Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №45 (894) → Священник Иоанн Холкин: Постимся постом приятным

Священник Иоанн Холкин: Постимся постом приятным

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Беседы с батюшкой

Наша сегодняшняя тема – «Постимся постом приятным». Расскажите о пользе поста для души и тела человека.

– Надо заглянуть в глубь истории – откуда вообще взялся пост, говорит ли Священное Писание о посте: есть мнение, особенно среди протестантов, что пост не нужен, что нет никаких предписаний поститься. Но если мы заглянем в Ветхий и Новый Заветы, то найдем немало подтверждений, говорящих об обратном.

Большие сорокадневные посты выдерживали и Илия, и Моисей. Мы знаем, что и потоп длился сорок дней. Из Нового Завета мы знаем, что Сам Господь перед выходом на проповедь постился сорок дней в долине искушений. Поэтому для нас пост – богоустановленная традиция, и он необходим всякому православному человеку.

Есть в Священном Писании моменты, когда Господь, кажется, говорит, что пост не нужен – когда ученики Иоанна, по-моему, подошли ко Господу и сказали: почему мы и фарисеи постимся, а Твои ученики не постятся? Господь ответил: могут ли поститься друзья чертога брачного, пока с ними Жених, но отнимется у них Жених, и будут поститься.

Конечно, когда Господь проповедовал в Галилее, в Иерусалиме, это было чрезвычайное служение. Господа принимали в разных местах – где-то хорошо, где-то не очень хорошо, где-то вообще гнали. В связи с этой чрезвычайностью нельзя было на апостолов накладывать ношу, которую они не подъяли бы. Невозможно было поститься постоянно: человек путешествующий не зависит от своих трудов – он зависит от того, как его принимают. И апостолы тогда, в связи с чрезвычайностью этого служения, не могли полностью на себя возложить пост. Но когда Господь вознесся на Небеса, апостолы опять-таки пришли к установленным Законом Моисея традициям и тоже стали поститься, о чем говорит Книга Деяний святых апостолов. Так что пост для нас всех есть полезное и богоустановленное действо.

Польза от поста огромная. Мы знаем из Священного Писания такой момент, когда подошел отец одержимого ребенка и попросил Господа, чтобы Он исцелил его, и сказал, что апостолы не могут исцелить его бесноватого сына. Господь исцеляет его, и когда апостолы подошли к Нему с вопрошанием, почему же у них не получилось изгнать беса, то Господь ответил: сей род изгоняется постом и молитвой. Это первое.

Конечно же, пост неприятен дьяволу, противнику Бога. Пост и молитва – это лекарство от искушения дьявольского. Пост необходим нам, чтобы созидать в себе добродетели – любовь, терпение. Если этого нет, если человек не созидает в себе эти добродетели, если он не молится Богу, если во время поста не творит милостыню, какие-то добрые дела, а раздражается, может оскорбить, проявляет озлобленность, то такой пост Богу не угоден.

Об этом сказано еще в Книге пророка Исаии: если человек постится для самого себя и думает, что он делает одолжение для Бога, такой пост неправильный. Господь говорит, каким должен быть правильный пост (см.: Ис., 58) . Правильный пост – это когда мы творим дела милосердия. В Книге пророка Исаии сказано: пост – это тогда, когда ты кормишь голодного, одеваешь раздетого, когда творишь всякую благостыню. Пост должен помогать нам творить благие дела, творить добродетели, помогать нам соединиться с Богом. Если же происходит обратное, то такой пост Богу не угоден.

Постимся мы, прежде всего, чтобы смирить свою плоть, избавиться от каких-то страстей: тучное тело, человек сытый всегда бывает обуреваем страстями. Святые отцы, когда смиряли свою плоть через пост, через молитву, говорили: «Томлю томящего мя» – то есть томлю свою плоть, ведь не тело должно быть начальником нашей души, но душа должна владычествовать над телом – наши сознание, душа, сердце, любовь к Богу должны владычествовать над нашим телом.

И, конечно же, пост нужен, чтобы человеку избавиться от какой-то суетности, понять, для чего он живет. Мы живем в этом мире, у каждого из нас есть какое-то служение, какая-то работа, и мы можем в этом погрязнуть, можем за этой суетностью не разглядеть Бога в молитве, можем творить молитву неосмысленно – утреннее и вечернее правила у нас выходят «автоматом», мы не осмысляем этого всего. А пост – как раз такое время, когда мы пытаемся прийти к тому, чтобы быть наедине с Богом, переосмыслить свое существование.

В патерике есть очень интересная история, когда ученик приходит к авве и говорит: «Что мне нужно для спасения?». Авва отвечает: «Избавься от суетности». – «А как от нее избавиться?» – «Ну вот смотри, ты сейчас послушник… Хочешь быть монахом?». – «Хочу». – «Станешь монахом захочешь быть диаконом?» – «Захочу, и сейчас уже хочу, хочу быть и священником, может, даже епископом». – «Сейчас пост идет. Хочешь, чтобы Пасха пришла?». – «Хочу, чтобы и Пасха пришла быстрее!». – «Вот это и есть суетность», когда человек живет как бы следующим днем. Пост необходим нам все-таки чтобы избавиться от этой суетности, от дум о завтрашнем дне.

Мы не должны в пост ходить так, будто смысл поста в каком-то ограничении и ожидании Рождества Христова. Пост – это желанное для нас средство стяжания благодати Святого Духа. Придет время, будет Рождество – тоже будем радоваться, но сейчас надо радоваться этому посту, радоваться нашему уединению с Богом, тому, что мы пытаемся осмыслить свою жизнь, избавиться от греха неосмысленности. Пытаемся прийти к тому, чтобы наша жизнь была цельной, чтобы наша жизнь протекала так, как угодно Господу.

Как правильно поститься по Уставу?

– Есть разные посты в Православной Церкви. Что есть вообще Устав в Церкви? Для нас Устав – как бы средство для достижения Божественной любви, Божественной благодати. Это опыт святых отцов, который вписан в годовой круг нашего богослужения. Поэтому в церковном Уставе мы находим множество постов. Есть однодневные посты – среда и пятница, есть абсолютные посты, то есть совершенные, когда человек не может вкушать никакой пищи (допустим, так называемые сочельники, как наши предки ждали первой звезды, пока можно будет вкусить сочиво; но об этом мы еще поговорим отдельно). Есть посты многодневные.

Первый по значению пост – Великий: сорокадневный пост и Страстная седмица – пост перед Воскресением Христовым. Это самый древний пост, он был установлен для людей, желавших принять Крещение, для оглашенных. Впоследствии люди, которые приняли Крещение, опять захотели пережить те благостные моменты своей жизни, когда они готовились ко Крещению, поэтому вся Церковь начала поститься в Великий пост. Это древняя практика, еще с апостольских времен. Потом, когда в Церковь стало входить множество народа, было большое стечение, не всех могли крестить в Великую Субботу перед Пасхой, и установили еще один день для Крещения – Рождество Христово; перед Рождеством тоже был установлен сорокадневный пост.

Кроме Великого и Рождественского постов еще существуют Петров пост, Успенский пост. Есть, как я уже сказал, однодневные посты, приуроченные к среде и пятнице: среда – это память предательства Христа Спасителя, а пятница – память о Его распятии, поэтому в эти дни Церковь налагает на христиан пост. Он может быть строгим, может быть не таким строгим – в зависимости от церковного Устава.

Рождественский пост начался недавно, и, наверное, будем об этом разговаривать.

Краснодарский край на связи.
– Я бабушка, у меня сын и невестка, а внук мой уже в старших классах. И вот такая проблема. Идет Новый год. Мы Рождество встречаем очень хорошо, а Новый год – нет. А внук говорит: «Бабушка, как же так? Я все равно хочу встретить Новый год». Как нам?

– Действительно, есть такая проблема, связанная и с нашим календарем, и с устоями, которые мы получили с советских времен. Да, мы привыкли к Новому году. Конечно, если мы воцерковились, если у нас, допустим, воцерковленная семья, то все равно наши дети так или иначе задействованы в каких-то мероприятиях по встрече Нового года, каких-то елках...

Как же к этому относиться? Если почитать литературу, православные газеты, периодику нашу, посмотреть православные сайты, мы можем найти очень разные мнения. Нет единого мнения в этом вопросе у православных людей – праздновать или не праздновать Новый год. Есть более умеренные, есть более строгие учителя. Но я считаю, что Церковь все-таки должна придерживаться золотой середины.

Как я праздную Новый год? В храме, где я служу, будет служиться новогодний молебен, и все, кто желает, могут прийти на него. Мы молимся перед новым годом, благодарим Бога за все, что с нами произошло в прошедшем году, молимся, чтобы Господь благословил нам год грядущий. Но по церковному Уставу мы празднуем 1 января и память мученика Вонифатия. Для многих наших прихожан память этого святого очень важна: понятно, что мы живем в Российском государстве, у многих есть проблемы с винопитием – у кого-то они личные, у кого-то ближние страдают от этого тяжкого недуга. И мы не вправе ограничивать их в желании помолиться в эту ночь. Поэтому мы служим ночную Литургию на мученика Вонифатия, а потом каждый может прийти домой. Или, пожалуйста, могут не ходить на службу, могут прийти в гости к семье, это уже в зависимости от пожеланий самих прихожан, никто особо настаивать не будет. Если кто-то хочет праздновать, может пойти послужить молебен, но есть люди, которые хотят помолиться в эту ночь, – они тоже должны помолиться.

Как праздновать, когда пост? Это вопрос, который требует разрешения для нас: немногие из нас живут в православных семьях. Есть семьи нецерковные, которые не собираются готовить постную пищу, или просто человека пригласили в гости. Как тогда быть? Думаю, это по благословению духовника можно сделать – как духовник благословит: подойти к нему, объяснить ситуацию и с благословения что-то сделать. Я думаю, что не грех будет, если вы нарушите пост ради любви к своим ближним.

Но если возможно, то и постную пищу можно приготовить так же вкусно и полезно, как скоромную. Можно обозначить для ближних, что вы поститесь. Люди сначала не поймут, будут коситься, а потом привыкнут и будут смотреть на это, как на нечто само собой разумеющееся.

Один раз можно пойти на компромисс, но мы все-таки призваны возрастать духовно. Для некоторых лучше постепенное возрастание, постепенное смирение своей плоти. Может быть, это тоже будет некоторой проповедью для внешних людей, что мы все-таки постимся. Ну и люди к этому привыкают, ведь у нас весьма толерантное общество и к православным очень хорошо относятся, мы все крещены в Православии.

Что касается детей – я считаю, что детей не надо лишать этого праздника. Но при этом надо во время Рождественского поста, во время рождественских каникул все-таки приобщать ребенка к Церкви. Я знаю одну семью, где елку ставят на Новый год, но не наряжают, а наряжают в Рождественский сочельник. И для детей Новый год – как бы преддверие Рождества, а Рождество – непосредственно праздник, они встречают Рождшегося Христа Младенца. Там же и подарки, и службы, и сочельник, и сочиво. Все это для ребенка должно отразиться, потому что Православие, конечно же, должно впитываться с молоком матери.

Поэтому мой вам совет: не запрещайте ребенку встречать Новый год. Может быть, для него это действительно очень важно – все его сверстники празднуют Новый год, и он себя ощущает белой вороной, когда родители говорят, что ему нельзя праздновать Новый год. Можно на компромисс пойти. Господь создал человека свободным. Главное – ребенка не отвратить от Православия, от церковных праздников. Пускай он потом уже сам выберет. У него не будет отвращения к церковным праздникам, оттого что ему постоянно все запрещали. Нет, наоборот, он потом раскроется и сделает для себя выбор.

Давайте теперь все-таки подробнее: что такое Рождественский пост, почему постимся перед Рождеством?

– Мы уже говорили, что, как и в Великую Субботу, на Рождество было установлено Крещение. Соответственно, был установлен и сорокадневный пост для оглашенных, желавших в Рождество Христово покреститься. Поэтому Рождественский пост перекликается чуть-чуть именно с Великим постом по продолжительности, но по строгости его можно сравнить с Петровым постом: он не такой строгий, как Великий и Успенский посты.

Конечно, есть некоторые особенности в богослужениях. Если мы посмотрим богослужения в Великий пост – они все поглощены именно темой поста, покаяния, искупления. Если посмотрим церковный календарь на февраль, апрель – там нет празднования каких-то больших святых. Это тоже сделано нарочито – все богослужения посвящаются страданиям Христа Спасителя и Его последующему Воскресению. В Рождественском же посту такого сильного изменения в богослужении нет: где-то оно наблюдается в последнюю неделю перед Рождеством Христовым, но все равно есть какие-то дни памяти святых, которые в изобилии празднуются именно в Рождественский пост – Неделя праотец, Неделя святых отец, которая перед Рождеством Христовым бывает.

Ну и надо отметить, наверное, постановление Устава, как надо поститься в Рождественский пост: у многих возникают вопросы по этому поводу, так как появляется много календарей, которые говорят по-разному. В данном случае нам нужно узнать, как говорит об этом Типикон, как говорит наш церковный Устав.

Что же сказано в Типиконе?

– Церковный Устав предписывает пощение, но пощение расписано на всю неделю и на весь пост. Есть в церковном Уставе такое размышление о Рождественском посте, что в субботу и воскресенье мы вкушаем рыбу, в понедельник, среду и пятницу у нас сухоядение – когда человек не ест вареной или жареной пищи, приготовленной на огне, кроме кипяченой воды, конечно: чай – пожалуйста, пейте.

Наш Устав, прежде всего монашеский, очень строгий. Надо всегда помнить, что у нас самый строгий Устав из всех Православных Церквей – у греков есть разные уставы, это у нас только один. Допустим, у греков в одном монастыре один устав, в другом – другой, для мирян может быть вообще какой-то третий. У нас один Устав для всех.

Но это не значит, что мы так строго говорим: цель поста именно в ограничении, в сухоядении в понедельник, среду и пятницу. Церковный Устав как раз раскрывает нам смысл этих дней. Что такое суббота и воскресенье? Суббота – это день покоя, воскресенье – Воскресение Христово, понедельник – это день покаяния и первый день недели, это тоже должно человека подвигнуть к осмыслению своих грехов. Среда – это день предательства Христа Спасителя, пятница – день Его распятия. В остальные дни возможна пища с елеем, то есть когда мы можем есть вареную пищу и употреблять в пищу масло.

Но церковный Устав говорит нам и о том, что есть такие дни, когда можно вкушать рыбу и среди недели – допустим, празднование великого двунадесятого Богородичного праздника. В этот день, церковный Устав об этом говорит, мы можем вкушать рыбу.

Все это, дорогие братья и сестры, подвигает нас к осмыслению этих дней. Вся строгость нашего Устава говорит нам, что мы должны осмысливать это, переживать в себе. Ну и последнее, что о Рождественском посте я должен сказать, касается строгости Устава: после 1-го января, со 2-го по 6-е, никаких послаблений в посту быть не может. Тогда уже нельзя, даже если суббота или воскресенье, вкушать рыбной пищи – последняя неделя как бы заключительная перед Рождеством Христовым и чем-то напоминает Страстную седмицу. Такая же служба Великой Субботы, как и на сочельник, перекликается служба Великой Субботы и Рождественского сочельника.

В эти дни перед Рождеством Христовым накладывается особый пост – что, кстати говоря, нам очень полезно как раз после Нового года. После него мы можем посетить кого-то, своих родственников, друзей, но уже со 2-го числа (по календарю – со дня Иоанна Кронштадтского и Игнатия Богоносца) мы начинаем строго поститься (конечно, кто здоров и может понести на себе иго поста).

У нас есть звонок, Мытищи.
– Мы с женой недавно обвенчались, планируем детей. Хотели бы уточнить. Мы все время соблюдаем пост в среду и пятницу. Распространяется ли супружеский пост на Рождественский пост, если планируется рождение долгожданного младенца?

– Вопрос сугубо личного характера. Если заглянем в нашу православную периодику, конечно же, в пост мы воздерживаемся от супружеских отношений. Но этот вопрос, думаю, вы можете решить со своим духовником.

Вопрос в социальной сети задает Аркадий из Красноярска: «У нас дома есть церковный календарь, на котором обозначены праздники и постные дни. В нем указано, что в некоторые дни можно есть рыбу. На сайте «Православие.ру» тоже есть календарь, но он отличается от нашего. Например, 19 декабря, в среду, в день Николая Чудотворца, на сайте написано о сухоядении, а в нашем календаре – можно есть рыбу. И так еще в нескольких днях. Это ошибка или у нас просто календарь для мирян с какими-то послаблениями, стоит ли по такому календарю поститься?».

– Это по вашим силам, мои хорошие. Дело в том, что день святителя Николая – очень большой праздник, Думаю, что и не грех есть рыбу. Но этот день совпадает со средой, поэтому, по Уставу, на этот день положен елей: не сухоядение, а пища с маслом, – но это по нашему строгому Уставу опять-таки. Но все-таки святитель Николай – наверное, самый большой покровитель России, и для нас это очень большой праздник. Церковный Устав допускает послабления в посту, когда случается, допустим, престольный праздник (праздник храма, куда вы ходите) в Рождественском посту, бывает послабление и разрешение на рыбу.

Сейчас есть разные календари. Есть очень строгие уставы, есть Соловецкий календарь, очень строгий. Есть уставы для новоначальных… Я говорю, что мы, в принципе, призваны к большему, но все должно быть по силам. Если у нас пока нет сил не вкушать рыбу, мы можем ее вкушать, но впоследствии мы должны духовно возрастать, должны постоянно упражняться в духовной борьбе. В том числе и в самоограничении. А то, что Устав, смотрите… Я не буду все-таки вам говорить, с духовником можно решить этот вопрос.

Ирина из Нижнего Новгорода спрашивает, как помочь другому человеку приобрести желание поститься.

– Другого человека все-таки нельзя заставлять поститься. В данном случае, может быть, будет наш собственный пример, когда мы собственным примером будем показывать, что это хорошо: для Бога поститься. Но если человек не желает поститься, этому тоже могут быть разные причины. Может быть, человек просто не вхож в Церковь, либо сочувственно относится, но пост на себя не приемлет, а может, у него тяжелая работа, а может, просто не хочет работать над собой и смирять свое тело ради того, чтобы избавиться от некоторых своих страстей – бывает и такое, что человека захватывают какие-то страсти и он даже не хочет от них избавляться, а пост с молитвой мешает всем нашим страстям в нас проявляться.

Записала:
Маргарита Попова

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс