Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №48 (801) → Выбирая между Санта Клаусом и Дедом Морозом, правильный ответ будет – святитель Николай

Выбирая между Санта Клаусом и Дедом Морозом, правильный ответ будет – святитель Николай

№48 (801) / 23 декабря ‘14

Зарисовка

В этой теме:

Зарисовка
Новый год по-православному

Благодаря рекламе и информационным технологиям, дети всего мира знают, что Санта Клаус – это менеджер компании Coca-Cola, ответственный за своевременный подвоз американской газировки к Новому году. Он колесит по всему миру на автопоезде, увешанном светящимися лампочками, и развозит сладкую воду на радость маленьким и взрослым.

На празднике Зимней Елки в толерантном западном обществе о Христе сегодня не упоминают (это может больно ранить представителей других конфессий, атеистов или сатанистов). Поэтому Рождество там – это не празднование Рождения Спасителя мира, а скидки, подарки под елкой и выходные. На этом празднике Санта Клаус – это профессиональный аниматор, развлекающий публику, раздающий подарки и фотографирующийся на память.

Дедушка Мороз, так любимый у нас в России, мало отличается от своего западного коллеги. На Новый год он так же ходит по квартирам, предприятиям и офисам, читает стишки, поет, фотографируется, выпивает и дарит заранее оплаченные подарки. Если вам доведется побывать в его резиденции в Великом Устюге, вам предложат фотографирование семьей с ним за 6 тыс. рублей, а вечер в его обществе обойдется дороже, чем услуги лучших аниматоров столицы: цены могут исчисляться в десятках тысяч долларов для чиновников и топ менеджеров нефтяных компаний. Зато дедушка Мороз может прийти не один, а например, со Стасом Михайловым или Надеждой Бабкиной. Тогда праздник до утра вам гарантирован.

Какое отношение эти веселые бородачи с почасовой таксой и бородой из ваты имеют к празднику Рождества? Да никакого. Это медиа-персонажи общества потребления, чья задача – стимулировать продажи и организовывать корпоративы. Психологи давно отметили этот феномен: даже далекие от христианства люди во время рождественских каникул испытывают праздничное настроение и готовы делать близким подарки. На рождественских распродажах торговые гиганты и торговые сети США и Европы делают большую часть своей годовой выручки (достигающей иногда 90% от всех заработанных денег). Благодаря умелому маркетингу, рекламе и огромным скидкам продавцы создают ажиотаж вокруг распродаж. Возле торговых центров вырастают огромные очереди возбужденных, готовых ради покупки на все, людей. Когда двери наконец-то открываются, покупатели теряют последние остатки человечности: стремясь попасть в магазины, они давят, топчут друг друга, ругаются, толкаются и дерутся.

Ежегодно в этих очередях гибнут несчастные, оказавшиеся под ногами обезумевшей толпы. Неслучайно начало рождес-твенских распродаж в Америке называют «черной пятницей».

Только в прошлом году в Нью-Йорке в одном из торговых центров сети Walmart произошла драка между покупателями, которые буквально набросились на стенд с музыкальными системами. Когда стало ясно, что всем желающим товара не достанется, началась драка. Люди вырывали заветные стереосистемы друг у друга и только вмешательство полиции предотвратило назревавшее побоище. В Калифорнии в городе Сан-Бернардо во время драки пострадал полицейский. Когда он попытался разнять двух покупателей, ему сломали запястье. В этом же штате в городе Реалто в очереди вспыхнула потасовка с применением огнестрельного оружия; в результате был арестован местный житель. В штате Нью-Джерси полиции пришлось применять перцовые баллончики для предотвращения драки в магазине Walmart; в Вирджинии у супермаркета той же сети дошло до поножовщины: один покупатель ранил другого в руку до кости, не поделив с ним место для парковки. В Чикаго разозленный покупатель сбил на автомобиле полицейского. Напарники пос-традавшего открыли стрельбу и ранили мужчину. В Лас-Вегасе на парковке супермаркета произошла драка со стрельбой из-за широкоформатного телевизора.

Газета Huffington Post отмечает еще одну тенденцию: после Дня Благодарения в конце ноября американцы стали покупать больше огнестрельного оружия. Так, в прошлом году во время «черной пятницы» Национальная система проверки на наличие правонарушений зарегистрировала 154 873 обращения: колл-центры службы не справлялись с такой высокой нагрузкой. Магазин товаров для охоты и рыбалки Cabela’s даже предлагает ружья в качестве подарков первым 600 покупателям.

По данным Американской исследовательской группы, в прошлом году в «черную пятницу» доходы от продаж составили $11,2 млрд, а в торговых центрах побывали порядка 150 млн американцев. В целом, до наступления Рождества (25 декабря), согласно оценкам экспертов Национальной федерацией розничной торговли, жители Соединенных Штатов намерены потратить $602,1 млрд. «Это на 3,5 % больше, чем в прошлом году и на 3,3% выше, чем в среднем за последние десять лет», – отмечается в сообщении федерации.

С одной стороны, самое главное событие в человеческой истории – Рождество Господа нашего Иисуса Христа, Пришедшего в мир, чтобы избавить людей от смерти и греха, с другой, – вакханалия вещизма и невоздержанности. Как говорится, почувствуй разницу.

Что может быть ужаснее Деда Мороза, который ласково уговаривает вас купить дорогую, совершенно не нужную вам стереосистему? Только Дедушка Мороз, забывший стишки и упавший лицом в ваш «оливье» посреди праздничного стола...

А ведь когда-то он был совсем другим. Люди старшего поколения вспомнят, что у нас в России был Дед Мороз из фильмов замечательного советского режиссера Александра Роу. Этот добрый сказочный дед, помогает добрым и защищает слабых, совершает чудеса и наказывает злодеев. Дед Мороз из русских сказок берет начало в христианском предании от своего прообраза, которому он обязан своим появлением, жившему в третьем веке нашей эры – святителю Николаю Мирликийскому. Никола Угодник, как его любовно величает русский народ был и остается одним из самых любимых и почитаемых наших святых. Ему посвящены сотни храмов и монастырей по всей России, а иконы с его изображением есть в каждой российской семье.

Он родился в III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов. Еще в детстве будущий святитель помогал всякому, нуждающемуся в помощи. Когда он вырос, его выбрали архиепископом города Миры, центра провинции Ликия. Всю свою жизнь он посвятил людям и заботе о страждущих и обиженных. Среди спасенных им были и несправедливо осужденные на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники. В его родном городе и сейчас стоит храм, который турки назвали Баба Ноэль Килизе – Церковь Деда Мороза. Предание гласит, что именно под Рождество святитель Николай совершил одно из своих дел милосердия и сострадания.

Когда он узнал о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», св. Николай спас всю семью от позора. Ночью он тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В Западной Европе история о спасении св. Николаем трех дев стала притчей, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. Они упали в чулки, которые сушились у камина. Так родился обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рож-дество, а святой Николай преобразился в веселого сказочного старика, который спешит выполнять желания на Рождество. И главные его атрибуты – это не мешок с подарками, а милость, сострадание и забота о всякой живой душе, которая готовится встречать Рождество Спасителя. И нет ничего более красноречивого и понятного в рассказах о грядущем Христе, чем дела любви, которым святитель Николай посвятил всю свою жизнь.

Денис Ахалашвили,
ответственный редактор
издательства
Свято-Пафнутьева
Боровского монастыря

 

В других номерах:

№28 (829) / 28 июля ‘15

Зарисовка

Гроза и грех

№40 (793) / 28 октября ‘14

Зарисовка

Опасные связи

№35 (788) / 22 сентября ‘14

Зарисовка

Монастырские мальчишки

 

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс