Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №46 (895) → Ищите и обрящете

Ищите и обрящете

№46 (895) / 13 декабря ‘16

Святая Земля

Анна, что же из услышанного в песне мы слышим и в Евангелии?

– Конечно же, «кто ищет, тот всегда найдет». Я тоже росла в Советском Союзе, поэтому, будучи церковным ребенком, с интересом обнаруживала подобные выражения в советской детской литературе, песенках, в каких-то поговорках или словах учительницы на уроке. Да, действительно, коммунисты пытались в каком-то виде оставить христианские ценности, но убрав из них Бога, поэтому произошла очень хитрая подмена. В этом можно убедиться даже на примере фразы «кто ищет, тот всегда найдет», которая здесь качественно отличается от того, что сказано в Евангелии: о другом поиске, о других способах найти то, что ты ищешь, говорит нам Господь, и поэтому, думаю, будет действительно интересно вспомнить, когда, при каких обстоятельствах, в какой обстановке сказал эти слова Христос и что же они на самом деле обозначают.

Сказаны эти слова были, скорее всего, в Нагорной проповеди. У апостола Матфея есть целых две главы, в которых собраны проповеди Спасителя, произнесенные Им в разное время на галилейских холмах. Холмы эти совершенно замечательные: когда стоишь на них и смотришь в этот простор, открытый, очень красивый вид, кажется, что кто-то зовет тебя в дальнее плавание, в необыкновенное приключение, путешествие – ведь Господь действительно зовет нас в путешествие, в опасное, увлекательное духовное путешествие; путь христианина – это действительно поход, путь, связанный и с опасностями, и с какими-то находками и потерями. И вот Господь дает нам в Нагорной проповеди, на одном из таких холмов очень важное «дорожное указание»: как нам по этому пути двигаться. Нам нужно иметь необыкновенную настойчивость, веру и прилагать усилия.

Господь, по сути дела, повторяет трижды одну и ту же мысль о настойчивости, которую нам нужно иметь на протяжении всего нашего христианского пути. И здесь подразумеваются не три разных действия, которые нам нужно совершить, нет. Имеется в виду усиление фразы: в то время было принято повторение фраз, вообще считается, что в библейской поэзии это – рифма. А очень многое в Евангелии (это может быть некоторым открытием для нашей аудитории), я уж не говорю о Ветхом Завете, – это стихи. То есть для ивритоговорящих слушателей или слушателей, говорящих по-арамейски (эти два языка близки), многое рифмуется, и поэтому так легко запоминались слова Господа: записывать ведь не было возможности, и ученики запоминали наизусть, а уже намного позже записали это в Евангелии. Но мы не должны сомневаться, что они запомнили что-то не так: память тогда была у людей необыкновенно тренированная, в отличие от нас, теперешних, и к тому же были слишком важны слова Господа, да и повторял Он их неоднократно в разных проповедях, поэтому все, что они записали, было абсолютно верно, – и Дух Святой, разумеется, помогал.

И здесь мы имеем дело как раз с примером библейской рифмы, когда рифмуется не окончание, как мы с вами привыкли («трава – дрова»), а мысли: одна и та же мысль повторяется, обычно Спасителем, дважды, и по структуре это абсолютно одинаковые предложения, только заменен один какой-то глагол на синоним. Получается, что одна и та же мысль сказана чуть-чуть иначе, но смысл абсолютно тот же. И вот это помогало запоминать наизусть то, что говорил Христос.

Здесь мы видим, что Господь высказывает нам трижды одну и ту же мысль, вероятно, желая этим подчеркнуть ее необыкновенную важность: Христос знал, что пока Жених был с ними, апостолам было легко, они, можно сказать, держались благодатью Христа, Его силой. Когда же они остались без Него, сначала первая благодать – Дух Святой, только что сошедший на них, питала их, но дальше им было все труднее… А что говорить о нас, христианах, живущих в последнее время? Нам иногда вообще кажется, что никто нас не слышит и не видит, настолько страшные дела творятся в мире, настолько нам иногда бывает тоскливо, трудно, страшно: страхи перед болезнями, страшными, неизлечимыми, перед войнами, терактами, несправедливыми законами, принятыми в государстве, – можно взять что угодно, страхи все больше сгущаются вокруг нас, и тем больше нам нужно терпения, настойчивости в нашем стремлении... Куда? Вот в песенке поется о вполне земных, скажем так, целях, которых должен добиваться человек.

Но ведь там цель очень благородная – поиск пропавшего отца, тоже можно «подвести Евангельскую базу», это не будет натяжкой.

– Да, но это исключительный случай, чаще эту песенку применяли именно к вполне земным вещам. А здесь речь идет, конечно же, исключительно о Царствии Небесном – Господь говорит только об этом: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды Его, и все остальное приложится вам». Это очень смиренный поиск – в нем очень мало зависти от нас – только усилие, желание, стремление, но не результат, ведь «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». Мы не можем достичь Царствия Небесного своими, пусть даже титаническими, усилиями – дает Господь. И поэтому в этом поиске есть большая доля смирения: труд мой, а результат от Бога.

Разница не в каких-то сюжетных линиях, а в том, что песенка горда, а Христос говорит о смирении. Вот коренные отличия.

– Да. И еще есть одно отличие – мы говорим о Нагорной проповеди, а эти слова были сказаны, вероятнее всего, в одной из таких проповедей, произнесенных на холмах Галилеи: в песенке поется с задором: «кто весел, тот смеется». Здесь, конечно, ассоциации есть с апостолом Павлом: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими», но, однако, это горделивый призыв хохотать в лицо всем бедам, неприятностям и врагам.

У Христа же говорится в Нагорной проповеди совершенно другое: «Блаженны плачущие», и здесь имеется в виду покаянный молитвенный плач. Смирение – то, чего не хватало коммунистам, с чем они так боролись, чего так не хватает постсоветским людям, которые часто приходят к вере уже в зрелом возрасте. Это самое трудное для понимания. Имеется в виду не смирение перед злом – перед ним нужно выставлять заслон, открыто говорить об этом и стараться по мере сил бороться со злом.

Имеется в виду смирение перед Богом и перед результатом борьбы, то есть ты борешься, а что получится, решает Господь. И в этом есть смирение: тогда человек не работает по 24 часа в сутки – он оставляет время для молитвы, понимая, Кто Хозяин всего, человек тогда оставляет время для своей семьи и за результатом не гонится, хотя он стремится к нему и старается делать все, что может, но разумно. В этом как раз и разница между поиском нехристианским и поиском христианским, о котором говорит Господь.

И, как мы понимаем, христианину нужно быть на своем пути и смелым, и твердым, и бодрым, и с надеждой идти, но не забывать просить, потому что если мы не будем молиться и просить, то Господь не будет с нами. Опять же, Богу не нужно, чтобы мы просили, Он и так знает, чего мы хотим и что нам нужно. Богу нужно, чтобы мы молились, не забывая Его, были с Ним, чтобы не терялась между нами связь, как связь матери с ребенком (митрополит Антоний Сурожский тоже очень много пишет, что Богу нужны наши молитвы, как любящему отцу нужно, чтобы ребенок разговаривал с ним, звонил ему по телефону, заезжал к нему, брал к себе в гости. Так же и Богу Отцу по Его любви нужно – да, можно так выразиться – наше с Ним общение). Но просьбы наши – это, скорее, выражение нашего детского перед Ним смирения, ведь Господь заранее знает все, что каждому из нас нужно, но тем не менее велит нам просить, велит нам стучать, искать: конечно, Царствие Небесное – это постоянный поиск Бога, об этом говорят даже святые подвижники, которые, как нам кажется, уже все нашли, уже с ангелами беседуют, но все равно говорят: «Я в пути, я ищу, я еще не начинал каяться, не начинал молиться» – это бесконечный поиск, Бог велик бесконечно, и наш поиск Его тоже – постоянный процесс.

Анечка, я вспомнила один из постулатов, который может пригодиться в этом пути: действуй так, как если бы все зависело только от тебя, молись так, как если бы все зависело только от Бога – созвучно тому, о чем мы сегодня говорили.

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

№45 (894) / 6 декабря ‘16

Святая Земля

Глас вопиющего в пустыне

№39 (888) / 18 октября ‘16

Святая Земля

Вавилонское столпотворение

№42 (891) / 8 ноября ‘16

Святая Земля

Камня на камне не оставить

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс