Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №42 (891)
– 32-й псалом не имеет надписания. Дело в том, что псалмы, где говорилось о вочеловечивании нашего Божественного Спасителя или очень широко поднималась христологическая тематика, не имели надписания. Одни толкователи считают, что евреи не хотели подписывать их потому, что здесь говорится о желании Господа прийти в этот мир, явившись от рода Давидова. Другие же исследователи полагают, что эти псалмы не подписаны боговдохновенными писателями, возможно, потому, что они закрывали этим таинственный смысл и тем самым не только не произносили имени Господа всуе, а даже громко без необходимости не употребляли его. Так что 32-й псалом, повторюсь, не имеет надписания.
Очень глубокий и красивый псалом начинается со слов: «Радуйтеся, праведнии, о Господе: правым подобает похвала». Радоваться и веселиться о Господе может только тот, кто живет по заповедям Божиим. Он имеет веселие: радость – это внутреннее свойство, присущее верующему человеку, живущему духовно, богатому духовно.
«Правым подобает похвала» – эта радость и хвалебная песнь воспринимаются Господом только от того, кто живет праведной жизнью. А из уст неправедного вместо похвалы звучит хула – Господу неприятно слышать слова хваления от людей, живущих неправедно, отходящих от Него и Его заповедей.
«Исповедайтеся Господеви в гуслех, во псалтири десятиструннем пойте Ему». Если мы до того говорили о радости, которая дается верующим через славословие Бога, то здесь уже раскрывается, как должен человек радоваться, исповедовать Бога, служить Ему. Он должен служить Господу так же, как служат гусли и псалтирь (псалтéрий, псалтúрь, греч. ψαλτήριον, от греч. ψάλλω – «перебирать струны»; лат. рsalterium – общее название древних многострунных щипковых музыкальных инструментов семейства цитр. – Прим. ред.). Мы знаем, что под музыкальные инструменты пелись псалмы.
Святые отцы сравнивают гусли с человеческим телом – как телом человек должен служить Богу, так и гуслями воспевается Господь. Естественно, что через тело происходит служение. Сегодня многие люди очень часто говорят: «Мы верим в Бога в душе!». И забывают о том, что тело тоже должно служить Богу. Этот древний псалом, как объясняют святые отцы, как раз и показывает нам, как человек должен служить Господу: через поклоны, пост, что является не свойством души, а способом укрощения нашей плоти, то есть через те действия, благодаря которым в духовном отношении совершается общение с Богом. «Во псалтири десятиструннем пойте ему». Святые отцы говорят, что такое созерцательное служение Богу через ум является образом самой псалтири – не случайно этот инструмент имеет десять струн, ведь ум восполняется до состояния созерцания только через исполнение десяти заповедей Закона Божия, и в 31-м псалме это подчеркивается особо.
«Воспойте Ему песнь нову, добре пойте ему со восклицанием». Мы встречаемся с новым советом, с пророчеством того, что Бога нужно воспевать совершенно новой песней, а не ветхозаветной. Эта новая добрая песнь с восклицанием заложена в Новом Завете, и мы видим, что и песнопения, и само богослужение – и по форме, и по внутреннему содержанию – совсем иные: они присущи Церкви новозаветной.
«Яко право слово Господне, и вся дела его в вере». Здесь говорится об огромном значении веры. Господа надо прославлять с верой, которая укрепляется правым словом Господним. Оно соблюдается у Бога, и нет у Него такого непреложного слова, которое не исполнилось бы – всяк глагол Божий исполняется: если что-то человеческое изменяется, то слово Божие всегда неизменно.
«Любит милостыню и суд Господь, милости Господни исполнь земля». Псалмопевец Давид говорит здесь, что над каждым человеком обязательно будет совершен суд, – но Божий, милостивый. Господь не творит Своего Суда без милости, которой пропитал всю землю. Господь милует не только праведников, но и грешников. Да, Господь любит праведников, но милость Его распространяется на всех. Если бы этого не было, то не стало бы тех людей, которые творят неправду на земле, – их бы всех поразил Господь. Он ко всем являет Свою милость, и в то же время Он будет судить человека согласно Своему милосердному подходу к нему. Потому Псалмопевец говорит (хотя мы об этом будем рассуждать немного позже), что лучше попасть в руки Божии, нежели человеческие: если человек может поступать по отношению к другому без милости, с пристрастием, скажем так, согласно своей неправде, своей продажности или внутренней озлобленности, то Господь всегда поступает милостиво, и потому суд Божий намного милосерднее, чем суд человеческий.
«Словом Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их». В этих словах – новозаветное пророчество о Святой Троице. Почему Господь судит мир? Почему Он имеет такое право? Псалмопевец отвечает нам: потому что Господь словом Своим создал мир, и вся Святая Троица участвовала в его создании. Словом называют вторую Ипостась Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа, Господним Словом – Господа Бога Отца, а словами «духом уст Его вся сила их» сказано о Духе Святом, Который так же участвовал в сотворении мира.
«Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны». Есть разные толкования этого выражения из псалма царя Давида. Как в меха собирается вода, держится и не проливается, так и Господь содержит всю открытую воду, как в мехах Своих, полагая ее в сокровищах бездны. Сокровищами здесь называются недра Земли. По мнению святых отцов, здесь Псалмопевец говорит о величии Божием и Его милости. Творец так премудро создал землю, и сила Его неизреченна: смотрите, как Господь держит воду – круглая земля вращается, но ничего не проливается, все сохраняется, а что утрачивается – восполняется.
«Да убоится Господа вся земля, от Негоже да подвижутся вси живущии по вселенней». Слово «подвижутся» означает, что благословятся все живущие во вселенной – те, кто боится потерять любовь и расположение Божии, всегда стремятся исполнить заповеди Господни. Когда человек исполнит их, тогда вся вселенная, все народы, живущие на земле, получат благословение от Господа.
«Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася». Весь видимый и невидимый мир, вся вселенная создана Господом и подчиняется Господу, и человечество должно иметь свое отношение к тому, что создал Бог. Святой праведный Иоанн Кронштадтский называл мир сей «малым миром».
«Господь разоряет советы языков, отметает же мысли людей, и отметает советы князей». В этих словах содержится очень глубокий смысл, он говорит нам о силе Господа: кто бы ни противодействовал распространению благого христианства по всей вселенной, Господь сокрушит его. Мы знаем, какое противодействие было оказано христианству по всей земле, как восставали против него, но Бог отметает совет языческих властей народа, который ненавидел христиан и мучил их.
«Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его в род и род». Святые отцы говорят, что здесь содержится пророчество царя Давида о Предвечном Совете Святой Троицы которым создается земля, им же Единородный Сын приходит и, приняв на Себя крестные страдания, спасает весь человеческий род от проклятия греха и смерти. Помышление и воля Божия пребывают из поколения в поколение, из рода в род – от Ветхого Завета к Новому, от иудаизма к христианству, от еврейского народа к христианскому, уже ставшему исполнителем этого Совета.
«Блажен язык, емуже есть Господь Бог его, людие, яже избра в наследие Себе». Здесь говорится о христианах. Блаженны те люди, которые приняли христианство, поскольку они стали народом Божиим – избранным народом, исполняющим Божественный подвиг, что принесен Самим Господом на землю.
«С небесе призре Господь, виде вся сыны человеческия». Если мы говорим, что Господь видит всех, то надо сказать, что особо Он открывает Свое Лицо тем, кто совершает праведные дела, исполняет заповеди Божии. Мы уже сказали, что Господь отвращает Свое Лицо от совершающих беззакония, – но это не значит, что Он не видит их: Бог знает дела и праведников, и грешников.
«От готоваго жилища Своего призре на вся живущыя на земли». Тут еще раз подтверждается мысль, что Господь видит все человечество и знает о каждом человеке. И дальше псалмопевец Давид говорит: «Создавый наедине сердца их, разумеваяй на вся дела их». Господь знает и видит не только все наши дела, но и сердечные помышления, размышления, мысли, которые затем воплощаются в делах. Поэтому мы и говорим, что перед Господом мы будем отвечать не только за свои поступки, но и за мысли, которые бывают как мимопроходящими, так и такими, что задерживаются в нас и рождают дела злые, как говорит Священное Писание. А если мы заглянем чуть глубже, то увидим, что Господь будет судить человека. И хотя Его Суд и будет милостивым, это все равно будет Суд. Он будет судить, поскольку Господь с Неба видит всех сынов человеческих, знает все сердечные помышления, которые рождаются у каждого человека в душе.
«Не спасается царь многою силою, и исполин не спасется множеством крепости своея». Нужно понимать, что не спасется любой человек, уповающий на войско, на свое политическое или экономическое могущество. Это очень важно для сегодняшнего времени, когда человек возлагает все надежды на свои средства, на имущество и связи.
Кто же может спастись в этой жизни? Только уповающий на Бога. Мы знаем и уже не один раз говорили о благоверном князе Димитрии Донском, который побеждал не количеством, не силою (его войско было намного меньше), а тем, что Господь был на его стороне. Святой благоверный князь Александр Невский говорил: «Не в силе Бог, а в правде!». Господь помогал князьям, и Сила Небесная, Войско Небесное были в помощь нашим воинам, которые уповали на Бога. Упование на Господа никогда не посрамит человека.
Продолжая Вашу мысль, хочу сказать, что Александр Суворов никогда не начинал сражения, не отслужив Божественной литургии. Остались воспоминания, как часто его современники торопили, подталкивая Александра Васильевича скорее начать битву, а он стоял и молился, говоря, что Литургия на Небесах еще не закончилась. А Феодор Ушаков...
– Поступал подобным образом, и не было ни одного поражения, ведь все упование было возложено на Господа.
Удивительно!
– Дай Бог, чтобы наши современные политики и те, кто стоит у руля власти, понимали это.
«Лож конь во спасение, во множестве же силы своея не спасется». И опять-таки здесь говорится: уповающий на то, что у него есть конь, конница, колесницы, не должен думать, что он самый сильный. Бывает, что конь поднимается на задние ноги, скидывает седока, и тот погибает – это ложное упование на коня: даже если у тебя будет конница во множестве, это тебя не спасет. Мы помним из Священной истории: фараон, имея многочисленное войско, был поражен, когда гнался за Моисеем, проходящим через Чермное море, которое потопило и фараона, и его коня, и колесницы, и все его войско. Поэтому никто не должен уповать на то, что он имеет коня, танки, самолеты, преимущество в военной силе: если не будет упования на Господа, то все это не принесет никакой пользы.
«Се, очи Господни на боящыяся Его, уповающыя на милость Его». На кого призрит Господь? Кому Он помогает? К кому располагает Свое сердце? К тому, кто боится потерять Его любовь, кто боится нарушить заповеди Его и стремится всей своей жизнью исполнить Закон Божий. Тот, кто уповает на милость Божию, тот и получает ее. Но нужно понимать, что милость не дается просто так, а лишь тогда, когда человек, уповая на Господа, сам оказывает ее другим. Если Господь милостив, то и мы должны быть милосердны к ближним – никто не должен думать, что если он будет жить праздно, то получит милостивый Суд: милость будет оказана только тому человеку, который совершает дела милосердия в своей жизни. Милосердие – это уподобление Самому Господу: Он Благ, Он милосерд, и если мы отчасти оказываем милость другим, то уподобляемся, приобщаемся к Небу, к Самому Господу.
«Избавити от смерти души их, и препитати я в глад»
Очень утешительные слова! Если очи Господни – на боящихся и уповающих на Него, то Господь пощадит их, избавит от вечной смерти, и тогда, когда даже нечем будет питаться, когда наступит голод, Бог напитает. В истории этому есть очень много примеров – от воинов-простолюдинов до монахов, наших святых, преподобного Сергия Радонежского...
Да, и Сергий Радонежский, и Евфросиния Московская...
– Обозы приходили с продовольствием в трудные времена, и монахи питались. Господь никогда не оставляет своих верных: Он и препитает их, и избавит от вечной смерти их души.
«Душа же наша чает Господа, яко Помощник и Защититель наш есть». Сложно комментировать эти слова, настолько они понятны и близки каждому человеку! Господь – и Помощник, и Защитник наш не только в земной жизни, но и в вечной, Небесной: Он поможет, защитит, проведет и дарует человеку вечные обители.
«Яко о Нем возвеселится сердце наше, и во имя святое Его уповахом». Праведник веселится об имени Божием потому, что оно спасает человека. «Именем Моим, – говорит Господь, – бесы ижденут». Поэтому такую великую силу имеет Иисусова молитва. Апостол Павел говорит, что нет больше того имени ни на земле, ни на небе, ни в преисподней. Есть только одно имя, которым нам надлежит спастись, – имя нашего Сладчайшего Господа Иисуса Христа. И на имя Его святое мы уповаем, и именем Его веселится сердце наше.
И заканчивается псалом удивительными словами: «Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя». Господь являет нам Свою милость не потому, что мы ее какими-то делами заслужили, а потому, что наше сердце, наше упование полностью возлагается на Господа. Мы любим Бога и потому ожидаем от Него только милость, которую Господь обильно дает всем любящим Его. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.