Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №44 (893) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Роль старшего поколения в процессе обучения школьников

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Роль старшего поколения в процессе обучения школьников

№44 (893) / 22 ноября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №43 (892)

Одна из острых проблем, которые волнуют нашу аудиторию, – роль старшего поколения в процессе обучения детей младшего школьного возраста, когда в обучении, в подготовке домашнего задания, в прохождении материала участвует не только сам ребенок, но и родители, бабушки, дедушки. Давайте выясним, что в таких ситуациях происходит и почему мы об этом заговорили.

– Действительно, современные дети очень часто находятся под контролем бабушек и дедушек. Начнем со старшего поколения, которое имеет время и возможности принимать участие в воспитании и обучении. Проблема в том, что у них есть своя точка зрения на то, как правильно приучать ребенка делать домашнее задание, готовить с ним уроки, чего делать нельзя, а что делать обязательно. Современные родители могут сомневаться, действительно ли это мнение дедушек и бабушек правильное, у них может быть своя точка зрения. Такие вопросы возникают, и в последнее время очень часто подобные ситуации начинают принимать форму конфликта.

Конфликт протекает не только между родителями и бабушками-дедушками, но и с участием ребенка. Когда бабушки спрашивают: «Кого ты хочешь послушать? Меня, бабушку, которая воспитала твою маму (посмотри, какая замечательная у тебя мама, она хорошо окончила школу, университет – с красным дипломом), или маму, которая тебя воспитывает и никакого результата еще не получила и еще не знает, как поступать и как себя вести?». Такие конфликты начинают отражаться на детях, а мы стараемся делать все, чтобы наши дети росли здоровыми, активными, счастливыми, благополучными и успешными в жизни людьми. При такой ситуации, конечно, дети формируются в ином русле. Поэтому то, о чем мы сегодня собираемся говорить, действительно крайне актуально, востребовано, и наших родителей нужно научить, как поступать в подобных случаях.

Давайте обсудим, как поступать в этих случаях.

– Мы разберем несколько ситуаций, связанных с проблемным полем. Почему возникает конфликт, проблема столкновения мнений и суждений? В первую очередь, это связано с тем, что у родителя нет своей устойчивой системы понимания и поведения в сопровождении ребенка в учебном процессе. И когда бабушки и дедушки со стороны наблюдают, как ведут себя родители, то, не видя результатов или видя плохие результаты, начинают возмущаться. В этом смысле они правы. Скорее всего, родители, не имея представления, как учить с ребенком уроки, как наказывать, поощрять, стимулировать, нуждаются в освоении этого знания. И, обсуждая с бабушками и дедушками поведение ребенка, они смогут аргументированно отстоять свою точку зрения и дальше придерживаться ее как более правильной, научной и эффективной.

Вторая причина – когда старшее поколение действительно обладает достаточно широкими знаниями, бабушки и дедушки достаточно авторитетны и считают, что они в жизни достигли очень многого, у них все сложилось хорошо и с них можно брать пример. А молодое поколение пока еще не показало и не проявило себя. В этом случае, наверное, самым правильным будет примерно следующее высказывание: «Дорогие бабушки и дедушки, спасибо вам! Вы действительно многого достигли. Разрешите нам что-то попробовать, и мы обязательно будем пользоваться вашим опытом, мы на нем выросли, мы его знаем, мы попробуем воспитать наших детей и сопровождать их в обучении. Если у нас что-то не будет получаться, то мы обязательно к вам обратимся, воспользуемся вашей помощью, вашим опытом». То есть подойти с такой просьбой, ни в коем случае не унижая авторитета и значимости взрослых.

Еще причина может быть в том, что бабушки и дедушки не видят в ребенке тех же результатов, которые они, когда были молодыми, видели в своих детях. Здесь я хочу обратиться к бабушкам и дедушкам и сказать, что это были другие дети, это было другое время, другой контекст жизни, поэтому сравнивать не совсем уместно и правильно. Ожидать от внуков тех же проявлений, что и от детей, – это значит ждать того, чего никогда не случится, поэтому посмотрите на внуков иначе, посмотрите на ситуацию, в которой они живут, как на другую ситуацию: не худшую, а просто иную. Может быть, в сочетании с опытом и анализом сложившихся обстоятельств вы сможете подобрать какие-то свои, более адекватные методы помощи родителям и участия в жизни ребенка.

Говоря про общую систему рекомендаций, как себя вести в конфликте с бабушками и дедушками, хочу обратиться к папам и мамам. Все-таки основные участники развития ребенка – это родители, несмотря на то, что вы можете проживать с бабушками и дедушками, несмотря на то, что старшее поколение достаточно активно участвует в вашей жизни. Отвечать за развитие ребенка. за успехи ребенка придется вам – именно к вам он придет с вопросом: «Почему я не окончил школу? Почему вы меня перевели в другой класс? Почему у меня не было друзей?» Отвечать за последствия тоже придется вам. Поэтому необходимо быть максимально включенным в жизнь ребенка, понимать, что подготовка уроков, помощь ребенку – это ваша задача и ответственность.

Дальше решайте, будете ли вы активно подключать бабушек и дедушек. Может быть, вы все-таки сами научитесь готовить уроки с ребенком, отвечать на его вопросы и запросы. Ведь стратегия, когда родитель все время перекладывает свои задачи на бабушек и дедушек, может послужить примером, и подобным образом будут себя вести ваши дети. Потом к вам придут внуки и будут просить вас о помощи, а вы не будете обладать должным опытом, чтобы помочь.

Следующий очень важный момент: нужно избегать открытых конфликтов между поколениями при ребенке, когда он будет видеть, что вы сами не знаете, чего вы хотите, какие знания он должен получить в результате, вы сами не можете договориться, как должны выглядеть эти уравнения или задачи. Вместо того чтобы спорить, как правильно решить тот или иной пример или уравнение, лучше уважаемым родителям сходить в школу, поговорить с учителем и выяснить, как это должно выглядеть в тетради вашего ребенка, какие требования предъявляет к нему школа, какие задачи стоят перед вами как перед семьей, которая помогает ребенку получать знания, какие задачи в оформлении работы. И, исходя из того, что вам расскажет учитель, вы будете сопровождать ребенка в обучении.

Существуют противоречия между форматом решения – представление, как описать какой-то случай, как представить математическую задачу, меняется. Сегодня оно не такое, как было 10–15 лет назад, тем более 20 лет назад, когда вы сами были школьниками. И мне кажется логичнее обратиться к учителю, а не к бабушкам и дедушкам с вопросом: «А как мы это делали?» Мне кажется, что такими вопросами или воспоминаниями мы ребенку не помогаем, а только запутываем его в том, что было лучше или хуже. За такими воспоминаниями стоит ваша ностальгия, и ребенок может посчитать сегодняшний день и его сегодняшнюю жизнь хуже времени, в которое жили вы. У него может возникнуть сомнение: а надо ли сейчас стараться, если все не очень позитивно и вызывает какую-то тоску? Не грустите о прошлом времени, не грустите об учителях, которые вам нравились, а наоборот, умейте адаптироваться к сегодняшнему времени, к новым требованиям и задачам. Усмотрите во всем, что сейчас нужно от ребенка, задачи, развивающие вас, вашу семью и ваши отношения.

И, наверное, заключительная рекомендация– объединиться поколениями, чтобы сделать вашего любимого ребенка грамотным, умным, счастливым, умеющим и желающим учиться. Разница в знаниях, в преподнесении информации может предоставить ребенку альтернативу. Можно сказать: «Ты знаешь, внучок, интересно вы сейчас примеры решаете! А мы тоже самое решали вот так! Посмотри, одну и ту же задачу можно решить разными способами. Правильно, дедушка?» А дедушка подходит и говорит: «Слушай, внучок, а еще эту задачу можно вот так решить». После этого грамотный, умный, развитый ученик придет в класс и скажет: «Я знаю еще два способа решения задачи. Это бабушкин способ, а это дедушкин». И всех удивит своим знанием, получит две «пятерки», одна из которых будет посвящена бабушкам и дедушкам, которые помогли и подсказали новый путь.

А родители, в свою очередь, пусть не возмущаются, что бабушка и дедушка путают ребенка не теми примерами и способами решения, а говорят: «Какие у нас умные бабушки и дедушки, которые до сих пор помнят, как решать примеры третьего класса! Оказывается, что пример третьего класса бабушки решали в шестом классе, а современные дети более развиты и интеллектуально подкованы!» Найдите что-то хорошее в этой ситуации. Ни в коем случае не спорьте о том, кто прав, а кто виноват. Самым важным критерием являются слова педагога, подойдите к нему. Учитель в этом случае более правильно и логично сможет донести ребенку то, что от него требуется. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс