Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Протоиерей Андрей Канев: Зло – это отсутствие добра

Протоиерей Андрей Канев: Зло – это отсутствие добра

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №42 (891)

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Смерти не было – Адам еще не переступил черту. Господь ведь все знает – это было предупреждение: что может быть, если ты поступишь не так. Духовная трагедия ангельского мира уже произошла, часть ангелов, обладая свободой и разумом, разумно и свободно отпала от Бога и превратилась в бесов, дьяволов и самого сатану. Зло – это отсутствие добра. Поскольку Адам был сотворен Господом совершенным, свободным, разумным, взрослым, все понимающим и мудрейшим (по сравнению с нами), то Господь не забирает у него свободу. По своей свободе Адам должен был и дальше возрастать духовно, трудиться (заповедь о труде – это же не с мотыгой ходить, за животными убирать). Рай – это гармония, это Богом устроенный гармоничный мир. Заповедь о труде – это возделывание рая души. Адам должен был возрастать, все более и более приближаясь к Богу. Господь дал Адаму и Еве и такую заповедь: «Не вкушайте от древа познания добра и зла, ибо смертью умрете». Это предупреждение, ведь Господь знает, что было, что есть и что будет. Он находится вне времени, перед Его очами все уже как сотворившееся. Поэтому Господь Адама честно предупреждает. И это не непонятные слова (как мы сказали бы ребенку по-китайски: «Не суй в розетку вилку, иначе тебя ударит током», а он китайского не знает): то, что сказал Господь, Адам прекрасно понял. Это нам надо двести раз сказать, чтобы мы что-то уразумели. Адам все понял, ведь у него был другой ум.

Мы часто говорим, мечтаем о прозорливых старцах, которые действительно были и, может быть, когда-нибудь еще будут у нас в Церкви: Бог открывает им духовные очи, они видят душу человека, знают, чем помочь. И у Адама было такое свойство – особенно наглядно это показано, когда Господь подводит к Адаму животных и он нарекает им имена. Ум у Адама таков, что он познает не так, как вынуждены познавать мы сейчас, вооруженные несчастным аналитическим умом (изрезать лягушку, чтобы понять, что у нее внутри находится). Адам сразу, духовно познает этот мир; ему не нужен этот анализ, все эти пробирки, эксперименты и так далее.

Когда Господь говорит ему: «Смертью умрешь» – это реальное предупреждение. А познание добра и зла? Вот представьте, что такое познание добра и зла, если ты не понимаешь эти слова. Получается, Адам шел-шел, случайно съел этот плод – и все? Нет. Господь ему говорит, что добро он знает практически, а зло существует теоретически. Эта трагедия тем и страшна, что это не просто случайные какие-то действия: Адам переступил через очень большое знание; он знал, что делает. Он знал, что будет смерть, что «смертью умрешь».

Трагедия происходит тогда, когда Ева и Адам вкушают от древа познания добра и зла и хотят стать как боги – вот где они сделали первый шаг и переступили черту. Дальше они скрываются от Бога, видя, что они наги (обнажены)… Все! Сразу изменилось качество их ума, и Дух Святой отходит от них, и их наполняет дух сатаны: человек устроен так, что у него «свято место пусто не бывает». Адам и Ева начинают прятаться от Бога, Он становится для них страшным – Тем, от Кого нужно спрятаться. И когда Господь призывает Адама к покаянию, он не соглашается и начинает говорить: «Жена, которую Ты дал мне». И Ева тоже начинает обвинять змея: «Я не виновата, это он виноват». Ум уже изменен, смерть уже вошла в первых людей.

Вот об этой духовной смерти и пишет святитель Игнатий. Адам после своего согрешения, по Священному Писанию и Преданию Церкви, будет жить еще 900 с лишним лет. То есть физически он живет, а духовно – уже убит.

Это можно увидеть и в нашем мире, далеко ходить не надо. Посмотри на себя: как тяжело бороться с грехами! Почему это так? А это признаки того, что душевная и духовная смерть вошла в нас и очень сильно действует. Когда помрачается ум человека, когда он не воспринимает основы веры, когда человек атеист или легко принимает ложные учения, а истинное принять не может, это все признаки духовной смерти, которая тогда вошла в Адама, и мы, рождаясь на земле, будучи уже наследниками первородного греха, эту душевную и духовную смерть приобретаем.

– Святитель Григорий Палама говорит: «Как разлучение души от тела есть смерть тела, так и разлучение Бога от души есть смерть души». В этом, собственно, и заключается душевная смерть. На эту смерть указывал и Бог заповедью, данной в раю. И святитель Игнатий, приведя эти слова, продолжает свои размышления: «Смерть, постигшая душу Адама за преслушание, не только сделала эту душу непотребной (то есть ненужной, непригодной для жизни с Богом), но и распространила проклятия на всего человека. Отныне само его тело подвергается многим трудам, страданиям, тлению». Из Книги Бытие мы знаем, что после такого преслушания произошло умерщвление внутреннего человека, и услышал Адам от Бога грозные слова, что отныне рай для него потерян и что доживать свой век и сам он, и его потомки будут уже совсем в других, не райских условиях. «Проклята земля за тебя, – говорит Господь, – со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей. Тернии и волчцы произрастит она тебе, и будешь питаться полевой травой; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».

Протоиерей Андрей Канев: – Да, Адам потерял рай: согрешивший и некающийся не может находиться в раю. Господь оказал Адаму огромную милость, изгнав его из рая. Только представьте: большой огонь, пожар – и в нем находится человек без специального костюма (как у пожарного, например). Любой человек, естественно, погибнет. Так же и там, где благодать Божия. Мы часто думаем, что все, что совершается в храме, – все на благо: Причастие – всем на благо (сейчас особенно, чем дальше – тем больше таких проповедей), а ведь святые отцы нас предупреждают – «рассуждайте, прежде чем приступить к таинствам». Божия благодать попаляет грех, а если я его люблю, значит, и меня тоже опаляет. Вот и получается, что Господь действительно оказал Адаму огромную милость, оставив его еще на покаяние здесь, на земле; и нас, как его потомков. Адам мог просто сгореть в огне благодати Божией из-за того, что он внутренне не соответствовал этому месту.

Вот если бы он покаялся, я думаю, что Господь, наверное, простил бы его и оставил в раю. А поскольку в Адама уже вошла гордость, дух сатаны, он оказывается в месте мучения – рай изменился из-за Адама, это и логично. Если, допустим, глава войска или император становятся безумными и ведут куда-то свое войско или царство, то ясно, что страдает все войско или царство. Если Адам, как царь земли (а ведь у него было такое предназначение, данное Богом – управлять и руководить этой землей) изменяется, если в него входит зло, то понятно, что все остальное творение из-за Адама начинает рушиться. Нечего поэтому удивляться тому, что здесь, на земле, периодически бывают какие-то катаклизмы: наводнения, непогода и так далее. Это все – та епитимья, которая продолжает действовать из-за того, Адамова греха, и наших грехов тоже: если мы, как наследники Адама, начинаем грешить, то Господь через природу и дает нам такие епитимьи. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс