Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №40 (889) → Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Если ребенок лжет...

Ю. А. Токарева, доктор психологических наук: Если ребенок лжет...

№40 (889) / 25 октября ‘16

Семейная гостиная

Продолжение. Начало в №8 (857) – №39 (888)

Сегодня мы с Вами начнем говорить о проблеме лжи ребенка начального школьного возраста, когда дети начинают придумывать, врать или что-то изобретать. Я хотел бы начать с вопроса: что можно подразумевать под ложью, что можно называть осознанной ложью, а что таковой не будет?

– Действительно, ложь ребенка школьного возраста отличается от лжи ребенка дошкольного возраста, и мы уже говорили, что дети дошкольного возраста чаще фантазируют, чем откровенно врут или преднамеренно говорят неправду. Дети школьного возраста – это чуть больший уровень социального развития, чуть более высокий уровень осознания значимости и того, что значит быть хорошим, поэтому чаще всего они врут, подразумевая какую-то личную выгоду. Разница между ложью, которая носит достаточно осмысленный характер, и ложью, которая легка, фантазийна, заключается в том, что от преднамеренной лжи кто-то страдает, включая самого вруна.

А как проявляется ложь? Давайте поговорим о конкретных примерах. Когда вообще ребенок начинает лгать, это его собственный интерес?

– Существует очень много точек зрения. Если мы говорим уже о преднамеренной лжи, то чаще всего это как раз возраст 6–7 лет, когда ребенок понимает, ради чего ему придется обманывать. Причина лжи – прежде всего, социальный контекст, то есть ребенок врет в большей степени не для себя как такового, а чтобы уложиться в какие-то социальные понятия, нормы, привилегии и т.д.

На сегодня школьник обманывает достаточно часто, и родители жалуются на то, что дети исправляют оценки учителя, говоря, что это учитель ошибся, когда ставил оценку, а потом ее исправил. Но родитель видит, что это рука ребенка поставила отметку, и не знает, как реагировать на такую достаточно явную ложь. Или, например, дети берут деньги на обеды и говорят родителям, что они пообедали именно так, как им было рекомендовано. Но на самом деле дети покупали все, что хотели, может быть, даже кормили своих сверстников, угощали их, чтобы заслужить внимание, одобрение, принятие, включение в группу и т.д.

Бывают достаточно серьезные случаи вранья, когда ребенок говорит, что пошел в школу, а на самом деле не пошел. Ребенок проводит время где-то в компании, может быть, просто гуляет по городу, приходит домой и говорит, что он был в школе, занимался. Может даже придумать и написать в дневнике те уроки, которые ему задали на следующий день и т.д. Эта ситуация может продолжаться до критической точки, когда родителей вызывают в школу, когда с ребенком уже нужно вести себя чуть жестче, чем можно было бы это сделать на начальном этапе. Поэтому ложь выглядит по-разному, и распознать ее в принципе можно.

Тогда давайте начнем с причин лжи.

– Основная причина лжи ребенка в начальной школе (как обманывает подросток, мы будет говорить чуть позже) – это желание заслужить внимание: ему нужно получить какую-то долю внимания, но не негативного, а позитивного, сопровождаемого любовью. Например, ребенок получил плохую оценку, он знает, что внимание к нему будет, и понимает, что оно будет со знаком «минус». Дабы ситуация обратилась в полезную и выгодную для него сторону, он исправляет эту оценку, чтобы избежать наказания и получить нужное для себя внимание.

Другая причина – это откровенная манипуляция. Этот процесс начинается тогда, когда однажды родители не отреагировали на вранье ребенка, и он понимает, что это безнаказанно и даже интересно. Интересно своими рассуждениями, умозаключениями или жизненным опытом вызвать определенную реакцию у взрослого, чаще всего у бабушки. Они очень откровенно «ведутся», когда ребенок приходит и говорит: «Бабушка, меня обижали, и сегодня меня так обидели, что я не смог хорошо ответить на уроке. Мой сосед мне очень мешал, я такой бедный и несчастный». Бабушка отвечает: «Как так? Куда смотрят учителя? Давай я с ними поговорю!» Внук говорит: «Нет, ты, пожалуйста, никому не говори – тогда все может быть еще хуже. Жалей меня, как сейчас, один на один». И бабушка отвечает: «Бедный ты мой, несчастный, на тебе конфетку, посиди у меня подольше, я тебя пожалею».

И, собственно говоря, ребенку жутко нравится, что все сработало. Иногда бывают очень чувствительные родители, мамы, которые тоже покупаются на манипуляцию ребенка, когда он говорит: «Мама, я не смог и не успел, потому что… Только ты не говори, не разбирайся, ты меня подведешь. Я тебе доверяю, а ты доверяй мне. Давай это будет между нами». Именно за этими словами мы можем распознать момент лжи ребенка – он может пытаться помешать родителю предпринять правильные шаги для разрешения ситуация.

Следующая причина вранья – это подражание взрослым. Родители обманывают, и ребенок, как и взрослые, начинает обманывать.

Неужели ребенок видит и чувствует, когда родители обманывают? Он это понимает?

– Тимофей, давай представим ситуацию. Папа пьет кофе на кухне, курит сигарету, и раздается телефонный звонок. Он берет трубку и говорит: «Ой, я сегодня себя так плохо чувствую, я не смогу прийти на работу, я лежу в постели, не встаю, у меня насморк, кашель, я нетрудоспособен». Потом папа кладет телефон и продолжает пить кофе дальше. Ребенок смотрит и думает: «Ничего себе!» Поэтому здесь не нужно каких-то специальных ситуаций, все происходит естественно.

В повседневной жизни очень много ситуаций, которые без лишних объяснений дают ребенку понять, что можно так себя вести.

– Да, что можно врать. Или родители не выполняют обещаний, говорят, что они обязательно что-то сделают, помогут. Но потом ребенок не видит, что это обещание выполнено, он считает, что за этим обещанием стоит откровенная ложь, значит, можно так себя вести. Позже ребенок обещает своим родителям, например, хорошо учиться, приходить вовремя, делать уроки, но он не выполняет этих обещаний, понимая, что родители ведут себя точно так же. Поэтому очередная причина лжи – это то, что ребенок подражает взрослым.

Следующая причина – это самоутверждение, когда ребенку важно заслужить какой-то особый статус в группе. Мы говорили, что ребенок школьного возраста социально ориентирован, ему важно нравиться другим. Поэтому он может врать, чтобы нравиться. Врать сверстникам про то, что у него гениальные родители и они сейчас уехали в Америку на полгода. Может обманывать, что у него много денег и он может купить себе все что угодно, а сам тратит деньги, которые ему дали на обед, или деньги, которые ему дали, чтобы рассчитаться за какие-то школьные услуги. Таким образом, он пытается выделиться перед своими одноклассниками.

Другая причина – необоснованная ложь. Это самая трудная причина: она очень плохо корректируется. Мы не знаем, зачем ребенок врет, видим негативные последствия лжи для ребенка, но он не может остановиться и не может не врать. В таких ситуациях нужно посмотреть на основание лжи чуть более глубоко и привлечь специалистов, поскольку родители вряд ли самостоятельно справятся с необоснованным и регулярным враньем ребенка, когда он не может прожить и получаса без того, чтобы не прибегнуть ко лжи.

Очень часто дети обманывают, чтобы сохранить себя в балансе. Например, возьмем конфликт в семье. Ребенок одинаково любит и отца, и мать, но между ними сейчас создалась очень сложная ситуация, и ребенок при отце – на его стороне, а рядом с мамой – на стороне мамы. И когда родители видят, как ведет себя ребенок, начинают говорить: «Ты почему обманываешь папу, говоря, что он прав, когда только что говорил, что ты на моей стороне? Ты обманываешь!» На самом деле в этом случае ребенок может не иметь принципиальной задачи обмануть: его задача сохранить себя, сохранить более или менее комфортную для себя ситуацию в семье, чтобы можно было жить и общаться с каждым из родителей. Ведь если он сейчас займет позицию либо отца, либо матери, то однозначно кто-то из них будет ему врагом, в зависимости от того, чью позицию он не взял. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Людмила Моисеева

Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз»:
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-lozh_rebenka;
http://tv-soyuz.ru/peredachi/soyuz-onlayn-chetvert-chasa-efir-ot-yanvarya-lozh_rebenka2

 

Читайте «Православную газету»

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс