Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №11 (860) – №43 (892)
– Адам разлучился с Богом, и душа его умерла. Был человек Божиим, но отрекся от Творца и стал добычей сатаны. Вот что говорит об этом святитель Афанасий Великий: «Преступив заповедь Божию, Адам впал в греховное помышление не потому, чтобы Бог сотворил эти помыслы, уловляющие нас, но потому что дьявол посеял их обманом в разумной природе человека, впавшей в преступление и удалившейся от Бога, так что дьявол утвердил в естестве человека и закон греха, и смерть, царствующую через грех».
Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Дух сменился в Адаме. Если раньше Дух Святой освящал дух Адама, то после грехопадения с ним совершается перевертыш. Грех не может существовать в одном сердце вместе с Духом Святым, особенно грех любимый, не оплаканный покаянием, и Дух Святой уходит. Тогда какой дух соседствует-то? Естественно тот, который и соблазнил, то есть дух сатаны. Он входит в человека и искажает его естество. Человек живой, но живет уже не для Неба – он живет для чрева и своих страстей. Это и есть признаки той смерти, которая входит в Адама.
– И далее святитель Игнатий приводит слова апостола Иоанна Богослова, который, свидетельствуя о смерти души, говорит: «Есть грех к смерти, и есть грех не к смерти» – евангелист называет смертным тот грех, который убивает душу и который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и делает его жертвой ада, если только сам человек не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное единство с Богом. Именно таким покаянием апостол Петр уврачевал свой смертный грех – отречение от Христа, а святой пророк Давид – два своих смертных греха – прелюбодеяние и убийство. Таким образом, святитель Игнатий вводит в употребление понятие «смертный грех», чтобы предупредить нас о величайшей опасности. Но почему-то в наши дни некоторые христиане вдруг стали сомневаться в правильности и точности этого выражения. Они считают, что само слово «грех», означающее преступление закона Божия или просто беззаконие, уже само по себе свидетельствует о гибельности. Ведь любой грех есть проявление страстей, иначе – проявление тех болезней души, которые если не лечить, то можно и умереть. Получается, что смертный грех – это «масло масляное». «Зачем, – недоумевают противники этой формулировки, – надо ее употреблять?» И затевают по этому поводу на разных православных форумах жаркие дискуссии.
Протоиерей Андрей Канев: – Нам, современным христианам, обязательно нужно иметь очень правильные понятия о грехах и о страстях. Мы приходим в Церковь из мирской жизни, и наша совесть уже не работает так, как совесть наших прапрадедушек, которые жили в другой обстановке, другой социальной и культурной среде, не были так развращены, так испорчены информацией, ложными знаниями и ложным опытом. Мы должны более внимательно разбираться.
Если грех – это болезнь моей души, то как мне не разбираться, чем я болен? «А как тогда разобраться?» – задают наши внимательные слушатели и зрители вопрос.
А вот так: мы с вами должны понять, что бывает несколько разновидностей греха. Теоретически можно сказать, что любой грех отрывает или отводит человека от Бога, отравляет его, делает рану на сердце. Это правильное понятие, но нужно разбираться дальше и глубже. Если остановиться на этом, получается, что и убийство, и мысленное осуждение находится на одном уровне! Если теоретически, то это одно понятие – грех; но, с точки зрения влияния этих грехов на душу человека, они различны, почему и появляется это отличие – грех к смерти и грех не к смерти. Как в болезнях: есть, допустим, онкологическая болезнь 4-й степени и есть насморк. Это болезни, их описание может находиться в одном медицинском справочнике. Но это не означает, что операцией мы будем лечить насморк, а витаминами – онкологию.
Каждый здравомыслящий человек понимает, что болезни, лечение и подходы бывают разные. Но почему-то по отношению к грехам мы говорим: «Нет, это должен быть живой процесс, он должен идти сам по себе». Какой живой процесс? Куда идти? Это болезни и мы должны их знать! Это очень большая беда. Люди приходят на Исповедь (я, как практикующий священник, могу сказать) и не разбираются в этих вещах; мы должны дать им это знание. Иначе получается, что я буду отвечать за то, что человек в моем приходе не знает, что у него онкология (разумеется, духовная), а он думает, что здоров.
Задача Церкви – рассказать об этих болезнях. Есть грехи, требующие долгого духовного лечения, а есть требующие личного, сиюминутного обращения к Богу, покаяния и примирения с Ним. Общим пониманием нельзя довольствоваться, надо обязательно вникать в частности и разбираться, – если, конечно, хочешь быть здоров. А если не хочешь – живи как знаешь, но не мешай людям, которые хотят разобраться. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Наталья Коваль
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.