Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №43 (892) → Да будет свет!

Да будет свет!

№43 (892) / 15 ноября ‘16

Святая Земля

Представьте себе, вы въехали в новую квартиру. Там все готово для жизни, только вот люстру еще не повесили. И вот она уже закреплена на потолке, все провода подсоединены, можно включать. Или другая ситуация: зимним вечером в доме случились неполадки с электричеством, и вы в полной темноте наощупь ищете фонарик, включаете его. А потом в обесточенный дом приходит электрик, долго копается в щитке, меняет вылетевшие пробки, и вот оно – освещение. Думаю, во всех этих ситуациях прозвучит фраза: «Да будет свет». Это присловье мы знаем с детства, в том числе в разнообразных шуточных вариантах, но у него есть и значительно более серьезное употребление.

– Действительно, свет в нашей жизни играет огромную роль. Даже на бытовом уровне: сколько всего хорошего мы называем светлым. Например, мы говорим: «Какой светлый человек», или знаменитое: «Ученье – свет, а неученье – тьма», и так далее. Действительно, понятием «свет» мы очень много чего обозначаем и однозначно – всегда с положительной стороны.

Как всегда в таких случаях, нужно обратиться к Священному Писанию. Мы увидим, что самые первые строчки, которые мы читаем в Библии в Книге Бытие, говорят нам о свете – творя наш мир, первым сотворил Бог свет, Он сказал: «Да будет свет». Однако речь здесь идет, конечно, не только о том свете, который мы видим как солнечный (или дневной, как мы называем). Здесь все гораздо глубже и гораздо серьезнее: если мы вдумаемся, в момент сотворения мира ничего не было.

И Солнца еще не было, надо сказать: оно появляется на несколько дней позже.

– Да, совершенно верно. Не было абсолютно ничего. И для того, чтобы начать творение, нужен был очень мощный первый посыл. Скажем так, нужно было что-то, из чего потом все будет твориться, и этим чем-то и был свет. Есть очень интересные объяснения православных верующих ученых, что слова Бога «да будет свет» – это был необыкновенной силы выброс энергии, которая впоследствии стала тем ядром, тем началом, которое все творило.

Объясню чуть-чуть подробнее. С точки зрения физики мы знаем: свет можно описать двумя путями – как электромагнитные волны или поток фотонов. Фотоны – очень интересные частицы, которые вообще не имеют массы покоя, то есть они постоянно пребывают в движении. И когда встречаются два фотона, они образуют пару (кто-то, может, тоже помнит из школы, как и я): электрон-позитрон, и, в свою очередь, эти пары, встречаясь, образуют еще несколько фотонов, то есть образуют энергию. Свет для ученых – это, прежде всего, энергия: поток элементарных частиц, который мы видим как свет, это необыкновенный заряд энергии.

Как говорят ученые, каждая элементарная частица – как коробочка, в которой огромное количество энергии. Из элементарных частиц составляются атомы, из атомов – молекулы, из молекул – все жидкости, газы, минералы, а из них потом создается Вселенная. Великий закон природы – закон об энергии – лежит в всего сотворенного Богом. В основе всего – Бог, Его воля, которая рождает эту энергию. А мы с вами знаем, что Бог есть любовь. Соответственно, Божественная энергия – это энергия Божественной любви. Этой любовью сегодня рождаются дети, этой любовью и был когда-то создан мир.

Вообще, самое глубокое толкование на Книгу Бытие – это Евангелие от Иоанна. Давайте вспомним начало этого Евангелия и посмотрим, что еще мы можем из него узнать: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все через Него начало быть и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Лк. 1, 1–5)… Божественный свет – это основа нашей жизни. Без него не было всего тварного мира, не было бы нашей жизни.

Мы здесь приближаемся и к соотнесению понятий света и тьмы: тьма как таковая не сотворена Богом – она, как говорит святитель Григорий Нисский, нетварна, то есть неипостасна, у нее нет своего места в творении. Тьма там, где нет света, это отсутствие света. Здесь очень глубокий духовный смысл: везде, где Бог, – свет, и там нет тьмы, нет греха. Любой грех – тьма; соответственно, это удаление от света.

Почему нельзя назвать, собственно говоря, грех светом? На самом простом уровне можно сказать, что любой грех не терпит света. Представьте себе, что человек творит какой-то грех в темноте, скажем, что-нибудь крадет, и вдруг зажгли яркий свет. Он все высвечивает, все показывает, а грехи люди обычно предпочитают прятать: они знают, что это зло. Соответственно, свет – это жизнь и правда, а грех – это смерть и тайна, это всегда сокрытие чего-то, попытка сделать так, чтобы не было видно и не было понятно. Для любого живого существа абсолютно очевидно, что свет – это жизнь, тьма – это смерть.

И вот, полнота света является нам, конечно, в Господе Иисусе Христе. Святые отцы называют свет одним из видимых свойств энергии Божией: свет – это не сущность Божества, это одно из Его свойств; Богу присущ свет. Кого мы называем Светом? Христа. Мы говорим: «Свет Христов просвещает всех», ведь свет Божественной любви во всей его полноте, доступной нам для восприятия, Господь Иисус Христос явил и Своей проповедью, и Своей жизнью, и, конечно, фаворским Преображением: свет, который ученики видели на Фаворе – это тот же свет, Божественная энергия, энергия Божественной любви, которая и творила мир, которая и сейчас наполняет людей святой жизни. Подвижники говорят, что те, кто уже умеют молиться Иисусовой молитвой, действительно глубоко ею владеют (конечно, приходя к этому покаянием, постом, смирением), при жизни могут созерцать этот Небесный Божественный свет.

Ученые и богословы говорят нам, что свет – это вообще некая граница между нашим миром и миром, где ангелы и Господь. Это тоже интересный момент: действительно, после смерти нам всем предстоит войти в свет Божественной любви. И граница света – это ложь нашего мира по эту сторону, а правда Божия – по ту сторону. И когда человек через молитву, очищение сердца подходит близко к этому рубежу, он уже видит нетварный свет, и душа его не помнит ни времени, ни места, где она находится, и человек только плачет, молится и стремится всей душой к этому свету – это источник и физической, как мы сейчас поняли на основании свидетельства ученых людей, и, конечно, духовной жизни: все, что начало быть, было в Боге, и без Него ничего нет. Соответственно, наше стремление к Богу – это жизненно важное стремление. «Без Бога – ни до порога» – вот еще одна хорошая фраза.

Меня поразили в толковании святителя Василия Великого слова: «Первое Божие Слово создало природу света, разогнало тьму, рассеяло уныние, обвеселило мир» – святой употребляет удивительное слово, его нет в русском языке именно в таком звучании. Оно «всему дало вдруг привлекательный и приятный вид».

– Да, совершенно точно.

И с этим перекликается то, что говорит святитель Иоанн Златоуст: «Когда все видимое не имело надлежащего вида, высочайший Художник Бог повелел – и безвидность исчезла, явилась необычайная красота видимого света, прогнала чувственный мрак и осветила все»… Главное для нас – можем ли мы увидеть Божественный свет? И вот выясняется, что можем, но при определенных условиях.

– Очень важен момент, который я хочу подчеркнуть: Божественная энергия, Божественный свет был присущ Богу всегда. Бога никто не сотворил, и Свой собственный свет Господь тоже не творил. Это Его свойство, которое всегда было, и через творение мира Господь являет его в мир, Господь им творит мир и так открывает его нам, и, как мы уже говорили, уже в полноте – через Господа Иисуса Христа.

Если кому интересны эти темы, я советую прежде всего читать «Шестоднев» Василия Великого с толкованиями на него. И есть замечательная книжка, которую я очень люблю, – она называется «Верую и исповедую». Ее написал астрофизик Олег Владимирович Тупицын. Насколько я знаю, он работал в Академии наук СССР. Всю свою жизнь, даже в советские годы, он был глубоко верующим человеком, никогда не скрывал своей веры и набожности. И в этой книге он как раз отвечает на сложные вопросы науки и религии, касающиеся возраста Вселенной, каких-то несоответствий, которые иногда, как нам кажется, мы видим в Библии. С позиции действительно ученого и верующего человека он все объясняет – это написано в очень популярном, простом виде – и не устает изу-мляться мудрости, величию и любви нашего Создателя. Вот то, за что я очень люблю эту книгу. Она написана с большим трепетом и любовью ко Господу. Так что всем, кому интересно, советую почитать.

Записала:
Аксиния Шмонденко

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Ищите и обрящете

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс