Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Протоиерей Андрей Канев: Отречение от Христа – что это такое?

Протоиерей Андрей Канев: Отречение от Христа – что это такое?

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №45 (894)

– В главе «Душевная смерть» святитель Игнатий прямо называет некоторые смертные грехи, вспоминая падение апостола Петра (его отречение от Христа) или пророка Давида (прелюбодеяние и убийство).

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Отречение от Христа – что это такое? Попробуем рассмотреть этот вопрос глубже. Человек ходил в церковь, даже принял таинство Крещения, а потом перестал ходить. Что это? А мы можем сказать – это отречение от Христа. Или, допустим, человек крестится из-за того, что ему надо к колдунам сходить, – это тоже отречение от Христа. Или воцерковленный вроде бы человек не живет по-христиански – тоже отречение от Христа.

Для отречения не обязательно нужно, чтобы тебе приставили револьвер к виску и сказали: «Отрекайся от Христа!» Отречься можно делами. Или, допустим, человек ходит в храм, но он верит во Христа не так, как верит Церковь – такое часто бывает (на нашей страничке в интернете какой-то человек под «эльфийским» именем упорно спорит с православным учением о двух природах Господа Иисуса Христа. Ему (или ей – непонятно, мне не нравится, когда пишут не под своим именем) очень не нравится, что Господь при Воплощении очистил человеческую природу и принял ее уже очищенной от грехов. Этот человек пишет: «Как вы можете говорить о покаянии, если Господь Сам не боролся со страстями?» А что такое «боролся со страстями»? Значит, они у него были, так надо понимать?) Вкрадчиво, въедливо проникают в жизнь современных христиан старомодные ереси – легко, даже очень легко: человек доверяет себе, он думает, что у него есть диплом инженера, или врача, или учителя… Но это не дает никакой гарантии безопасности! И это тоже отречение от Христа. Представляете, человек будет верить, что Господь Иисус Христос до Креста боролся со страстями! Такое даже представить невозможно, а он это вовсю доказывает. И это не единичный случай.

– Покаяние в смертном грехе признается действительным, когда человек, раскаявшись и исповедав его, оставляет свой грех.

Протоиерей Андрей Канев: – Грехи бывают разные, и борьба с ними тоже бывает разная. Допустим, у человека грех ума (ну вот как у нашего уважаемого «эльфа»), но он хочет искренне разобраться. Он принял неправильное учение, потом пришел, разобрался, отрекся от ложного и принял правильное учение – тут даже епитимьи никакой не надо, это малый грех: были неправильные правила дорожного движения в голове, он выучил правильные, а от неправильных отрекся.

А есть грехи, связанные с действительно очень долгим процессом очищения: блуд, чревоугодие, грех убийства требуют очень долгого процесса выздоровления, в этом тоже надо разбираться. Как горько бывает слышать, когда люди жалуются: «Я смертно согрешил, пришел на Исповедь, а священник говорит – иди причащайся». Сразу же, без епитимьи, без срока покаяния! Человек идет, причащается, и у него все еще хуже становится. Вот недавно священник рассказывал: «Приходит на Исповедь человек вот с такими синяками под глазами – реально побитый, и говорит, что в воскресенье (а это был четверг) причащался, его допустили, а домой пришел и там с братом подрался хорошенько; ладно, что живы остались». Что же происходит? Это признак того, что Причастие было в осуждение этому человеку, и тема эта у нас заминается и заминается, как и тема покаяния: об этом говорить не надо, давайте все причащайтесь, всем это полезно. А это не автомат с бесплатной газировкой. Это Господь! Ты к Нему приходишь!

Тот брат, оказывается, с обидами пошел причащаться, а обида или непрощение это смертный грех – даже в Евангелии написано, что если ты не простил, то и Бог тебя не простит, как бы ты там на Исповеди ни изображал какое-то благодушие… Он с непрощенной обидой пошел, и результатом стало реальное беснование человека.

– Жене, уличенной в любодеянии, Господь сказал: «Я не осуждаю тебя, иди и впредь не греши». Таким покаянием блудники, прелюбодеи, мытари, разбойники восхитили Царство Небесное. К такому покаянию, к воскресению смерти душевной призывает апостол Павел: «Встань, спящий, – восклицает он, – и воскресни из мертвых, и освятит тебя Христос!»

Протоиерей Андрей Канев: – Мы с вами должны понимать, что грех проходит несколько стадий развития в уме и сердце человека. Все начинается с мысли, с ее принятия, потом согласия с ней, рождением желания греха и, наконец, совершением греха. Поэтому, если мы будем думать, что грех – это только уже совершенное, это неверно. Свобода человека где-то уже согласилась с помыслом, вернее, начала его рассматривать – тут я свою свободу уже направил на грех. Отвержение греха включает борьбу и с помыслами, и с чувствами, а это означает, что у человека должна быть уже совершенно другая, более внимательная жизнь. Если я хожу по спектаклям, театрам и рок-концертам, то внимательной жизни у меня не будет никогда. Приведу такой пример (наши прихожане слышали его много раз): если у меня сломанный позвоночник, я должен внимательно смотреть, сколько килограммов я беру и куда несу, по какой дороге иду, чтобы не оступиться, не поскользнуться и не навредить себе еще больше. А если человек не знает о смертных грехах, для него Исповедь – это пришел: «Грешен во всем!», или пришла, рассказала, какой у нее муж «моральный урод», – и все. Но человек так не кается, не излечивается, а живет, как будто он здоровый, смелый, молодой, ищущий жизни!

Я искренне боюсь, когда начинаю слышать эти проповеди про радость и любовь. Это же неправда! Мы все лежим в реанимации, у нас разной степени повреждения внутренних органов, а мы лежим и говорим про поля с ромашками да ангелочками! Ну что это такое? Перепутались понятия! Идет смена ориентиров. Мы не тому учим. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс