Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
– Дорогие мои, какое хорошее слово – «зритель»! Такое известное, безликое, но выдает в человеке способность зреть, видеть, смотреть. А это – великий дар Божий. Надо сказать, не у всех есть эта способность, эта возможность наслаждаться миром света, красок, радости, лицезрением созерцания лиц. Наслаждение зрением доступно не всем.
И вот, друзья мои, когда мы говорим о вере, обретении веры, о встрече человека с Богом, очень часто мы используем метафору зрения. Т.е. человек, до того, как встретит Господа, до того, как станет верующим, будто слепой: ходит в какой-то тьме среди неясных образов, его окружает город шумов, разных звуков, странных, пугающих. Он не видит ни своего лица, ни лица своих близких, ни лица своего поводыря.
Человек, обретший веру, переживает нечто сродное тому, что переживает слепой от рождения, который внезапно, вдруг, начинает видеть. В 9-й главе Евангелия от Иоанна есть описание такого события. Очень глубокого, странного, богословски насыщенного – это исцеление слепого. Господь исцеляет слепого от рождения, и этот человек становится образом всякого, кто обретает веру в Бога.
Мы себе не можем представить, люди зрячие, этого события, потрясения, когда ты впервые вдруг увидишь свое собственное лицо, отраженное в зеркале, или лица своих родителей – настоящих, которых ты помнишь по голосу, по звуку, по характерному, может быть, шагу, интонациям. Ты изучил уже этих людей, ты знаешь этот мир, он тебе знаком, понятен. Ты знаешь людей, которые тебя водят, чувствуешь их прикосновение, можешь опознать их дыхание, характер их речи, их настроение по мельчайшим переливам тембра или нюансам голоса. И вдруг в этот уютный, казалось бы, мир звука вливается еще одно чувство, новое совершенно, которое обнаруживает полноту реальности. Оказывается, есть свет у этого мира, не только речь звука, но и цветопись. Он полон красок, и он в общем-то и живет зрением. Большая часть, знания о мире открывается нам через глаза.
У Ольги Берггольц есть замечательное стихотворение о прозрении:
Прозревший недоверчив:
он испуган,
он так обжился
в сумраке своем.
Он опознать
не сразу может друга,
того, кто был
его поводырем.
Он быстро утомляется
на пире
цветов и света,
правды и щедрот.
Он долго
одиночествует в мире
и все на ощупь
пробует вперед...
Человек, который обретает веру, похож на прозревшего слепого. Он открывает новые измерения жизни, он соприкасается с подлинной реальностью: «Так вот как оно было на самом деле!». И вот Ольга Берггольц очень важный момент опыта прозрения описывает: «Прозревший недоверчив: он испуган». Так часто бывает с верующим человеком, с человеком, который переживает опыт обращения, встречи с Богом. Он испуган: его комфортный мир разрушен. И я часто слышу от своих знакомых, друзей, которые пришли к вере во взрослом возрасте через боль, страдание или просто какую-то чудесную встречу с Богом. Они говорили: «Батюшка, лучше бы я был неверующим. Лучше бы я этого ничего не знал. Мне бы так проще жилось. Мне как будто бы открылись глаза на тот мир, который меня окружает, но лучше бы я остался слепым». Кроме лиц своих близких, кроме облика этого мира, его рельефа, его переменчивых красок, человек ведь начинает видеть, прозревший, т.е. обретший веру, начинает видеть подлинное лицо своего поводыря.
Люди неверующие живут с сознанием того, что миром правит случайность. Все как-то случается само собой, по каким-то неизвестным нам законам. Но когда ты встречаешься со своим поводырем, т.е. с Господом, знакомишься с ним, видишь его лицо, ты понимаешь, что все это время, пока ты жил, с самого дня рождения еще и до рождения, тот, кто водил тебя мимо этих ям, пропастей, тот, кто охранял твою жизнь и был этот поводырь. Вот его лицо.
И что же происходит? Люди радуются тому, что они поверили, а внутри себя еще и страшатся, боятся этого мира. Вот, друзья мои, такая странная реакция. И вы знаете, мы часто очень возвращаемся к этому страху, к этой тоске по миру сумрака, миру теней, нашей тьмы, где было все понятно, где каждый звук, каждое простое движение имело свою классификацию и легко объяснялось или просто легко не объяснялось как-то. Мир веры требует постоянной жертвы, постоянного вглядывания, лечения глаз. В книге, которую написал тот же самый евангелист Иоанн Богослов, в последней книге Библии, в Апокалипсисе, один из ангелов получает от Господа такое странное наставление: «Ты стал прохладным, ты утратил любовь свою. Так купи себе лекарство для глаз».
Вера подобна способности видеть: прозревший, видящий, знающий, видящий не только себя настоящего, видящий красоту своих ближних, труд своих близких, их подлинную судьбу, биографию, оригинальность. Он еще видит и Господа. Но грех – наш страх на самом деле, который толкает нас назад, в уютный комфортный мир обыденности, неверия, желанием ничего не знать о Боге, желанием не видеть не только Бога, но и своих близких и себя самого. Ведь как удобно жить иллюзиями нарисованного образа своих близких, детей, друзей – выдуманным образом, апеллировать этими идолами! Только бы не видеть настоящего, не соприкасаться с реальным моим другом, моими родителями, моими любимыми людьми. Ведь любить, видеть, верить – это огромный труд. И вот, друзья мои, верующему человеку, прозревшему человеку, однажды встретившимся с лицом своего поводыря следует всю жизнь эту способность зрения поддерживать, следует всю жизнь лечить глаза и помнить о своей несчастной слепоте и не давать этой слепоте снова завладеть собой.
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.