и твори благостыню, и насели землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего». Очень хорошие слова псалмопевца Давида обращены к тем, кто не имеет богатства. Он говорит: «Твое богатство вечное. Уповай на это вечное богатство, потому что жизнь очень коротка, она очень быстро проходит. А богатство вечное мы можем получить только за счет того, что будем творить добрые дела. Именно такие люди будут населять землю. И Господь таким людям будет посылать прошения сердца их». Конечно, прошения у всех разные, но Господь всех слышит и всем помогает. Не случайно Он сказал: «Просите, и дастся вам», чтобы мы имели особое общение с Господом.

«Открый ко Господу путь твой и уповай на Него, и Той сотворит». Какой путь ко Господу? Путь через исполнение заповедей Божиих и через молитву, которую человек праведный должен творить. Конечно, путь Бога к человеку пролегает через сердце. Господь говорит: «Сыне, даждь Ми сердце твое». Человек, живущий в правде, всегда должен открывать для Господа свое сердце.

«И изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полудне». Здесь понятно: ты будешь чистым и светлым, а самый яркий, чистый свет – в полдень, полуденный свет озаряет все и проникает в самые потаенные уголки.

«Повинися Господеви и умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление». Здесь призывается повиноваться Господу, исполнять заповеди Божии, отступить от всего плохого, злого, что предлагается в мире.

«И умоли Его. Не ревнуй спеющему в пути своем человеку, творящему законопреступление». Человек должен обязательно стремиться повиноваться Богу, то есть уйти от пути неправедного. Повиноваться Богу – значит исполнять заповеди Его. Тогда человек получает благословение Божие. Псалмопевец призывает не уподобляться человеку, творящему законопреступление: нужно обязательно сочетать молитву и исполнение заповедей Божиих. Повиноваться Богу человек может только тогда, когда ум его наполнен молитвою и благодатью, которую Господь дает через молитву. Не уподобляться человеку, творящему законопреступление, – значит не уподобляться человеку, который нарушает заповеди Божии.

«Престани от гнева и остави ярость, не ревнуй еже лукавновати. Зане лукавнующии потребятся, терпящии же Господа, тии наследят землю». Конечно, мы видим на земле и праведных, и неправедных, и бедных, и богатых. И среди богатых тоже есть праведные люди. Но здесь говорится именно о лукавнующих и о тех, кто нарушает закон – законопреступниках. Псалмопевец Давид говорит, что не они наследуют землю (здесь нужно понимать не ту землю, на которой мы живем, а вечность – такие люди в вечность не войдут: даже если они здесь будут благоденствовать до определенного времени, то за всю свою неправду дадут полный ответ в вечности).

«И еще мало, и не будет грешника, и взыщеши место eго, и не обрящеши». Псалмопевец говорит, что о грешном человеке исчезает память, о нем долго не помнят. Помнят о праведном, творившем добрые дела, помнят о тех, кто созидал духовную мудрость и делился этой мудростью с другими. Злого человека не помнят, о нем забывают, и даже можно не найти место его погребения, а за могилой праведного человека будут ухаживать даже чужие – о таком человеке всегда сохраняется память из рода в род.

Вы, конечно, имеете в виду среднестатистического человека, ведь есть грешники, о которых мы помним: Наполеон, Гитлер. Наполеона вообще называли в открытую антихристом в его время. Думаю, что Гитлер сродни этому определению.

– Псалмопевец Давид и в других псалмах говорит о тех, кто творил беззакония. Но помнить надо не их, а то зло, о котором говорится в назидание другим, чтобы они не уподоблялись им, потому что это зло будет разрушать, а не созидать. Никакой живущий на земле человек не только не хочет, но даже и не помышляет, чтобы его помнили через зло.

Тем не менее, сколько появляется в нашей стране организаций, которые делают чуть ли не своими кумирами Наполеона или Гитлера. Надо всегда понимать, что зло, к сожалению, бывает притягательным для неокрепших душ...

– В них больше пытаются найти положительные стороны, через это пытаются обелить их и идти за ними: нравятся, может быть, какие-то националистические идеи, которые сегодня не приоритетны, но для некоторых привлекательны. Однако о таких людях псалмопевец Давид говорит, что их души все равно пойдут во ад. Поэтому даже если какая-то память о них и сохранится...

Память сугубо отрицательная...

– …то все равно вечный Суд будет совершен над ними. Ведь почему мы рассуждаем о месте? В Священном Писании (Новом Завете) Господь говорит: «Пойду и уготовлю вам место, у Отца Моего обителей много». Если в вечных обителях Отца Небесного есть место для каждого человека, то в аду места нет, там «каша», там все будут (выражаясь образным языком) «кипеть в одном котле». Язык Священного Писания раскрывает нам глубочайший смысл: если места им не будет, значит, в первую очередь, им не будет места в вечности у Отца Небесного. А в аду «места» не, там все находятся «в одном котле».

«Кротцыи же наследят землю и насладятся о множестве мира». Здесь говорится о кротких – людях терпеливых. Кроткий человек сам не раздражается и других не раздражает, старается не гневаться, старается довольствоваться тем, что Господь ему посылает, ведь на самом деле для жизни человеку много не надо. И вот такие люди наследуют землю. Опять же мы должны помнить, что не эту землю, хотя таких людей Господь очень любит и благословляет, но будет новое небо, будет новая земля. Как говорит святой апостол Петр, сия же земля «огню блюдома»… И в вечности будут находиться уподобляющиеся этой величайшей добродетели – кротости, о которой Господь сказал: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю», и насладятся о множестве мира.

Самое главное, что кроткий, не имея богатства, имеет внутренний мир, покой. Мы говорили о богатом человеке, который был богат, но не имел спокойствия – сейчас он имеет все необходимое для жизни, достаток, и вместе с этим у него мир и в душе, и он уже не имеет того беспокойства, которое было раньше, когда он был богат: как сохранить бизнес, куда вложить средства и так далее. Человек, имеющий богатство, не имеет покоя.

«Назирает грешный праведнаго и поскрежещет нань зубы своими. Господь же посмеется eму, зане прозирает, яко приидет день eго». Грешный человек не любит добродетель, не любит праведного и всячески стремится причинить ему зло. Но Господь всегда удержит человека беззаконного и защитит человека праведного, как бы Господь посмеется над ним – не даст совершить зло против праведного.

«Мечь извлекоша грешницы, напрягоша лук свой, низложити убога и нища, заклати правыя сердцем. Мечь их да внидет в сердца их, и луцы их да сокрушатся».

Здесь как раз Псалмопевец говорит: пусть они не думают, что «извлекут мечи свои, напрягут свой лук и все сделают, чтобы убить праведного человека», ставшего их обличением – хотя он ничего не говорит, но своим видом обличает человека, живущего неправедно. Как бы они ни направляли стрелы, лук и меч свой на человека праведного, Господь направит их мечи против них же самих, ведь Господь всегда защищает человека праведного.

«Лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа». Мы с вами уже говорили, что человеку много не надо, а если богатство неправедное, оно никогда не принесет человеку ни пользы, ни утешения. Лучше, если ты будешь иметь все необходимое, но пребывать в мире, покое, и тебя не будет обличать твоя совесть.

«Зане мышцы грешных сокрушатся, утверждает же праведныя Господь. Весть Господь пути непорочных, и достояние их в век будет. Не постыдятся во время лютое, и во днех глада насытятся, яко грешницы погибнут». Здесь говорится, что Господь поддерживает человека праведного: если он не имеет большого достатка, то имеет все необходимое. И даже когда наступают трудные времена в жизни, Господь все равно не оставляет такого человека – Он всегда его пропитает, даст ему все необходимое, и пищу, и воду в дни, когда бывает голод или другие трудности, потому что Господь всегда заботится о Своих людях.

«Врази же Господни, купно прославитися им и вознестися, исчезающе яко дым исчезоша». Как дым появляется и тут же ветром уносится в сторону, так же грешные и беззаконные, хоть и живут богато, но появляются и исчезают. В 90-е годы особенно много было людей, на непонятных деньгах становившихся богатыми: кто-то за счет того, что создавались бандитские группировки, кто-то за счет возможности получить государственное имущество. Где многие из них оказались? Уже в мире ином, в каком месте – один Господь ведает, но люди исчезли как дым. Они жили богато, ходили в рестораны, могли себе позволить кататься на дорогих машинах...

«Пей, веселись душа»...

– А на следующий день их уже не было – их убивали, в них стреляли, и каждый день криминальная хроника говорила об убийстве того или иного человека. Вот эти слова вечные и останутся вечными: «Заемлет грешный и не возвратит, праведный же щедрит и дает. Яко благословящии Его наследят землю, кленущии же Его потребятся. От Господа стопы человеку исправляются, и пути eго восхощет зело. Егда падет, не разбиется, яко Господь подкрепляет руку eго». Здесь говорится, что без Бога ничего нельзя в этой жизни, но Господь исправляет стопы всякого человека и по пути направляет. Господь очень любит праведников, Господь помогает им, подкрепляет их.

«Юнейший бых, ибо состарехся, и не видех праведника оставлена, ниже семени eго просяща хлебы»: «От юности до старости, – говорит он, – я не видел праведника, который был бы оставлен Богом». «Семени eго просяща хлебы», то есть и дети праведного человека тоже никогда не имели нужды в чем-то, но всегда имели все необходимое в своей жизни. Потому что праведник живет по другим законам, и дальше Псалмопевец говорит об этом.

«Весь день милует и взаим дает праведный, и семя eго во благословение будет». Тот, кто праведно живет, творит добрые дела, всегда обращает внимание на нищего и убогого, всегда получает благословение от Господа, и дети его также благословляются.

Мы иногда удивляемся: человек вроде так себе, ничего особенного, а все у него в жизни получается. Можно предположить, что его родители были праведные люди? Он сам вроде из себя ничего не представляет, а у него все хорошо складывается в жизни. И мы удивляемся: «Надо же!».

– Это некое духовное наследие, которое передается детям: если мы заботимся о земном наследстве, оно очень быстро уходит, а когда заботимся о духовном, это остается как благословение от Господа.

Псалом удивительный! Здесь всегда восхваляется праведный и порицается нарушающий Закон Божий. В конце Псалмопевец говорит очень хорошие слова: «Спасение же праведных от Господа, и Защититель их есть во время скорби. И поможет им Господь, и избавит их, и измет их от грешник, и спасет их, яко уповаша на Него». Утешительные слова человека праведного, стремящегося в своей жизни исполнять заповеди Божии: Господь такого человека подкрепит! Живущий неправедно, хотя и получает богатство в этой жизни и вроде бы имеет полный достаток, пусть боится наказания в этой жизни и Страшного Суда в будущей.

Благодарю сердечно, отец Алексий, за то, что Вы не оставляете без внимания телеканал «Союз», нашу программу и уже несколько лет безвозмездно трудитесь во славу Божию, во славу Церкви и в помощь нашим телезрителям. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Нина Кирсанова

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс