Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43
Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Продолжение. Начало в №8 (857) – №11 (860); №16 (865) – №40 (889)
Мы с протоиереем Алексием Ладыгиным продолжаем разговор о Псалтири, а именно – о 30-м псалме.
– В 30-м псалме говорит царь Давид, что человек приближается к Богу быстрее всего и ощущает Его мощь и крепость тогда, когда находится в трудных обстоятельствах. Иначе, уповая на то, что имеет, он забывает о Боге и в итоге остается посрамленным. Надписание псалма такое: «В конец, псалом Давиду, изступления». Что это значит? Псалмопевец говорит нам о своем преступлении. Когда человек впадает в грех, то есть нарушает заповеди Божии, то оказывается в состоянии исступления, какой-то заторможенности тех невидимых процессов, которые происходят у него в жизни. У царя Давида это было именно тогда, когда он совершил грех по отношению к Урии, убив его из-за жены Вирсавии.
Всякий человек приходит в исступление от беды, скорби или от внутреннего переживания. Конечно, человек возвращается в нормальное состояние только за счет покаяния. Царь Давид хочет показать, насколько был тяжел его грех, сколько ему пришлось пережить из-за этого поражений, испытаний, трудностей. И хотя Господь простил ему этот грех, но за него Псалмопевцу многое пришлось претерпеть, чтобы до конца осознать и, может быть, другим показать, что лучше избежать в своей жизни грех, нежели терпеть такие поношения в течение жизни, то есть находиться, как бы мы сказали, в исступлении.
А царь Давид понимал, что он совершает грех? Понимал – и все-таки совершил его?
– Когда человек находится в страсти (а именно так и было: царь Давид увидел Вирсавию, и страсть к ней захватила его сердце), тогда он не видит греха и стремится удовлетворить эту страсть. Кроме того, он прятал этот грех и наслаждался жизнью до тех пор, пока пророк Нафан не показал ему, какое зло он совершил. Только после этого царь Давид понял, в каком грехе находится, и принес Богу покаяние.
Здесь содержатся очень интересные и глубокие мысли. Псалмопевец всегда очень мудро начинает каждый свой псалом – восхваляет Господа, показывая, насколько в благостном состоянии пребывает человек, когда он находится в мире с Господом, и как Бог являет ему Свою милость.
«На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя».
Мы уже рассуждали, прав ли человек, который надеется на другого человека? «Всяк человек ложь», – говорит Псалмопевец: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» – другие очень яркие слова царя Давида. Уповающий на Бога останется вовек не посрамленным и, живя в правде, будет избавлен Господом от всех искушений и бед.
«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя». Мы не раз говорили, что значит приклонить ухо – Давид очень часто использует это выражение в своих псалмах. Если мы разговариваем друг с другом в ситуации, когда что-то отвлекает, в шуме, мы можем не услышать друг друга, но когда человек другому говорит на ухо, то он обязательно будет услышан, потому что акцентирует внимание на том, о чем говорит. Царь Давид просит Бога, чтобы Господь его услышал в эту трудную минуту: «Приклони ко мне ухо Твое». Иными словами, Псалмопевец говорит: «Прояви, Господи, ко мне Свою любовь, Свое снисхождение, даруй мне Свое милосердие. Будь мне прибежищем и прости меня». Он испытывает большие трудности и понимает, что без Божией помощи невозможно их преодолеть.
«Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: имени Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя». Здесь царь Давид говорит, что он уповает именно на имя Божие. Некуда было обратиться Псалмопевцу, не у кого было искать защиты – все восстали против него. И если кто-то уповал на людей, если кто-то показывал силу человеческую, то Давид оставался верен милосердию Божию, любви Божией, имени Божиему и прибегал к защите Бога. И милосердный Господь никогда его не оставлял.
«Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи». Псалмопевец просит Господа, чтобы Он избавил его тех сетей, в которые он попал. Здесь говорится о событии, когда сын царя Давида восстал против него: он не думал, что Авессалом восстанет, и не был готов к этим сетям, поэтому в какое-то время удалось свергнуть царя, захватить дом и осквернить ложе его. Давиду пришлось скитаться. И он взывает к Богу: «Только Ты, Господи, можешь избавить меня от тех сетей, которые расставил мой сын!».
Мы всегда говорили, что Псалтирь имеет и таинственное, духовное толкование, здесь много мессианских мест. И, конечно, сети всегда ассоциируются в нашей духовной жизни с сетями врага рода человеческого, которые он расставляет, чтобы уловить в них человека, и потому многие из нас падают в искушения.
«В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины». Давид говорит здесь о силе Божией – он отдает свой дух, свою душу в руки Божии, понимая, что Господь может его избавить от бед и скорбей. Он называет Господа истинным Богом, Который избавляет человека по правде Своей от неправды.
«Возненавидел еси хранящия суеты вотще: аз же на Господа уповах». Что значат слова «хранящыя суеты вотще»? Здесь говорится о тех, кто уповают на свое богатство, силу, на других людей, на войско. Давид никогда такого упования не имел, все свое упование он возложил на Господа и никогда не предавал Его. Как говорят толкователи, есть люди разные: есть те, кто уповает временами на деньги, временами – на связи и временами – на Господа. Такие люди пребывают в неправде. В истине пребывает тот человек, который постоянно в своей жизни уповает на Бога.
«Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». Царь Давид здесь говорит о милости Божией, не только вразумляя каждого из нас, но и взывая к Богу в молитве: «Ты же Сам сказал, Господи, что Ты милосерден по отношению к нам». Это милосердие, которое Псалмопевец выставляет перед Лицом Божиим, как бы понуждает Бога быть милосердным и к самому Давиду. Здесь говорится о смирении – не том, которым обладал он в полноте, как некоей добродетелью, данной от природы, а пришедшем за счет испытанных им страданий. Царь Давид смирил себя, свою гордыню – он находится в смиренном состоянии, потому что, по сути, уже лишен и своего царства, и войска, и части народа, отвернувшегося от него.
«И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои». «Ты избавил меня от врагов моих, вывел из тесноты», – говорит царь Давид, обращаясь к Богу. Псалмопевец находился в тесноте, был в том месте, где скрывался от врагов. Здесь уже Давид обладает свободой.
«Помилуй мя, Господи, я ко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя». Когда человек в слезах от покаянного чувства, от нужды, скорби, то у него происходит помутнение в глазах, он уже не может ничего видеть – и душа, и утроба его находятся в таком смятении, в котором находится человек, когда пребывает в трудностях. Святые отцы называют око умом души, а утробу памятью в душе, а в ней как стекаются все сосуды и расходятся, питая его, так и чувства сходятся. Это образ ума нашего, тоже находящегося в смятении. Давид просит Господа, чтобы Господь помиловал, простил и избавил его от этой скорби.
«Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася».
Псалмопевец пишет о состоянии душевного и внутреннего потрясения, в котором находится, и сравнивает его с физическим состоянием человека, когда и его кости не могут явить свою крепость, чтобы удержать его – как старец не может опереться на свои суставы, так как они не держат его, так и больной человек, находящийся в расслаблении, не может опираться на свое тело. И Давид говорит, что у него вот такое же состояние, и хотя он обладает физической силой, но уже и стоять не может от своих внутренних и душевных переживаний.
Грехи тянут вниз.
– И грехи тянут вниз, и в то же время – состояние скорби как следствие его грехопадения. Это тоже приносит человеку некую брань.
«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящии мя вон бежаша от мене». Давид говорит о своем состоянии: он становится для всех презренным. Если до этого он был царем, которого все ждали, приглашали в свой дом, с которым было приятно увидеться, и можно было этим состоянием вдохновляться и радоваться, то теперь все изменилось.
Враги радуются падению царя. Языческие государства, народы, которые радовались той высоте, что была у Давида, завидуя ему, теперь же радуются тому, что он лишен всего, презрен. И те, кто знал его, отказываются от него, испугавшись преследования со стороны Авессалома и его военачальников. Если раньше видели царя и радовались ему, то теперь те, кто видит его на дороге, пытаются свернуть с нее, не быть с ним, чтобы и их не убили вместе с Давидом. Вот такое состояние смятения было у Псалмопевца – это тяжелое состояние!
Но как точно Давид описывает его, с каким покаянием!
– Да. Но в таком состоянии находится всякий человек, совершивший грех. Из-за него Господь посылает тебе такие наказания, и ты будешь испытывать это состояние – душевное терзание. Это испытывает человек после грехопадения – внутренняя скорбь, оставленность, когда тебя оставили и близкие, и друзья, посмеявшись и убежав от тебя, то есть человек всегда за счет греха теряет внутреннее равновесие, испытывает терзание в своей душе.
Но подобные терзания, наверное, может испытывать только верующий человек, который сможет осознать свое грехопадение – бессовестного человека, если он совершил грех, ничто не терзает? Все-таки чувство, приближающееся к покаянному, свойственно людям церковным.
– И верующим, и церковным людям, но я думаю, что в какой-то степени никто не может избавиться от того терзания, которое одолевает его: совесть, как некий Закон Божий, есть у каждого человека.
«Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен». Как сосуд, если про него забыли, потеряется и может быть разбит, так и о Давиде все забыли.
«Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». Царь Давид, взывая о помощи, говорит: «Бог мой, я уповаю на Тебя и судьба моя, жизнь моя в руках Твоих!» Только Господь может избавить от тех, кто гонит его.
«Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею». Мы уже говорили, царь Давид всегда уповает на милость Божию, которой Господь спасает всякого человека.
«Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад». Господь прощает всякий грех, как говорит царь Давид, кроме бесчестия. Нечестивыми псалмопевец называет еретиков и безбожников – они никогда не спасутся, их наказывает Господь, чтобы другим было неповадно.
Это удивительный псалом, одни из последних в нем такие прекрасные, просто замечательные слова: «Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящим гордыню». Конечно, Бога прославлять могут только те, кто уподобляется Ему.
И завершается псалом так: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа». Какие прекрасные слова! Царь Давид еще раз подчеркивает, что даже тот, кто испытывает какие-то трудности и скорби, должен уповать на Господа. Хотя Господь и не сразу явит ему Свою помощь, испытывая его терпение, но никогда не оставит того, кто уповает на Него. (Продолжение следует)
Расшифровка:
Евгения Осипцова
Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Сайт газеты
Подписной индекс:32475
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.
Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.