Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №41 (890) → Протоиерей Андрей Канев: Человек должен знать веру

Протоиерей Андрей Канев: Человек должен знать веру

№41 (890) / 1 ноября ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №11 (860) – №40 (889)

– Почему так происходит? Причин несколько, и одна из них – элементарное незнание, иначе – духовная безграмотность. Но ведь это поправимо: мы всегда сначала приобретаем пусть мало-мальские, но знания, а лишь затем – умения и навыки. Вспомним школьные уроки. Поначалу, например, учитель математики давал нам теорию, потом мы всем классом решали задачи, а уже потом самостоятельно делали домашнее задание. Или учитель химии: сначала рассказывал нам о свойствах вещества, потом мы всем классом делали лабораторные работы и, опять-таки только после этого, сами дома выполняли упражнение. И никак не наоборот! Так же и в вопросах веры: если у нас есть правильные теоретические представления, что есть спасение, Кто есть Спаситель, что такое покаяние, тогда мы сможем (пусть даже в последнее мгновение своей жизни) принести покаяние и приблизиться к Царствию Небесному. Но если таких понятий у человека нет, то он не сможет даже на смертном одре ни омочить слезами платка, ни просто сказать: «Господи, помилуй!».

Протоиерей Андрей Канев, настоятель храма в честь Владимирской Иконы Пресвятой Богородицы (г. Екатеринбург), кандидат философских наук: – Совершенно верно! Речь опять идет о том, что человек должен знать веру. Это говорится для тех христиан, которые основы веры знают, но по ряду обстоятельств (как внешних, так и внутренних) не стали христианами по делам своей веры или своей жизни.

Христиан надо учить вере, потому что мы с этим знанием не рождаемся, мы вообще ничего не знаем при рождении; нас надо учить и с ложки есть, и шнурки завязывать. И как во Христа верить, и как жить – этому тоже надо учить. Надо учить так, как учит Церковь, традиционно, с согласием отцов Церкви и без всяких исключений, а то можно и так «заучить» – ереси какие-нибудь возникнут!

– А святитель Игнатий после слов, что Господь непрестанно призывает человека к покаянию, спасению до последних минут и что эти минуты могут искупить всю его жизнь, приводит повесть о девице Таисии. Она, оставшись сиротою, сделала из своего дома гостиницу для монахов. Но постепенно ее дела пришли в упадок, разорение, а неблагонамеренные люди отвратили ее от добродетелей, и Таисия стала жить худо и даже развратно. Отцы же, услышав об этом, конечно, опечалились и просили авву Иоанна Колова посетить и вразумить девицу. Встретившись с Таисией, авва Иоанн, сострадая грешнице, начал горько плакать и призывать ее к покаянию. И она откликнулась на этот призыв, сказав: «Веди меня куда хочешь». Тотчас они отправились в путь, причем Таисия не только не спросила у аввы, куда они идут, но даже не оглянулась на свой дом и не оставила о нем никаких распоряжений. Ночь застала их в пустыне. Они улеглись спать прямо на песке, поодаль друг от друга, а в полночь авва Иоанн проснулся, увидел, как ангелы Божии возносят душу Таисии на Небо, и услышал глас: «Один час ее покаяния принят более, чем долговременное покаяние многих, не оказывающих при этом такого самоотвержения!»

Протоиерей Андрей Канев: – Красивая картина! Вспоминается покаяние Евангельской блудницы, когда Господь сказал фарисею: «Она возлюбила много», то есть возлюбила Бога так, что отреклась от всего, что любила до этого, и была прощена. Господь сказал ей: «Вера твоя спасла тебя, иди и не греши более». Вот и здесь пример внутренней решимости человека менять свою жизнь. Не двоедушие, с которым мы часто сталкиваемся, а искренность и решимость! Вот это оценивается.

– «В собственном смысле разлучение души с телом не есть смерть, – учит святитель, – оно есть только последствие смерти. Но есть смерть несравненно более страшная, та, которая является началом и источником всех болезней человека, и душевных, и телесных, и той лютой болезни, которую мы и именуем смертью».

Протоиерей Андрей Канев: – Святитель Игнатий констатирует здесь истину: смерть входит в человека с грехопадением Адама. Господь прямо так и сказал: «Смертью умрешь». Но Адам ведь остался жив: ходил, говорил, еще девятьсот лет прожил. «Смертью умрешь» означает, что в тебя войдет яд смерти в виде грехов, страстей, печалей, нужд и в итоге, после перехода, ада. Если мы так будем рассматривать смерть, то, конечно, мы мертвы и сейчас. Мы ходячие мертвецы; нам важно стремиться к изменению, к воскресению именно сейчас. Мы мертвецы, которые сейчас могут быть воскрешены. Эту мысль и проводит святитель Игнатий, и, если задуматься, это очень глубокая, серьезная и беспокойная мысль, потому что если ты слышишь такие вещи и остаешься равнодушным, то ты просто реальный мертвец! Смерть проявляется в нас в виде грехов: не только таких страшных, как убийство, воровство или любодеяние (что, наверное, даже в языческих обществах признается за неправильные поступки), но и тех страстей, которые мы часто не замечаем и которые действительно являются очень страшными, – тщеславия, гордости, уныния. Эти страсти не дают человеку ожить. Если с ними не бороться, а уныние и тщеславие воспринимать как радости жизни, то мы получаем просто усиление или рост этой смерти в себе. В этом вся беда и проблема. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

Полную версию беседы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс