Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (889) → На Святой Горе Афон. Старец Продромос

На Святой Горе Афон. Старец Продромос

№40 (889) / 25 октября ‘16

Зарисовка

Первая калива которую мы посетили на Афоне, была калива известного духовника – старца Продромоса. Когда мы ехали к отцу Продромосу, Николай, наш гид, предупредил нас, что старец только что перенес операцию – удаление щитовидной железы и поэтому побеседовать долго с ним, наверное, не получится: чтобы мы были готовы только принять его благословение. Но получилось наоборот – со старцем мы беседовали достаточно долго.

Я ничего раньше не слышал об этом старце. В кратких воспоминания моего преподавателя, посещавшего Афон, о. Продромос не занимал особо значительного места. Как мне показалось, он не произвел тогда на него особого впечатления. Действительно – обстановка в каливе не была аскетичной в традиционном представлении. В приемной было идеально чисто, стояла новая мебель, небольшая кухонька с барной стойкой, за которой послушник варил нам кофе. Сам старец оказался довольно тучным человеком, но с добрым и улыбающимся лицом и несколько выдававшими его внимательными и строгими глазами. Мы удобно расположились на диванчике, послушник нам предложил по бокалу воды и стаканчику ракии (которую, кстати, во время беседы так и не успели попробовать).

Первое, что оставило впечатление об этой каливе, – это очень гостеприимные и улыбающиеся послушники. Своим наблюдением я поделился с сопровождавшим нас монахом Антонием – келиотом, жившим в отдельном от монастыря домике и зарабатывавшим на жизнь приемом и извозом паломников на своей старенькой машине. Отец Антоний вздохнул тогда грустно и сказал – «это от того, что они находятся на послушании, а я – не на послушании, поэтому хмурый». Отец Антоний уже более 30 лет живет на Афоне, он – чадо Ефрема Аризонтского: вместе со своим духовным братом он в 2001 году перешел из Филофейского монастыря в Андреевский скит – там его духовный брат остался и впоследствии стал игуменом, а отцу Антонию не понравилась местное устроение, и он ушел в монастырь Пантократора, а потом и в отдельную келью.

Второе, что меня поразило: скорость действия послушника, нас встречавшего. Очень любезный, радушный, лет 50-ти монах, – он до прихода Продромоса разговаривал с нами. Спрашивал что-то у отца Антония, подал нам воду и ракию – было неудобно, что за мной ухаживает и прислуживает мне человек, годящийся мне в отцы. Потом пришел старец и начал разговор с нами. Когда у него пересохло в горле и он попросил воды, послушник так быстро метнулся, налил и принес ему стакан, что я подумал: такой скорости послушания я не видал даже у наших иподиаконов! Так же было, когда старец предложил нам кофе и сладости: не успел отец попросить его предложить их, печенье в шоколаде было у нашего столика. Я соглашался кушать все, бывшие со мной отказались. Впоследствии в разговоре с отцом Продромосом основным вопрошающим снова был я (не позволив Егору блистать абстрактными вопросами типа «скажите, а что, для вас любовь Христова или монашество – это путь радости?»).

Отец Продромос вышел, благословил нас и сел напротив. Он начал располагающую беседу. А я тем временем подумывал, что же спросить у старца. Осматривая интерьер каливы, за дверью, из которой вышел батюшка, я увидел портрет Ефрема Катунакского, очень духовного человека, молитвенника и тайнозрителя, служившего священником в общине старца Иосифа Исихаста. Именно о нем старец Арсений когда-то сказал Иосифу: «Смотри, отче, мы подвизаемся здесь многие годы, а этот малый обгоняет нас…» И я спросил, знал ли он отца Ефрема.

Отец Продромос ответил, что это был великий старец – он был настоящим, строгим монахом. Одним из первых в слове его наставлений было – «послушание»… Я слушал зевая: да, слова о послушании мы слышали много раз, еще начиная с семинарии. Если бы старец рассказал о молитве, о тайнозрении отца Ефрема...

Всем приходящим старец задавал два вопроса. Первое что отец Ефрем спрашивал, когда приходили к нему: «Благословил ли твой духовник прийти ко мне?» Если приходящий отвечал утвердительно, он задавал второй вопрос: «Благословил ли он спрашивать у меня что-то?». Если послушник не отвечал утвердительно, старец не продолжал с ним беседу и уходил.

На следующее утро я, молясь, обдумывал эти слова старца Продромоса. Не знаю сознательно или неосознанно, – но он тонко обличил меня: я ехал на Афон не то чтобы не благословясь, а как-бы поставив своего батюшку перед фактом – я еду на Афон: не за свои деньги, меня везут, поэтому отказываться точно не буду. Благословившись так, я ничего, конечно, тогда не спросил об афонских старцах и возможности советоваться с ними. Но ведь мне говорили, что ездить к другим духовникам при своем духовном отце, да еще и без его на то воли, есть в некоторой степени духовное прелюбодеяние. Такие размышления были у меня на следующий день.

Но во время беседы я ни о чем этом не думал. Просто беседа отца Продромоса мне начинала все больше нравиться.

– Я вам расскажу одну историю, – продолжал он. – Первый раз я встретился с отцом Ефремом в 1979 году. Тогда я ушел из монастырской каливы, ища более уединенной монашеской жизни. Когда я пришел к нему и рассказал ему об этом, он сказал мне, что я должен обязательно вернуться и взять благословение у монастырского духовника. Во мне все тогда противилось словам старца, и я сказал: «Но меня поставили начальником над братиями каливы, и мне это тяжело». На это старец мне сказал, что ты все равно должен был благословиться у своего духовника – если ты не сделаешь этого, то вся жизнь твоя пойдет кувырком. Тогда я сказал ему, что действительно, после того как я ушел из монастыря, я не испытывал больших искушений за свою монашескую жизнь. – «Поэтому ты должен вернуться и попросить его благословения, и тогда все успокоится». – После этого я пошел к одному старцу, который жил ниже скита Святой Анны. И он начал своими словами ласкать мои уши (может быть, это неточность перевода, – но старец Продромос и мы вместе с ним рассмеялись), он начал говорить мне: ты все правильно сделал, что ушел от них. И многое другое подобное этому.

Но я все же сделал так, как сказал старец Ефрем, а не как говорил старец Анания. Пошел к монастырскому духовнику и принял от него благословение. (Как я понял, отец Продромос ушел из той каливы, но при этом уже имея на то благословение духовника). После этого, – закончил он рассказ, – все в моей жизни встало на свои места.

Я сказал, что заметил: у него в каливе все послушники веселые и улыбаются, что они действительно на послушании и им тоже легко. Тогда отец Продромос, поблагодарив, сказал, что над их каливой тоже нависают тучи. В это время у меня созрел еще один вопрос. Я рассказал ему про батюшку – что у нас есть общинка на Урале, что батюшка тоже является духовным чадом уральского старца и делателя Иисусовой молитвы, о. Павла Чазова. Рассказал ему о проблемах которые есть у нас, и что батюшка очень скорбит о своих духовных чадах, которые отходят.

Тогда старец Продромос после небольшой паузы сказал, что пускай те кто ушел обойдут весь мир, и всех духовников на этом белом свете. Но нигде они не получат того духовного успокоения и радости, которые они испытали у своего духовного отца. Что наш учитель, апостол Павел говорит, что много духовников, а духовный отец только один.

Опять же, только на следующий день, размышляя над словами старца я вспомнил слова апостола, о которых говорил старец: «Аще бо (и) многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих». Раньше я и не задумывался, что слова апостола «не многи отцы» означают одного духовного отца, которым был для общины Коринфян, не всегда верных и далеко не всегда святых, апостол Павел.

После того как мы вышли от старца Продромоса, мой спутник и сродник Егор поделился со мной, что такой благодати и радостного на душе чувства он никогда раньше не испытывал. Это лишь одна зарисовка моего недельного пребывания на Святой Горе. Впереди было еще множество паломничеств, встреч, и святынь. Но это уже другие истории...

Андрей Печерин,
г. Екатеринбург

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс