Православная газета

Православная газета

Адрес редакции: 620086, г. Екатеринбург, ул. Репина, 6а
Почтовый адрес: 620014, г. Екатеринбург-14, а/я 184
Телефон/факс: (343) 278-96-43


Православная
газета
Екатеринбург

Русская Православная Церковь
Московский Патриархат

Главная → Номера → №10 (859) → Протоиерей Артемий Владимиров: Великий пост

Протоиерей Артемий Владимиров: Великий пост

№10 (859) / 9 марта ‘16

Уроки Православия

Продолжение. Начало в №8 (857)

Протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма Всех Святых в Красном Селе и нескольких приписных храмов, член Союза писателей России: – Итак, с чего же начать? Я думаю с того, чтобы поставить самому себе диагноз, потому что в противном случае попадешь в больницу другого профиля. Зачем тебе в инфекционное отделение, если болят суставы? Если тебя начнут лечить от пневмонии, в то время как ты страдаешь плоскостопием, результат хорошим не будет. Диагноз дарован нам Небесным Хирургом Господом Иисусом Христом. Помните, как Он сказал: если вы злы суще, будучи недобрыми… «Если вы, будучи злыми, умеете добрые деяния свершать вашим детям, неужто Отец Небесный не даст блага просящему у Него?» Так вот мы какие! Помните, какими характеристиками мы награждаем друг друга в лучшие часы нашей жизни: «Иван Иваныч – прекрасный человек, а Иван Никифорович – редкой души человек, а Коробочка – это сплошное умиление, а Собакевич – да лучше его хозяина на Руси не найти!» Все это справедливо, но только в определенном отношении. В глубинах нашей души мы существа падшие. И поэтому если сравним себя с Господом Богом, Спасителем Иисусом Христом, Который есть Солнце, не имеющее ни единого темного пятнышка, то по сравнению с Ним, в лучах Его Благодати, мы просто сгустки тьмы, а совсем не солнечные зайчики.

Остатки человеческого добра, которое в нас, без сомнения, заложено, перемешались, по свидетельству святых отцов, со страстями, которые пышным, буйным цветом расцвели в сердце Адама, едва лишь он нарушил завет любви с Богом. Мы как гнилые корешки, родившиеся от этого, уже захваченного болезнью корня. Мы как грязные потоки, которые вытекли из замутненного устья, поэтому «наше человеческое добро уже потеряло знак качества», как утверждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Оно уже неудовлетворительно по своим проявлениям. Оно, наше добро, заражено токсинами тщеславия, гордости, иногда похоти, действующих скрыто от самого человека. Итак, давайте поставим себе этот диагноз: «казус морталес» – смертельный случай. Мы существа погибающие, без Господа мы обречены на вечную смерть и душой, и телом. Вот почему Он, Христос Искупитель, пришедший в этот мир мрака как солнце, Свои лучи распространивший по вселенной, наш Спаситель! Ибо Спасителем искренне именует Господа Иисуса Христа только тот, кто считает себя погибшим,– это простая логика.

А если ты себя погибшим вне объятий Иисуса Христа, простертых со Креста, не считаешь, то Он, Господь Иисус Христос, для тебя не Спаситель и ты лукаво еще начнешь искать каких-то других, льстящих твоему самолюбию «спасителей». Кому-то понравился вечно смеющийся Будда, сложивший ступни в позе лотоса, кто-то привлечен проповедью Магомета, огнем и мечом в VI–VII столетиях насаждавшего свое синкретическое, то есть составленное из элементов Ветхого и Нового Завета, каких-то региональных арабских верований учение во вселенной; а кто-то вообще переметнулся умом в Индию, но не как Садко, ехавший за самоцветами, за пряностями и тканями, и не как Афанасий Никитин, который мечтал о том, что народы будут делиться взаимным добром: «Они – кокосом, мы – пенькою». Есть немало людей, которые повредили свое христианское миросозерцание, думают соединить в своем гипофизе Запад и Восток и говорят, что они посещают занятия христианской йоги или христианского дзэна. Опаснее этого нет ничего! Потому что богооткровенное учение Христа Спасителя не терпит смешения, размывания, и мне искренне жаль тех людей, которые Бога во плоти, греша богохульством, осознанно или нет, поставляют наряду с теми, кто говорил много и долго, но в отличие от Христа на Крест не восходил, и смерть Воскресением не победил, и грехов всего человеческого рода Духом Святым не усвоил, Своею Личностью Божественной не вдохнул в падшее человечество инъекции вечной жизни, которая есть благодать Святого Духа.

Итак, признай себя тем, кто ты есть на самом деле: веточкой, отломленной от лозы и обреченной на усыхание; песчинкой, которая не имеет самостоятельных сил к бытию; сиротой, который обречен на страдания вдали от отчего дома; больным пациентом, который нуждается во враче, как цветок – в солнце, рыба – в воде, мясо – в соли, а младенец – в материнском молоке. Вот вам теория, вот вам предисловие, вот вам необходимое вступление, без которого нам плодов аскетического делания не видать как собственных ушей. Потому что Бог пришел в этот мир призвать не мнимых праведников, то есть людей, надеющихся собственными силами сделать из себя приличную личность, но грешников на покаяние. Во враче нуждаются не мнимо здоровые, инфицированные больные, а страждущие и жаждущие, готовые распластаться на операционном столе под спасительным хирургическим ланцетом. И когда мы уверуем вместе со всей Церковью, со всем сонмом христиан, что Мать Церковь – это наша врачебница, войдем в ее спасительное лоно и очами веры увидим сияющего в свете Фаворском Господа Иисуса Христа, тогда родится в нашей душе тот младенческий вопль, тот жалобный крик, то моление, которое встречается на каждой странице Евангелия. И мы, исполнившись этой детской надеждой на милость Божию, разуверившись в самих себе, потеряв в себе точку опоры и, напротив, обретя ее в Боге, Крепком и Живом, услышим над собою глас Всемогущего, Всеблагого, Всепремудрого Бога: «Лазарь, выйди вон!» – выйди из склепа ты, приговоренный смертью к распадению телесных тканей, к пребыванию душою во аде. «Восстань, спящий, и воскресит тебя Христос!» Аскетика и станет для нас той лестницей, по ступенечкам которой воскрешенный мертвец мало-помалу подымался от худшего к лучшему, от непроницаемого мрака гордости, похоти и злобы к свету веры, надежды и любви. И мы совершенно верим, что руководствуемые Матерью Церковью, имея таких замечательных медбратьев, как перечисленные мною и неупомянутые святые отцы, мы обретем душевное просвещение, телесное здравие, ясность ума, мирное сердце, избавимся от уныния и печали, увидим за своей спиной крылья непрестанной молитвы и благодарности. И сумеем с Божией помощью поделиться опытным знанием с теми, кто будет принимать наши слова не как наши собственные, а как нами самими добытый, выстраданный опыт Матери Церкви. (Продолжение следует)

Расшифровка:
Наталья Коваль

 

В других номерах:

Читайте «Православную газету»

 

Сайт газеты
Подписной индекс:32475

Православная газета. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс

Православная газета. RSS

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс